Повышение эффективности логистических процессов компании за счет информационной аналитической системы



Оглавление

Введение

С каждым годом рынок электронной коммерции увеличивается. В то время как во многих сегментах экономики наблюдается спад, торговля через интернет становится все более популярной.

По оценкам аналитического агентства Data Insight [1] рост рынка электронной торговли в 2015 году составил 25% в рублях и 8% в количестве заказов. 2016 год начался для ecommerce уверенным ростом – январь 2016 показал на 30% больше заказов, чем январь 2015 года. Это можно объяснить рядом факторов.

Во-первых, происходит проникновение интернета в регионы. Люди, которые никогда не пользовались интернетом, осваивают его и пробуют сделать онлайн-заказ. По данным исследования Яндекса [2] (данные для анализа предоставиликомпания GfK, Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и TNS (исследовательская группа))за год число интернет-покупателей по отношению ко всем пользователям интернета выросло в каждом регионе России. Самый значительный рост (9%) наблюдался в Северо-Западном федеральном округе (без учета Санкт-Петербурга), слабее всего в двух столицах, где проникновение уже было на высоком уровне.

Во-вторых, люди начинают совершать периодические покупки в интернете. Вместо того, чтобы выйти за продуктами или хозяйственными товарами в розничную точку продаж, пользователи интернета предпочитают, чтобы нужные товары им доставили до двери. Как следствие, совокупный объем продаж через интернет растет.

В-третьих, в последние годы эксперты отмечают всплеск спроса со стороны стран СНГ и таможенного союза. Жители этих стран приобретают опыт в совершении онлайн-покупок и идут в российские интернет-магазины.

Принимая во внимание совокупность ключевых параметров, способствующих росту электронной торговли в России, необходимо отметить, что рост всегда порождает и ряд проблем, связанных с масштабированием бизнеса. Сегодня главной проблемой для электронной торговли является выстраивание эффективных логистических процессов компании, так как это одна из немногих частей, которая видна покупателю. Процесс получения заказа является крайне важным, он влияет на лояльность клиента и на его мнение об интернет-магазине.

Следуя общему тренду в электронной торговле, интернет-магазины понимают, что отдать логистические процессы по доставке их заказов сторонней компании будет более выгодно (операционные издержки будут ниже), нежели чем выстраивать их самостоятельно. Именно поэтому вопрос выбора логистического партнера крайне важен для успешной деятельности интернет-магазина, что делает данную работу актуальной.

Объектом данного исследования являются логистические процессы компании дистанционной торговли, предметом исследования – алгоритм выбора логистического партнера.

Целью данной работы является повышение эффективности логистических процессов компании за счет информационной аналитической системы, позволяющей подбирать оптимального логистического партнера компаниям, работающим в сфере дистанционной торговли.

Разработанная система дает возможность выбрать наиболее подходящего логистического партнера с учетом специфики фирмы, а также ее целей и стратегии на рынке. В свою очередь, партнерство с логистической компанией обеспечит компании качественные логистические процессы и улучшение сервиса для конечных покупателей. В широком смысле, устранение проблемных участков в логистике за счет сторонних компаний-экспертов в этой области позволит дать клиентам интернет-магазинов тот уровень сервиса, который бы их устраивал и побуждал делать покупки снова и снова.

Задачи исследования состоят в следующем:

  1. Анализ роли логистических услуг в сфере дистанционной торговли.Анализтекущей ситуации на рынке и влияния современной экономико-политической ситуации на выбор логистических партнеров.
  2. Общая характеристика и классификация логистических компаний, обслуживающих дистанционную торговлю.
  3. Выявление особенностей и типовых критериев, влияющих на выбор логистического партнера.
  4. Создание базы данных логистических компаний.
  5. Разработка алгоритма подбора логистического партнера.
  6. Разработка бизнес-логики для портала информационной системы.
  7. Создание модели функционирования информационной системы.

Как ограничение в создании данной работы была взята предпосылка, что рассматривался только российский рынок логистических услуг для компаний дистанционной торговли на основе открытых источников.

В работе применяются следующие методы исследования: анализ, методы классификации и обобщения, метод моделирования. Для создания базы данных был использован программный продукт MS SQL Server.

В ходе данного исследования проведен краткий анализ рынка электронной коммерции и выявлена роль логистических процессов для компаний дистанционной торговли. Подробно рассмотрен рынок логистических услуг для компаний, продающих материальные товары дистанционно, сделан обзор игроков рынка и приведена их классификация по типу предоставляемых услуг. Внутри группы компаний, которые предоставляют схожие услуги, проведена более глубокая степень детализации, что позволило выявить меньшие по размеры группы, где компании объединены общей специализацией. Кроме этого, разработан алгоритм по выбору типа логистического партнера и выделены 4 типа критериев. Те, что позволяют определять потребности в аутсорсинге логистики; первичные и вторичные критерии по выбору логистического партнера; критерии выбора в зависимости от размера компании. На их основании создана база данных логистических компаний и описана модель информационного портала, который позволяет совершить автоматизированный подбор оператора логистических услуг.

Данная работа включает в себя три части. Исследование начинается со введения, где освещена проблематика темы, описаны цели и задачи, ограничения, а также уделено внимание методам исследования и его результатам. Кроме этого, во введении обозначаются объект и предмет исследования, и затрагивается вопрос актуальности проблемы. Вторая часть является основной и состоит из трех глав. Первая глава содержит теоретическую часть работы и служит базой для последующих частей. В ней рассматривается роль логистики для компаний дистанционной торговли, приведен обзор логистического рынка и классификация его основных игроков. Во второй главе настоящей работы разрабатываются критерии, определяющие выбор логистического оператора по различным параметрам. Глава 3 является практической, в ней разрабатываются база данных и бизнес-логика информационного портала по подбору партнера. Помимо этого, в 3 главе приводится описание функционирования проекта. Последняя часть –заключение. В нем обобщены результаты исследования, полученные во всех главах.

  1. Логистика в электронной торговле
    1. Обзор материалов по проблеме логистики

По проблеме, рассматриваемой в настоящей работе, не написано научных трудов в связи тем, что появилась она относительно недавно, одновременно с появлением электронной торговли. Однако существует ряд компаний, которые активно занимаются изучением этой проблемы и публикацией результатов исследований. Среди них: аналитическое агентство DataInsight, Ассоциация Компаний Дистанционной Торговли (АКИТ) и Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли (НАДТ).

В основу настоящей работы легли оценки рынка и результаты исследований экспертов в области электронной торговли Федора Вирина и Бориса Овчинникова. Автор данного исследования использовала их материалы, ссылки на них приведены в тексте.

  1. Электронная торговля в России

Первым делом необходимо разъяснить отличие дистанционной торговли и электронной коммерции. Последняя входит в понятие продажи товаров дистанционно, но сосредоточена в интернете [3]. В то время как дистанционная торговля включается в себя продажу товаров через каталоги и телемагазины [4]. Порядок продажи товаров дистанционно строго регламентируется государством [5]. В данной работе внимание сосредоточено на компаниях дистанционной торговли, так как проблема качественной доставки актуальна для всех продавцов этой категории.

По данным аналитического агентства Data Insight [6] сегодня в России больше 150 000 интернет-магазинов. В это число входят те, которые продают только через интернет, и те, для кого онлайн продажи – это лишь дополнительный канал к оффлайну. Также, это количество включает в себя продажи авиабилетов, туристических путевок и готовой еды (пицца и суши).

