Авторитет вожатого лекция



Лекция "Авторитет вожатого"

Вожатская деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между вожатым и его воспитанником. Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания детей любой возрастной категории в ДОЛ  зависит от личности вожатого, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Опыт убеждает, что успешное влияние на ребенка – зависит от авторитета вожатого. Авторитет вожатого - это сложный феномен, который качественно характеризует его педагогические способности. Отношения детей к авторитетному вожатому в лагере всегда положительно эмоционально окрашены и насыщены. И, чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников слова, которые вожатый им говорит, и тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его действие. Здесь важно помнить: то, что говорит любимый вожатый, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек. Сразу возникает вопрос, каким же образом завоевать этот авторитет, если вожатый только сегодня встретил свой отряд, и ни о какой взаимной привязанности на первых минутах не может быть и речи?

Сущность  вожатского авторитета обусловлена тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности вожатого, его моральный облик. То есть нельзя приехать в лагерь и начать жизнь с чистого листа, если ты еще вчера нарушал все те правила, которые будешь ставить под вопрос культа. Если сегодня ты наложил табу на ненормативную лексику, выбросил последнюю пачку сигарет, и приготовился быть высоконравственным человеком в течение всего сезона, это не говорит о том, что не наступит такой ситуации, когда ты не сможешь авторитетно доказать ребенку разницу между черным и белым, если где-то в глубине души  ты сам предпочитаешь черное, но в нужную минуту будешь говорить, что это плохо.  У настоящего вожатого нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае вожатый неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их наставником. Ребенок авансирует вожатому свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.

Многие вожатые допускают одну и ту же ошибку в начале сезона:принимают агрессивную позицию всеобщего контроля, тем самым превращая борьбу за свой авторитет – в ущемление прав ребенка. Порой нам кажется, что чем сильнее мы сжимаем в тиски ситуацию, тем больше все под контролем, и тем меньше нам необходимо беспокоится. Однако запрет – порождает реакцию несогласия, тогда возникает следующее недопонимание  - как запрещать что-либо ребенку, если запрещать все равно необходимо? Здесь все достаточно просто, ставьте запрет так, чтобы он не превращался в угрозу, чтобы дети пришли к нему своим умом и признали его необходимость. Боязнь перед вашими угрозами будет длиться недолго, рано или поздно, она исчезнет, или закончатся варианты манипуляций: закончатся дискотеки, закончатся желаемые мероприятия.  Уже сегодня, в момент, когда вы заговорите о вещах запрещенных, необходим беспроигрышный аргумент, та универсальная причина, из-за которой должно быть так и не иначе. Эта причина должна быть значима с точки зрения каждого человека, которому придется этому запрету следовать. То есть глупо говорить детям: «Вам нельзя это делать, потому что вы маленькие». Это унижает детей. А вожатый должен быть наравне с ними, и если и возвышаться по каким-либо параметрам, то сугубо потому, что дети так хотят, а не возвышать себя исходя из своего положения и из того, что вы старше. Так же не стоит говорить « Вам нельзя это делать, потому что это опасно».Это абсолютный аргумент для вас, ведь то, что опасно для ребенка – опасно для вашей свободы. Поэтому вполне понятно, почему каждый вожатый пытается предусмотреть любую мелочь, забывая о личном пространстве ребенка. Опасность – не является аргументом для ребенка.  До определенного возраста (7-10 лет) у многих детей инстинкт самосохранения развит плохо, так как, чтобы беречь себя, необходим и отрицательный эмоциональный опыт, а у детей младшего возраста опыт чаще всего связан с разбитыми коленками. Поэтому говорить о том, что если ты будешь кататься на перилах лестницы, ты разобьешь себе нос, в большей степени – бессмысленно. После  этого возрастного периода, когда инстинкт самосохранения обостряется, наступает новая стадия – «море по колено». Она свойственна среднему и старшему возрасту в разных проявлениях.  Именно поэтому слово «опасность» в вопросе запретов только подольет масла в огонь. Хороший способ манипуляций над детьми во все времена только один –привлечь их интерес к своей воле, стать примером. А каким должен быть универсальный пример в современном мире для любой возрастной категории?