Примерно 4000 магазинов из 150 000 обрабатывают более 10 заказов в сутки. Среди них 70 имеют больше 1000 заказов в день, а чуть более 500 магазинов – более 100 заказов в день. Менее крупные магазины сложнее отследить, но по оценкам Data Insight [7] 30 тысяч магазинов имеют не менее 1 заказа в день (включая и все перечисленные выше). Оставшиеся магазины принимают единицы заказов в месяц и в неделю ( ).

Необходимо отметить, что сегодня на 1000 самых крупных магазинов приходится 84% всех принятых заказов (не учитывались трансграничные продажи, услуги и готовая еда).  На первые 2 000 интернет-магазинов приходится более 95% всех сделанных покупателями заказов. Это значит, что на 1000 интернет-магазинов в первом полугодии 2015 года приходилось порядка 450 тысяч заказов в день.

Таким образом, можно говорить о том, что интернет-магазинов, не входящих в топ-2000 очень и очень много. Более того, по оценкам Бориса Овчинникова в год открывается 30 000 новых интернет-магазинов и 20 000 закрывается. Цифры существенно меняются от года к году, особенно если принять во внимание тот факт, что закрытие интернет-магазина отследить намного сложнее, чем его открытие. На рынке наблюдается тренд снижения активности предпринимателей год к году. Это влечет за собой общее уменьшение темпов прироста интернет-проектов в России.

Наблюдаемые тренды не препятствуют развитию рынка. Если рост числа магазинов остановится, число покупок будет увеличиваться за счет топ-2000 интернет-магазинов России. Активные увеличиваются первые несколько тысяч магазинов: если в 2013 году более 10 заказов в сутки было всего у 2 тысяч магазинов, то к середине 2015 года – это уже 4 тысячи. Крупнейшие растут еще быстрее: в 2013 году на 1000 магазинов приходилось 70 % всех совершенных заказов, то сегодня этот процент почти достиг 85%.

Таблица . Количество крупных и средних магазинов в Рунете

Число заказов в день

Количество магазинов

Крупные: больше 1000 заказов

68

Средние: 300-1000 заказов

120

Небольшие: 50-300 заказов

770

Маленькие: 10-50 заказов

3000

  1. Роль логистических партнеров для компаний дистанционной торговли

Прежде чем остановиться на важности правильного выбора логистических партнеров для электронной коммерции, необходимо определить роль логистики в работе этих компаний в целом.

Что видит покупатель, приходя в розничную точку магазина? Как он оценивает качество обслуживания и складывает свое впечатление о продавце? Результаты исследования Мерилиса Б. и Миллера Д. (MerrileesB.andMillerD.)[8] показывают, что покупатель обращает внимание на 4 ключевых фактора в магазине: обслуживающий персонал, низкие цены, дизайн магазина, товары.

Когда потребитель имеет доступ к интернету и может сделать все покупки там же, он обращает внимание на другие параметры, влияющие на его отношение к магазину. Клиент интернет-магазина не видит ни витрины (ее заменяет корзина на сайте), ни дизайна магазина (расположение полок с покупками, распределение отдельных секций с товарами по торговому залу), ни персонала, работающего там. Сегодня онлайн-покупателю важна легкость совершения заказа, скорость и качество доставки, вежливость и пунктуальность персонала: курьера, сотрудника call-центра, работника точек самовывоза заказа.

Интернет полон магазинов, которые закупают товар у одних поставщиков и продают по одинаковой цене. В таких условиях роль цены при выборе места покупки утрачивает свою значимость. Вместо этого на первый план выступают такие показатели как качество (удобство пользования,usability) сайта и параметры доставки (скорость, возможность выбора различных вариантов доставки, цена за доставку, предоставление дополнительных услуг, например, примерка одежды и обуви).

Рынок электронной торговли переходит на новый уровень развития, когда лидерство определяется не самой низкой ценой на рынке, а самым лучшим качеством сервиса для своих покупателей.

Как мы видим, с появлением торговли через интернет значение логистических процессов заметно возросло. Компании дистанционной торговли поняли, что демпинг на рынке – это путь в никуда. Именно поэтому главной задачей интернет-проектов является интенсивное, а не экстенсивное развитие своего бизнеса. Сразу возникает 2 точки роста: через логистику и черезIT-системы. Совершенствование логистических процессов позволит сократить затраты на обработку единицы товара и получить преимущество в качестве сервиса, а модернизация (или полная смена)IT-системы поможет найти и оптимизировать узкие места в процессинге заказа. Сосредоточимся на первой точке роста.

Интернет-магазины, как и другие компании дистанционной торговли, на старте сталкиваются с необходимостью выбрать: будут ли они строить собственную логистику или отдадут эти процессы на аутсорсинг. Другими словами, перед ними стоит выбор: отдать значительную часть бизнеса под контроль сторонней компании или самостоятельно разбираться в той области, где они не являются экспертами. Компании дистанционной торговли понимают критическую значимость последней мили для их бизнеса. Последняя миля в контексте логистики – это доставка интернет-заказа непосредственно до получателя. То есть, когда клиент выбирает доставку курьером до двери, то последнюю милю осуществляет курьерская компания. Как бы идеально не были отлажены процессы внутри компании, роль последней мили неоспорима. Испортить впечатление покупателя может и невежливость курьера, и его географическая неграмотность, когда он звонит несколько раз для уточнения дороги, и его неаккуратный внешний вид, речь и тд.

Можно выделить два типа компаний, которые решили инвестировать в собственную службу доставки. Во-первых, это компании, продающие в сложные для перевозки товары. Например, фирмы из сегментов мебели,DIY, крупной бытовой техники несколько лет назад не могли выбрать аутсорсинг логистики, так как предложение на рынке отсутствовало. Это послужило толчком к тому, что такие компании выстроили собственные процессы и могут обслуживать в логистике не только себя, но и другие интернет-магазины. Во-вторых, свою службу доставки выстраивают компании, ориентированные на лидерство на рынке, те, которые не могут позволить себе ошибки сторонних, не заинтересованных в развитии сотрудников. В совокупности, компаний первого и второго типа на рынке не много. А значит, большинство отдает логистику на аутсорсинг и снимает с себя обязанность следить и руководить этой сложнейшей частью бизнеса. Далее мы рассмотрим более подробно рынок аутсорсинговой логистики для компаний дистанционной торговли.

  1. Общая характеристика логистических партнеров

По данным исследования Data Insight «Логистические услуги: Основной доклад 2015» рынке логистики для электронной торговли сегодня более 270 компаний.

Информация о количестве игроков на рынке логистики для интернет-магазинов представлена . Выделено 5 основных видов компаний, а количество участников каждого типа оценено на основании открытых источников. Для тех компаний, которые предоставляют широкий спектр услуг, и могут быть отнесены к нескольким группам, было выбрано их основное направление деятельности во избежание повторного подсчета. Все компании, которые осуществляют предпочтовую обработку и почтовую отправку вошли в курьерские компании или в фулфилмент-операторов. Они не были выделены в отдельную группу, так как практически нет компаний, которые предлагают исключительно услуги по предпочтовой обработке заказов.

Самым большим по численности типом являются курьерские компании, их на рынке больше 200. Если не учитывать совсем маленькие компании, которые пропускают через себя незначительный объем отправлений, то крупных и средних на рынке по оценкам Data Insight около 100 по России.

Курьерские компании можно разделить на подгруппы по размеру (). При этом компаний, осуществляющих доставки по всей России (через посредников или самостоятельно) на рынке более 100. В это число вошли региональные, федеральные и международные компании. Количество курьерских служб, обслуживающих один город и прилежащую к нему область, не фиксированно и насчитывает 100-150 компаний. Большинство их сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных городах может не быть собственной службы доставки, но там обязательно присутствуют федеральные игроки. Маленькие компании либо закрываются, не выдержав конкуренции, либо увеличиваются и переходят в разряд средних.

Сейчас стремительно увеличивается число фулфилмент-операторов, услуги комплексной обработки заказов оказывают более 50 компаний на рынке. Стоит отметить, что в этот список не вошли те, кто обладает компетенциями и выстроил сильные подразделения фулфилмента, но специализируются в других областях логистики, например, на курьерской доставке.

После фулфилмент-операторов следуют по количеству транспортные компании. Их сейчас около 40. В основном, это компании, у которых большой автопарк, и они занимаются преимущественно автомобильными и железнодорожными перевозки.

Оставшиеся две группы новые для рынка и еще не многочисленны. Во-первых, это интеграторы, агрегаторы и консолидаторы, объединенные в одну группу. Она насчитывает 7 ключевых представителей. Во-вторых, это группа постаматов с 2 игроками. Такое небольшое число сетей постаматов объясняется значительным барьером на вход в эту категорию из-за огромных инвестиций в сами автоматизированные аппараты.

Таким образом, на рынке насчитывается более 300 компаний, половина из которых – средние и крупные игроки.

Таблица . Типы логистических компаний

Тип компании

Количество

Курьерские службы

200+

Фулфилмент-операторы

50

Транспортные компании

40

Постаматы

2

Интеграторы, агрегаторы, консолидаторы

7

Всего

300+

Таблица . Типы курьерских служб

Тип курьерской компании

Количество

Международная

2

Федеральная

4

Региональная

100

Городская

100+

Служба, создававшаяся как подразделение ИМ

10

Итого

216+

  1. Классификация логистических партнеров для компаний дистанционной торговли

Все компании на рынке логистики можно разделить по роду деятельности (по характеру оказываемых услуг) на 3 части. Первая, самая значимая – это логистические компании, которые занимаются доставкой: магистральные перевозчики и операторы последней мили. Так как рынок постоянно развивается, границы между игроками размываются, и все больше компаний предлагают своим клиентам полный комплект услуг без разделения процесса доставки до конечного покупателя на части. Вторая по важности группа включает операторов обработки и хранения заказов. Они также активно наращивают свои компетенции, предоставляя все больше услуг из смежных областей. Третья группа состоит изIT-решений для облегчения ведения логистического бизнеса. Подробное описание каждой группы представлены ниже.

  1. Логистические компании

Национальный оператор почтовой связи.Почта России – единственный национальный оператор в нашей стране. Так как отделения расположены во всех городах и большинстве сел и деревень, компания имеет наибольший территориальный охват, а также пропускает через себя подавляющее большинство кросс-бордерных отправлений (около 95%). Наличие 42 000 отделений в совокупности с постоянным улучшением сервиса делают Почту России серьезным конкурентом альтернативным почтовым операторам.

Международные логистические компаниибылиобразованы за пределами России. В сегменте экспресс-отправлений международных компаний с присутствием в России намного больше, чем в ecommerce.

Федеральныекурьерские компанииосуществляют доставку отправлений по России и соседним странам. Это крупные, зарекомендовавшие себя на рынке компании, они пришли вecommerce из смежных областей. На момент выхода на рынок у них уже имелись необходимые инфраструктура и мощности, что и позволило им стать ключевыми игроками на рынке.

Региональные курьерские службы самостоятельно доставляют в часть или во все крупные города России, а в отдаленных регионах используют услуги подрядчиков: федеральных и локальных игроков.

Городские курьерские службы доставляют посылки в пределах города. Они знают специфику работы в конкретном месте и действуют по отлаженным схемам логистики, специально разработанным с учетом особенностей города. Федеральные компании, не имеющие своих представительств в городе, пользуются их услугами в регионах для того, чтобы расширить зоны территориального охвата и не выстраивать собственную инфраструктуру, для которой требуются немалые инвестиции. Так как рынок не имеет барьеров на вход, постоянно открываются новые городские курьерские службы. Однако для небольших компаний, не нацеленных на рост, на рынке мало перспектив из-за сильнейшей конкуренции, которая только возрастает с течением времени. В виду этого, много компаний прекращают работу уже в первый год существования.

Постаматы, или почтоматы,– это платежный терминал и автоматизированные ячейки для хранения и выдачи заказов из интернет-магазина. Это определение приводится в онлайн-словаре Академик [9]. Постаматы – этоальтернатива доставке курьером или Почтой РФ. В качестве мест размещения, как правило, выбираются торговые центры или магазины, но при этом теряется ключевое преимущество – интернет-заказ нет возможности забрать в любое время, необходимо подстраиваться под режим работы помещения, где установлен постамат.

Пункты вывоза заказов.Службы доставки либо открывают свои ПВЗ, либо используют партнерские сети. ПВЗ включают в себя преимущества доставки курьером: предоставление дополнительных услуг, таких как примерка заказа до совершения покупки, и постаматов: покупатель забирает отправление в удобное время, не подстраивая планы под курьера (ограничение во времени из-за режима работы ПВЗ остается). Весомый плюс – это легкость возврата заказа, если он не подошел покупателю.

Транспортные компаниизанимаются магистральными перевозками грузов между городами, но также, в качестве дополнительной части бизнеса, предоставляют услуги «последней мили». Региональные курьерские службы заключают партнерство с транспортными компаниями для перевозки заказов между регионами. Определение и регламент работы транспортных компаний приведены в Федеральном законе № 78 «О транспортно-экспедиционной деятельности» [10].

Сервисы доставки день-в-день.Недавно на рынке появились сервисы, доставляющие покупки в день заказа. У них используется особая схема работы, а именно, нет маршрутизации доставок. Курьером может стать любой человек, скачавший приложение и прошедший регистрацию. При поступлении заказа в систему, доставляет его тот, кто в момент поступления заявки находится ближе всего.

  1. Хранение товаров
  2. Фулфилмент-операторы приобретают все возрастающую популярность среди интернет-магазинов. Они полностью берут на себя полный цикл работы с заказом с момента поступления его с сайта до момента вручения конечному покупателю [11]. Если ранеене было качественного предложения с их стороны, то сейчас фулфилмент-операторы подстраиваются под нужды конкретного клиента и могут выполнить все его требования качественно.

    Внешние колл-центрыиспользуются интернет-магазинами и логистическими компаниями для внесения заказов в систему и консультирования покупателей.

    3PL-провайдерыпредлагают складское хранение и все связанные с ним услуги. Основное отличие от фулфилмент-оператора состоит в том, что оператор 3PL не работает со штучными товарами, только с паллетами.

    1. IT-сервисы
    2. Интеграторы доставок – это сервис, обеспечивающий легкое взаимодействие интернет-магазина и его логистических партнеров. Необходимость в интеграторе появляется в тот момент, когда интернет-магазин желает работать с несколькими компаниями и не хочет интегрироваться с каждой по отдельности. Интеграторы не принимают ни заказы, ни деньги, они только обеспечивают стандартизацию жизненного цикла заказа.

      Агрегаторы доставокпоявились на российском рынке логистики относительно недавно. Ключевое отличие от интеграторов в том, что все заказы интернет-магазина, прежде чем поступить в базу логистической компании, проходят через агрегатор. Партнерство с агрегатором предоставляет интернет-магазину возможность доставлять свои заказы по всей России по выгодным тарифам, а это, в свою очередь, стимулирует электронную коммерцию к росту.

      Консолидаторы доставокработают с отправлениями. Это ихосновное отличие от агрегаторов и интеграторов. Они представляют собой промежуточное звено между логистическими компаниями и интернет-магазинами. Консолидаторы забирают от интернет-магазина все заказанные товары, после этого объединяют отправления для доставки в один регион (город), и передают сконсолидированный груз транспортной или курьерской компании. При такой схеме интернет-магазин значительно экономит на передаче товаров в разные службы доставки. курьерских компаний на рынке выступают в качестве консолидаторов.

      1. Обзор рынка логистики для электронной торговли

      По оценкам Варвары Нехиной, эксперта в области логистики для интернет-торговли, рынок растет на 40% в год [12]. Окончательно рынок не оформился, явных лидеров нет. Есть 10-15 ключевых компаний, которые специализируются в предоставлении различного рода услуг. Можно выделить7 основных трендов на этомрынке:

      1. В время кризиса 2014 года много небольших логистических компаний покинуло рынок, и с углублением кризиса риски потери бизнеса увеличиваются. Интернет-магазины, продающие товары массового потребления, не конкуренты Китаю с его беспрецедентно низкими ценами, следовательно, падают количество продаж российских магазинов и товарооборот. Для служб доставки, которые подстроились под текущую ситуацию, открываются новые возможности для укрепления своих позиций. Происходит отсеивание неэффективных игроков и слияния и поглощения, делающие рынок менее фрагментированным и более зрелым.
      2. С 2013 года предложение логистических услуг стало улучшаться и для основного количества интернет-магазинов отдавать логистику сторонним компаниям стало выгоднее и удобнее, строить самим. Более того, если говорить про маленькие, средние и часть крупных интернет-магазинов, то качество услуг логистики внешнего подрядчика выше, чем свое.
      3. Появляются новые сервисы: фулфилмент, забор из магазина, возвраты, частичный отказ. Они создают конкурентное преимущество среди магазинов и, как следствие, среди курьерских компаний.
      4. Логистические компании понимают необходимость уменьшать издержки на единицу отправления. Этого можно достичь путем разработки сильной сервисной и IT-поддержки, автоматизации и улучшения всех процессов, что в конечном итоге приведет к увеличению эффективности работы курьеров.
      5. Почта России, сети постаматов и пунктов выдачи заказов (далее - ПВЗ) укрепляют свои позиции. Это происходит по нескольким причинам.

      Во-первых, альтернативные курьеру способы доставки предоставляют конкурентоспособный сервис. Раньше потребитель мог выбрать только дорогую доставку курьером, или ненадежную и дешевую Почту России. Пункты выдачи, где покупатель может посмотреть на товар, примерить его и получить консультацию, и недорогие постаматы поменяли отношение покупателя в их сторону. Сейчас у Почты России нет конкурентов по цене и по территориальному охвату в России. Компания активно расширяет линейку своих услуг и завоевывает новые ниши, привлекая клиентов сервисом и низкими ценами.

      Во-вторых, магазины с оффлайновой сетью перераспределяют потоки клиентов на новые каналы: получение заказов в торговых точках для снижения расходов на обработку одного заказа. Конечные покупатели предпочитают забрать заказ в пункте выдач, так как это логистически проще (нет нужды подстраивать планы под приезд курьера). Сейчас сети выдачи и доступность точек увеличиваются в большинстве крупных городов.

      1. Количество логистических компаний в регионах существенно ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Это связано с тем, что основной товарооборот происходит через столицы, которые более развиты и вIT-технологиях, и в оптимизации бизнес-процессов, что делает региональные компании менее конкурентоспособными на рынке.
      2. Увеличивается спрос на доставку крупногабаритных заказов, однако текущее предложение не в состоянии удовлетворить его. Все больше покупателей предпочитают доставку мебели или крупной бытовой техники до двери, а компаний, которые могут предоставить такую услугу очень мало.
        1. Постановка проблемы исследования и пути ее решения

      Если обобщать приведенные выше данные, можем отметить, что российский рынок логистики для электронной торговли находится на начальном этапе формирования. Он молодой, структура и правила работы на нем еще не оформились окончательно. Рынок сегментирован в двух плоскостях. Во-первых, игроки различаются по типу предоставляемых услуг. Во-вторых, компании, которые предлагают одну и ту же услугу, могут работать только с клиентами определенного размера или товарной категории. Рынок привлекателен для новых игроков, так как нет барьеров на вход (справедливо для большинства типов логистических компаний), что влечет за собой увеличение числа участников рынка. В дополнение к этому постоянно увеличивается количество клиентов на рынке, стимулируя этим рост предложения.

      При выборе логистического партнера перед компанией дистанционной торговли стоят 2 основные проблемы.

      1. Какое соотношение аутсорсинга и самостоятельного выполнения процессов должно быть в логистике компании, чтобы максимально снизить издержки с учетом сохранения необходимого уровня качества услуг. Другими словами, компания решает, с логистом какого типа ей выгоднее сотрудничать – тем, кто возьмет на себя логистику полностью, частично или в минимальном объеме.

      В данном случае на выбор влияет большое количество факторов, анализ которых очень ресурснозатратный. Грамотно сделать выбор можно либо выделив специалиста внутри компании, который проведет анализ всех возможных вариантов, либо наняв внешнего подрядчика для этой же цели. Чаще всего фирмы не имеют временных и денежных ресурсов для того, чтобы комплексно подойти к проблеме выбора. Тогда он делается не аналитическим путем, а исходя из личностных предпочтений руководства (например, по знакомству).

      1. Какая компания сможет удовлетворить нужды клиента лучше, чем это сделают ее ближайшие конкуренты.

      Так как рынок не стандартизирован, то при получении нескольких коммерческих предложений по сотрудничеству, сравнить их достаточно сложно, и требует много времени. Ввиду этого, как правило, выбору уделяется недостаточное внимание со стороны руководства, что приводит к неэффективному использованию бюджета на логистику.

      Обе проблемы можно решить путем автоматизации первичного процесса выбора. Аналитическая система позволит сэкономить временные и денежные ресурсы и сосредоточить внимание руководителей на иных важных задачах компании. Она будет содержать:

      1. Все основные логистические компании, представленные на рынке, с разбивкой по типу предоставляемых услуг. Для компании дистанционной торговли это позволит исключить процесс сбора информации о потенциальных подрядчиках.
      2. Уточнение, с какими фирмами по размеру и с какими товарными категориями работает каждая логистическая компания из списка.
      3. Контактную информацию для быстрой связи непосредственно с представителем логистической компании.
      4. Алгоритм по выбору типа логистического партнера. Все стандартные случаи, когда предпочтительна та или иная форма сотрудничества, уже внесены в систему, и руководству не надо тратить время на то, чтобы проводить анализ самостоятельно.

      1. Алгоритм выбора логистического партнера
        1. Обзор и сравнение существующих информационных систем для подбора логистического партнера

      На сегодняшний день в интернете существуют ресурсы, которые предоставляют пользователю возможность ознакомиться с предложением на рынке логистических услуг по всей России или в конкретном ее городе. В основном, они созданы на базе онлайн-журнала о логистическом или электронном бизнесе как дополнение к основному контенту. Кроме этого, существует огромное количество ранжированных списков логистических компаний, составленных экспертами в этой области для помощи интернет-магазинам.

      Основных информационных логистических порталов 9. Остановимся подробнее на трех ключевых и рассмотрим их содержимое.

      1. Клуб умных ритейлеров Shopolog
      2. Рейтинг курьерских служб Курьерофф
      3. Информационно-маркетинговая система Умный Логист
      4. Информационный порталLogirus
      5. Поиск логистических компанийTransMap
      6. ГазетаДеловой Петербург
      7. Портал по выбору оптимальной службы доставки по России и за рубежeDost
      8. Яндекс.Каталог курьерских служб
      9. Сервис по выбору курьерской или транспортной компанииDostMaket.RU

      Shopolog.В каталогепредставлены компании, которые работают во всех сферах электронного бизнеса. В разделе логистики, который на момент написания настоящей работы был обновлен в октябре 2015 года, насчитывается 94 компании. Все они специализируются на доставке для интернет-магазинов или их логистическом обслуживании и разбиты на следующие категории: трекинг отправлений, курьерские службы, автоматизация доставки,orderfulfillment, дропшиппинг, почтоматы.На  представлен интерфейс каталога.

      Рисунок . Интерфейс клуба умных ритейлеровShopolog

      Как мы можем видеть из рисунка 1, фильтров поиска нужной компании нет. Имеется поиск по названию компании и есть возможность отсортировать список по дате обновления или по алфавиту.

      Далее рассмотрим содержимое карточки компании, присутствующей в каталоге ().

      Рисунок . Карточка компании «Грастин» в каталоге Shopolog

      В карточке компании присутствует следующая информация:

      • Контакты (e-mail, телефон,web-сайт)
      • Минимальная стоимость доставки
      • Тип решения, на котором работает система
      • Услуги

      В карточке также отмечено, что данные были отредактированы самой компанией. Это говорит о том, что они могут быть недостоверные.

      Курьерофф.Вкаталоге все курьерские компании разбиты на 4 группы: экспресс-доставки; доставки документов; для интернет-магазинов; те компании, кто работает круглосуточно.

      В группе доставок для интернет-магазинов выделено 194 компании, для каждой из которых пользователю предлагается ознакомиться с тарифами на доставку и контактной информацией компании ().

      Рисунок . Интерфейс рейтинга курьерских служб Курьерофф

      Карточка компании содержит 4 вкладки: компания, услуги и цены, отзывы, новости (). Во вкладке «компания» представлена информация о компании, ее контактные данные и режим приема заявок. В «услуги и цены» пользователь найдет список предоставляемых компанией услуг с разбивкой по ценам. Реализован функционал публикации отзывов в качестве клиента и сотрудника компании. Кроме того, можно ознакомиться с новостями компании.

      Рисунок . Карточка курьерской службы Факел в рейтинге Курьерофф

      Умный Логист.Данный инструмент позволяет оценитьтранспортные компании на основе отзывов клиентов по следующим показателям: цена, клиентоориентированность, срок исполнения заявки, развитость филиальной сети. Сервис сравнивает 15 ключевых транспортных компаний на рынке без учета специфики работы с интернет-магазинами (). Есть настраиваемый поиск по предоставляемым услугам или городам присутствия.

      Рисунок . Рейтинг транспортных компаний на портале Умный логист

      Карточка компании представлена на .Она достаточно подробная, содержит в себе информацию о компании, контактные данные, описание услуг и основных направлений перевозок. В дополнение к этому, в карточке можно заметить ссылку на калькулятор стоимости доставки на сайте, статистику тарифов и новости компании.

      Рисунок . Карточка компании «Деловые линии» на портале Умный Логист

      Остальные ресурсы из предложенного выше списка содержат лишь сортированные по алфавиту списки компаний без возможности поиска по параметрам. Их карточки состоят из основной информации (контакты, описание) и не дают полного представления об услугах, ценах и территориальном охвате доставок.

      Как мы можем видеть, основные ресурсы для подбора логистического партнера для компаний дистанционной торговли несовершенны, узко направлены и не содержат ключевой информации для принятия решения о том, подходит ли конкретная компания для сотрудничества, обладает ли она необходимыми компетенциями и услугами в своей линейке.

      1. Влияние современной экономико-политической ситуации на подбор логистических партнеров в сфере электронной коммерции

      Для того, чтобы создать более полную и совершенную информационную систему по сравнению с рассмотренными в предыдущей главе, необходимо определить основные параметры, которые интересуют интернет-магазин при выборе партнера. В связи с этим надо учитывать не только сложившийся в данной области опыт и стратегию фирмы на рынке, но и современную экономико-политическую ситуацию, которая во многом поменяла угол зрения на проблему выбора партнера.

      Если раньше конечный клиент только осваивал покупки онлайн и не обладал ни широким выбором интернет-магазинов, где сделать покупку, ни уверенностью в том, что он всегда прав, то сегодня портрет совершенно иной. Если пользователь интернета, в особенности столичный, хочет совершить покупку, то он ожидает качественного сервиса, доставки вовремя, удобных условий. Сегодня у него есть выбор из десятка (если не больше) интернет-магазинов, где предлагается один и тот же товар по схожей цене. Он купит там, где ему привезут быстрее и качественнее.

      Рынок, где лидерство решает цена, постепенно превращается в рынок сервиса. Учитывая, что интернет-торговля уже не растет такими темпами, как это было несколько лет назад, все онлайн-магазины начинают делать упор на качество сервиса и минимизацию затрат на процессинг заказов. С приходом кризиса рынок стал жестче, требования возросли, тем самым создав барьер для работы малоэффективных компаний с недостаточно некачественными услугами.

      Как это ни парадоксально, кризис перевел рынок логистики на качественно новый уровень и продиктовал новые правила игры. Не смогли остаться на рынке те компании, которые не были клиентоориентированы и не продумывали стратегию на будущее. Те, кто не понял, что демпингом нельзя выиграть рынок, также покинули рынок.  Сегодня компании смотрят в сторону улучшения качества логистики и сопровождающих бизнес логистических услуг. Ниже приводятся основные факторы, влияющие на выбор интернет-магазинами логистического партнера в кризис:

      1.Решающий фактор – качество доставки, а не цена.Если не брать во внимание качество товара и его соответствие картинке на сайте, покупатель оценивает интернет-магазин по тому, насколько просто и удобно был получен заказ. Поэтому он крайне чувствителен к качеству доставки. Если с ним невежливо общался работник call-центра или курьер, последний опоздал или не предупредил о переносе времени доставки, привез не тот товар по неправильному адресу, то велика вероятность, что покупатель не станет совершать повторный заказ в этом же магазине при наличии альтернативных. Если раньше интернет-магазины не оценивали лояльность, не боролись за каждого клиента, так как количество уникальных покупателей стремительно росло, и конкуренция не была столь велика, то сейчас ведется борьба за каждого покупателя с целью привлечь его к повторной покупке.

      2.Дополнительные услуги для конечного покупателя.Если рассматривать данный аспект со стороны независимого исследователя рынка, то ценность неочевидна. Не было ни одного исследования, которое бы показывало, что наличие примерки в интернет-магазине (при том, что покупателю понятны условия возврата и на сайте приведена четкая система размеров) привело к увеличению количества клиентов в сравнении с аналогичным магазином, не предлагающим этой дополнительной опции. Если же смотреть со стороны интернет-магазина, который конкурирует с десятками себеподобных, то любое отличие будет казаться конкурентным преимуществом. Еще один аргумент против влияния дополнительных опций – Алиэкспресс. Люди заказывают по предоплате товары, которые нельзя померить и готовы ждать их по несколько месяцев из Китая. Так как целью данной работы является создание сервиса для интернет-магазинов, целесообразно будет включить данный параметр как один из критериев по выбору логистического партнера.

      3. Прозрачная система тарификации.До кризиса интернет-магазины хотели отдавать всю логистику «под ключ» не заботясь о ней. Они могли себе позволить заплатить партнеру чуть больше, лишь бы он взял на себя все обязательства по логистическим процессам. Сегодня же интернет-проекты тщательно проверяют все присылаемые счета, изучают тарифные сетки, тратят собственные ресурсы на то, чтобы нормализовать тарифные сетки всех потенциальных партнеров и выбрать самого эффективного.

      4.СильныеIT-системы.Система логистического партнера должна быть не только гибкой и с возможностью доработки под конкретные нужды магазина, но и уметь масштабироваться с учетом роста своих клиентов. Во то время, когда важна любая деталь, умение или неумениеIT-системы предоставить требуемый функционал может стать решающим фактором при выборе партнера. Кроме того, немаловажную роль играет скорость интеграции системы магазина и логистической компании, которая с какими-то партнерами занимает недели, а с какими-то месяцы.

      1. Типовые критерии выбора логистического партнера
        1. Критерии по принятию решения об аутсорсинге логистики

      Как правило, процесс отбора состоит из четырех этапов. На первом этапе определяется, будет ли компания отдавать логистику на аутсорсинг или же строить самостоятельно. В каждом конкретном случае решение принимается исходя из расчета рентабельности каждого варианта и того периода, за который компания хочет окупить инвестиции в собственную логистику.  Тем не менее, есть параметры, которые однозначно определяют ответ на поставленный вопрос.

      • Тип товаров, которые продает интернет-магазин.Если товарные категории, представленные в ассортименте, не имеют особых условий по перевозке, нехрупкие и стандартные по размеру (длина одной стороны не превышает 150 см), то их с одинаковой легкостью способны перевозить и свои, и сторонние курьеры. Если же речь идет о крупной бытовой технике, мебели, стройматериалах – негабаритных предметах, которые еще в некоторых случаях надо уметь поднимать на этаж, то список сторонних логистических компаний, которые бы обладали подобными компетенциями, существенно сужается. Во многих случаях нет подходящих партнеров, предлагающих за умеренную плату перевозить крупногабаритные товары, поэтому интернет-магазины, не имея выбора, выстраивают собственные процессы.
      • Средний чек покупки.Если говоритьо сегментахluxury, возникает закономерная проблема: «Как доверить стороннему курьеру денежные средства в размере 100 – 600 тысяч рублей, которые покупатель заплатил за, например, телевизор?» Чтобы избежать проблем, курьерские службы ограничивают размер чека, который они готовы принимать. При этом в компании возникает необходимость найма собственных курьеров. Их обучают и мотивируют, им доверяют особо дорогие заказы. Из-за большого чека возникает еще одна проблема, а именно – страховки. Страхование посылки – необязательный процесс, но при высокой стоимости товара без страховки есть риск остаться без товара и без денег за него в случае возникновения повреждений. Как правило, плата за страховку – это процент от суммы чека, он варьируется в пределах 0,5-1,5%. Если предположить, что телевизор стоит 150 000, то плата за страховку составит 1,500 руб., что для магазина, естественно, невыгодно.
      • Необходимость предоставить на последней миле такой сервис, которого нет у конкурентов.Некоторые сегменты товаров требуют от продавца особого обслуживания, например, при покупке телевизора, покупателям необходима поверхностная консультация по установке или по дополнительному к покупке оборудованию. В этом случае сторонний курьер не сможет подсказать или сделатьup-sale, что в итоге понизит репутацию компании.
      • Недопустима потеря контроля над складом. Решение об отдаче логистических процессов на аутсорсинг может быть принято исходя из типа взаимодействия с поставщиками товаров. Если товар закупается сразу большими партиями и привозится на склад единовременно, то при прочих равных условиях отдавать логистику на аутсорс выгодно. Однако, существуют и такие варианты, при которых товар на склад онлайн-магазина поступает по мере необходимости из розничных точек. Тогда постоянно довозить его на склад логистического партнера, проводить учет, маркировку и прочие необходимые процедуры становится затратным и увеличивает время доставки заказа до покупателя.
      • Нацеленность на долгосрочную перспективу. Компании, которые готовы ждать годы, чтобы их инвестиции в логистику окупились и начали приносить доход, скорее всего будут строить все процессы самостоятельно. Им не надо ни под кого подстраиваться и делить с другими магазинами универсальнуюIT-систему. Они сами ее создают конкретно под их нужды, обучают своих курьеров, приобретают автопарк. После того, как компании удастся отладить все процессы, чтобы единый механизм работал без сбоев, они, наверняка, станут предлагать логистические услуги для других интернет-магазинов, чтобы загрузить собственные мощности и применить эффект от масштаба.

      Стоит отметить, что компаний, которые решились на выстраивание собственной логистики, гораздо меньше, чем тех, для кого выгоднее передавать этот процесс подрядчикам.  Оставляют внутри в основном гиганты электронной торговли, такие как Otto Group или Ozon. Для них естественным развитием стало то, что их логистические департаменты отделились в отдельные компании (eTraction и О-Курьер соответственно) и стали приносить доход от обслуживания других интернет-проектов.

      1. Первичные критерии выбора логистического партнера

      Если после первого этапа было принято решение отдать всю или часть логистики на аутсорс, наступает второй этап отбора.  Необходимо, чтобы потенциальный партнер удовлетворял первичным требованиям компании. Было выделено 6 основных параметров, которые оценивают интернет-магазины при выборе. Они рассмотрены ниже.

      • Скорость доставки.Некоторые компании позиционируют себя в качестве партнеров экспресс-доставки, поэтому покупатель может получить товар в течение двух или трех часов с момента заказа. Другие говорят, что их доставка дешевле, но занимает много времени.
      • Дополнительные опции доставки. Некоторые клиентоориентированные логистические фирмы доставляют посылки в любое время, когда в том нуждается их клиент. Они работают в вечернее время (после 18.00) и в выходные дни. Есть и такие компании, которые работают только в рабочее время.
      • Время возврата денежных средств.Так как доля наложенного платежа в России составляет большую часть от всех заказов, то курьеры сторонних логистических компаний пропускают через себя огромные суммы денег. Для интернет-магазина крайне важна оборачиваемость денежных средств, поэтому он тщательно следит за частотой и своевременностью выплат его денег от курьерской компании.
      • Соблюдение сроков доставки.Логистические компании имеют сетки тарифов, где заявляют сроки доставки до каждого города, куда возят. Если эти сроки не соблюдаются, клиент не доволен качеством интернет-магазина, лояльность падает.
      • Территориальный охват доставки. Интернет-магазины могут иметь покупателей во всем мире. В зависимости от этого факта, они могут иметь различные требования к территориальному охвату своего партнера.
      • Наличие пунктов вывоза заказов (ПВЗ) и постаматов. Пункты вывоза заказов и постаматы, вопреки мнению магазинов, являются дополнительными каналами продаж для электронной торговли. Исследования показывают [13], что открытие этих пунктов не перетягивает трафик курьерской службы, но увеличивает его. Именно поэтому все больше и больше торговых расстояния компании ищут партнеров, которые могут поставлять дополнительные каналы продаж.
      • Предоставляемые услуги. Помимо основных услуг по доставке, есть много дополнительных. Для того, чтобы иметь конкурентное преимущество и выделиться на рынке логистических услуг компании создают новые услуги для клиентов. Теперь компании ищут не только для партнера, который может перевозить посылку от А до Б, но это может обеспечить весь спектр услуг, необходимых для нужд конкретного бизнеса.
      • Категории товаров. Чаще, логистические компании не имеют возможность поставлять все категории товаров. Например, есть отсутствие на рынке компаний, которые работают с крупногабаритных товаров. Когда продажи расстояние компания выбирает партнера, топ-менеджмент должен быть уверен, что выбранная логистическая компания имеет необходимое оборудование, складские помещения, индивидуальные IT-системы, компетентность для перевозки грузов, который продает компания.

      Когда список тех логистических компаний, которые удовлетворяют первичным требованиям, составлен, кандидаты подвергается проверке по еще одной группе критериев. Если изначально параметры необходимые, но не достаточные для принятия решения, то на третьем этапе претенденты проверяются по факторам, достаточным для выбора.

      1. Вторичные критерии выбора логистического партнера

      В зависимости от количества заказов в день интернет-магазины предъявляют различные требования к их логистическим партнерам. Маленькие производят выбор на основании требований, которые значительно отличаются от тех, что выдвигают крупные. Средние могут следовать паттерну и тех, и других, в зависимости от внешних факторов.

      1. Требования небольших интернет-проектов
      • Тарификация.Тариф должен быть фиксированным за период или взиматься позаказно. На практике также можно часто встретить фиксированную стоимость, в которую включается определенное количество заказов, а каждый заказ сверх этого количества оплачивается по отдельному тарифу. Небольшому бизнесу необходимо точно рассчитывать, сколько средств он потратит на обработку и логистику его заказов.
      • Отсутствие явных рисков. В начале работы интернет-проекта для руководителя важно не чувствовать рисков при работе с логистическим оператором. Поэтому последние стараются предложить максимально комфортные условия и прозрачную систему работы.
      • Четкая система учета заказов и возвратов. Если клиент не понимает, как рассчитываются его заказы и как они тарифицируются, он выберет другого партнера или предпочтет делать все самостоятельно.
      • Легкий старт. Основное требование клиента -  начать работать на аутсорсинговых мощностях максимально быстро и безболезненно для покупателей и бизнеса. Понимая это, логистические партнеры не требуют в начале сотрудничества крупных дополнительных, не ясных для руководителя интернет-проекта денежных вложений.
        1. Требования крупных интернет-проектов
        • Узнаваемость бренда на рынке.Крупный интернет-проект не может себе позволить работать с самым дешевой, не известной на рынке логистической компанией. Он наверняка предпочтет того, кто развивал свое имя годами. Это обоюдовыгодное сотрудничество для обоих, ведь они развивают и усиливают известность и узнаваемость друг друга, тем самым повышая доверие клиентов.
          • Логистический партнер не инвестиционный проект. Он должен быть операционно прибыльным и развиваться на собственной выручке.
          • Уже действующий бизнес. Крупные компании ищут экспертов в логистическом бизнесе для интернет-торговли, поэтому им очень важно сотрудничать с теми, кто уже имеет отлаженные процессы и опыт в работе с интернет-заказами.
          • Надежность. Как правило, крупные компании ищут партнера для долгосрочного сотрудничества. Чтобы доверить ему значимую часть бизнеса – деньги клиентов и собственный товар, необходимо быть уверенным в том, что логистический оператор крепко стоит на ногах и не покинет рынок при малейшем спаде в экономике страны.

      Крупные интернет-магазины (или крупные зарубежные компании, которые еще не представлены в России в онлайн-торговле) формализуют свои требования (одновременно в одном документе собраны как первичные, так и вторичные требования) и проводят тендер. Выигрывает тот, кто подходит по критериям и предлагает наименьшую цену.

      2.4 Разработка алгоритма выбора логистического по типу предоставляемых услуг

      По определению, данному в книге «Алгоритмы. Построение и анализ» [14], алгоритм – этосистема последовательных операций (в соответствии с определёнными правилами) для решения какой-либо задачи.

      Первоочередной шаг для компании дистанционной торговли, которая задумалась о проблеме собственной логистики, состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальный для нее тип взаимодействия со сторонней логистической компанией. А именно, определить, какую долю логистических процессов передать подрядчикам, а какую собрать в компанию и реализовывать самостоятельно.

      В выборе помогает алгоритм, разработанный на основании критериев из предыдущей главы и исследования «Фулфилмент для интернет-торговли» [15]. Он вынесен в приложение как  и позволяет составить примерное описание интернет-магазина (количество заказов в среднем, наличие офлайн бизнеса, стратегии экономии на логистике или предоставления максимально высокого качества сервиса для конечного покупателя) и по этим данным предложить одну из возможных схем работы:

      Самостоятельная логистика. Предпочтительно в следующих вариантах:

      • для компаний, чей товар сложно/тяжело/неудобно перевозить. Если говорить про перевозку крупногабарита, то это низкомаржимально из-за того, что логистическому оператору надо отвезти не много маленьких коробок в одной машине, а одну большую. Очевидно, что интернет-магазин не станет платить за доставку холодильника как за 20 доставок книги.  Сегодня очень немного компаний научились строить эффективные бизнес-процессы по перевозке крупногабарита, но тем не менее появляется все больше и больше таких проектов, как на базе интернет-магазинов, так и логистической компании.
      • Самостоятельная логистика становится выгодной при выходе на объем более 1000-2000 заказов в день, так как заполняются мощности и операционные затраты на обработку одного заказа становятся менее высокими или такими же, как затраты на услуги подрядчика.
      • Если интернет-магазин только начинает свою деятельность и растет средними темпами, то он может обходиться без привлечения подрядчиков. Когда же он растет настолько быстро, что не успевает масштабироваться, как следствие, страдают его клиенты (из-за большого количества заказов часть не была доставлена, часть перепутана, часть уехала не туда), то выгоднее передать логистику фулфилмент-оператору. Он сможет проводить все процессы профессионально вне зависимости от того, как меняется объем заказов.

      Магистральная доставка сторонним подрядчиком, доставка по городу собственными курьерами. Этот вариант будет удобен:

      • тем компаниям, которые продают товары премиального сегмента и делают упор на высочайшее качество работы своих курьеров. Требовать его от внешнего подрядчика они не могут, так как для курьерской компании нет разницы в сервисе в зависимости от заказчика. Тогда, когда поведение курьера, возможность апсейла и консультации покупателя являются конкурентным преимуществом интернет-магазина, наилучшим выходом станет найм штата надежных сотрудников. Их обучают в соответствии с четкими требованиями конкретной компании.
      • тем, у кого есть развитая сеть розничных офлайн магазинов. Это позволяет оперативно совершать доукомплектовку склада для онлайн продаж, если какого-то товара нет в наличии.

      Модель внешнего фулфилмента.Внешний фулфилмент выгоден компаниям:

      • для которых онлайн – это дополнение к офлайну и они не готовы перестраивать свои бизнес-процессы ради 1-3% от всего оборота компании. В таком случае наиболее эффективный вариант – отгружать часть товара на склад фулфилмент-оператора и отдать ему полное руководство над обработкой и доставкой интернет-заказов;
      • которые стремительно растут в заказах и обороте. Самостоятельно они не могут масштабироваться с той скоростью, с какой растет их бизнес;
      • для тех компаний, которые не имеют собственного склада и не намерены строить свои логистические департаменты. Они предпочитают сосредоточиться на своих основных компетенциях: развитие и продвижение интернет-магазина.

      Региональные курьерские компанииоптимальны для следующих клиентов:

      • для тех, кто уже имеет склад с товаром (в собственности или арендует), но не хочет нанимать штат курьеров. Собственные работники – это выплата заработной платы вне зависимости от занятости и количества заказов, что может показаться невыгодным для многих руководителей.
      • Недорогой вариант, являющийся альтернативой Почте России.

      Федеральные курьерские компаниизарекомендовали себя на рынке как поставщики качественных логистических услуг с надежным именем. Их выбирают:

      • Интернет-магазины, которым важна известность бренда партнера на рынке и его надежность. Крупным магазинам, руководство которых, как правило, находится не в России, очень важно выбрать партнера, который бы имел прозрачную бухгалтерию и поручительства.
      • Интернет-магазины, которые хотят произвести одну интеграцию и получить доступ к партнерским каналам доставки. Федеральные игроки и сети пунктов выдачи заказов (автоматизированные и классические) могут заключать сотрудничество для достижения взаимных выгод.

      Городские курьерские компаниибудут оптимальны в двух случаях:

      • Небольшим интернет-магазинам, которые доставляют в пределах одного города курьерами, а в регионы исключительно через Почту России
      • Интернет-магазинам с собственной доставкой по одному городу и партнерской магистралью в тех регионах, где нет их филиалов. В этом случае, иногда, более выгодно использовать местную службу доставки в том городе, где нет собственных курьеров.

      1. Создание информационной системы по подбору логистического партнера
        1. Архитектура информационной системы

      Разрабатываемая информационная система состоит из 3 частей (). Во-первых, это система управления базой данных – программное обеспечение, где хранится база данных логистических компаний и обрабатываются запросы к ней. Во-вторых, пользовательский интерфейс. То, что видит и с чем взаимодействует посетитель портала. Во-третьих, это аналитический модуль, который обрабатывает переходы и клики пользователя. Он определяет бизнес-логику портала.

      Пользовательский интерфейс и аналитический модуль вместе образуют систему управления сайтом. Для реализации данной системы был выбранDrupal, так какон дает возможность разработчику легко и быстро комбинировать модули, создавая эффективные и богатые возможностями сетевые ресурсы, практически не используя программный код [16].

      Рисунок . Архитектура информационной системы

      В последующих пунктах будет подробнее описан каждый элемент информационной системы.

      1. Разработка информационной модели базы данных

      Для автоматизации задачи подбора логистического партнера для компаний дистанционной торговли была разработана база данных логистических компаний с помощью инструмента MS SQL ServerManagementStudio. Список компаний, которые занимаются доставкой интернет-заказов, формировался на основании открытых источников:

      • Порталы по интернет-торговле
      • Форумы по интернет-торговле
      • Профессиональные логистические порталы
      • Социальные сети

      Информация о компаниях собиралась на основании анализа их сайтов, а также онлайн-опроса, который рассылался на электронные адреса, указанные в контактных данных. Из 200 компаний, попавших в список, свои данные предоставили 50 компаний, 10-20 среди которых составляют большую часть рынка перевозок онлайн-заказов. Данные проверялись путем сравнения их с заявленными на сайте, поэтому можно сказать, что они прошли кросс-проверку, прежде чем попасть в базу данных.

      На основании критериев, выделенных в предыдущей главе, было создано:

      • 6 таблиц, информация в которых отображается на портале. Одна из них – основная, содержит в себе базовые данные о компании.
      • 8 таблиц, которые отражают 8 основных критериев, характеризующих логистическую компанию.
      • 9 таблиц, связывающих критерий с конкретной компанией.

      Диаграмма базы данных вынесена в Приложение на .  Физическая модель базы данных с указанием первичных и внешних ключей вынесена в Приложение на . Таблицы, атрибуты к ним и связи описаны ниже.

      Описание таблиц базы «Логистические компании»

      Таблица

      Описание

      Таблицы, содержащие информацию, которая отображается на информационном портале

      1

      Company

      Основная таблица базы данных, связанная с рядом других таблиц. Содержит общую информацию о компании.

      2

      Contact

      В таблице указаны контактные данные каждой логистической компании, включая телефон, электронную почту, адрес склада и т.д.

      3

      Review

      Таблица, куда сохраняются все отзывы о компаниях. Пользователи информационного портала имеют возможность высказать свое мнение на странице каждой компании.

      4

      Estimation

      Таблица хранит информацию об оценке, которую ставят пользователи информационного портала.

      5

      Clients

      Таблица хранит информацию о всех возможных клиентах логистических компаний

      6

      Partners

      Таблица хранит информацию о всех возможных партнерах (сотрудничающие логистические компании, сервисные, страховые компании) логистических компаний

      Таблицы с неизменяемой информацией

      7

      CompanyType

      В таблице содержится информация обо всех возможных типах логистической компании по на основании ключевой деятельности компании.

      8

      Service

      В таблице содержится полный перечень услуг, которые могут быть предоставлены.

      9

      TimeOfDelivery

      В таблице содержится полный список опций, которые включают в себя все возможные время и скорость доставки.

      10

      Transport

      В таблице приведены все возможные варианты способов доставки, включая автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом и пешими курьерами.

      11

      Region

      В таблице представлены все географические места, куда интернет-заказ может быть доставлен.

      12

      Fitability

      В таблице приведены типы клиентов (по объему отправлений), с которыми предпочитает работать конкретная логистическая компания.

      13

      GoodType

      Таблица содержит полный перечень возможных типов товаров, которые могут быть доставлены. Например, хрупкий, опасный, негабаритный и тд.

      14

      Good

      В таблице содержится полный перечень товарных категорий, которые могут быть доставлены. Например, одежда, бытовая техника, детские товары и тд.

      Таблицы связей

      15

      CompanyFitability

      В таблице отражено, какой размер клиентов является наиболее предпочтительным для работы с каждой компанией из списка.

      16

      CompanyClients

      В таблице показано, какой клиент соответствует какой компании.

      17

      CompanyPartners

      В таблице отражены фирмы-партнеры каждой компании.




      Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

      1. ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗА СЧЁТ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОМПАНИИ

      2. Повышение эффективности железобетонных балок за счет использования переменного преднапряжения

      3. Повышение интенсивности и эффективности труда за счёт введения гибкого графика рабочего времени (4 +4)

      4. Повышение эффективности деятельности сервисной компании в условиях секторальных санкций

      5. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ(НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ Г. МОСКВЫ)

      6. ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

      7. Разработка информационной системы для компании, продающих компьютеры и комплектующие»

      8. Выбор информационной системы для автоматизации бизнес-процессов в малом бизнесе производства одежды

      9. Повышение эффективности системы управления затратами на ООО ЮНИРОН

      10. Повышение эффективности системы теплоснабжения поселка Комаричи