Пример для подражания  всегда прост – это человек, от которого исходит тепло и уважение, который уверен в себе и в людях, от которых он чего-то требует (в данном случае - в детях) знает, чего хочет, человек, который открыт. Каким бы ни был ребенок, ваша доброта и искренность, ваша внутренняя сила духа его подкупит. Не путайте доброту со слабохарактерностью. Доброта не сделает вожатого мягким, она сделает его терпеливым. Главное, чтобы ваши слова не расходились с делом. Если вы что-то запрещаете детям, то и сами не должны этого делать. Иначе как можно требовать от детей того, на что и у вас не хватает сил?

Если вы требуете уважения к себе, то вам нужно научиться уважать и детей. Дети так устроены, что интуитивно относятся к вожатому так, как к ним относятся он. Даже если в вашей практике случится конфликт, нужно уметь достойно из него выйти. Не унижая и ни в коем случае не оскорбляя ребенка на том основании, что он – младше вас и никем в ваших глазах не является, а вы – взрослый. Не позволяйтесебе быть слабым. К слабостям относиться любое проявление  эмоциональной несдержанности. Если вы в порыве злости, устав объяснять одно и то же десятки раз, ударите со всей силы стул ногой, дети испугаются только в тот момент, когда стул рухнет на пол, но после того, как он уже упадет, они лишь поставят галочку в своем списке вещей, которые могут вывести вас из себя. Эмоции должны быть здоровые, а не нести разрушение. Но не забывайте, что без эмоций не бывает и притяжения. Переживайте в разумных пределах (по необходимости даже тогда, когда переживать, собственно, не о чем) – пусть дети знают, что вас огорчает и что для вас важно. Если вы уже к тому моменту успеете заслужить свою значимость, считайте, что вы  обрели еще один способ воздействия над ребенком. Ведь ему тоже необходимо зависеть от ваших переживаний, если он уже к  вам душевно привык.

Будьте честными с детьми. Дети безошибочно чувствуют, когда им лгут, и никогда не будут уважать и доверять человеку, если почувствуют, что он с ними не честен. 

Существует так называемыйрублевый авторитет. Иными словами, это такой авторитет, цена которого не возрастет, в течение сезона, как курс доллара. Сейчас речь пойдет про дешевый стиль педагогического общения. Это вторая ошибка в становлении авторитета. Так называемое,побратимство дает почву длявседозволенности. Стоит один раз махнуть рукой и разрешить ребенку, то, что разрешать нельзя, тогда вы сами не заметите, как и остальные многочисленные «нельзя» превратятся в «можно» и без вашего согласия.

Конечно, первое время такой вожатый – классный вожатый, вожатый-находка, или, если хотите, вожатый-мечта для ребенка, который хочет, чтобы все было позволено. Но это очень кривая монета, и ее обратна сторона, как правило, влечет за собой провальный организационный период. Вы просто не сможете собрать в кучу отряд потом, призвать его хорошему поведению, убедить в том, что что-то делать неприемлемо.  А что? Вы же недавно разрешили детям не ходить на зарядку? Или не спать в сон.час? Тогда почему вы хотите, чтобы они спали во время отбоя? Вы уже показали однажды свое безразличие и попустительство к одному вопросу, так что нет смысла ждать, что в другом вопросе они  поведут себя, опираясь на ваши требования. Тем более, что ваш дешевый авторитет, подорвет авторитет вашего напарника. Как будет выглядеть он, запрещая, после всех ваших многочисленных разрешений?  Из-за вас ему придется  принятьагрессивную позицию всеобщего контроля.

Так же давайте рассмотрим те ситуации, которые могут подорвать авторитет еще на начальной стадии его становления. Мы живем в веке переизбытка информации и современных технологий, и интернет фактически у нас всегда под рукой в любом месте. Веская причина для детей чувствовать вожатого своим приятелем, а не вожатым - это социальные сети. Можете быть уверены, что в 70% дети, не дожидаясь конца сезона, найдут ваш профайл в сети. Если в начале сезона вожатый говорит детям о доброте, честности, порядочности, о вредных привычках и проч., а на страничке Вконтакте у него фото с бокалом вина или  с сигаретой.  Или он размещает на своей странице картинки или сообщения групп с нецензурной бранью, то авторитета можно не ждать уже на следующий день. Конечно, по-свойски дети это оценят, но в этот момент они поставят между собой и вожатым знак побратимского равенства. Вожатый – это непростой путь, и выбирая его, вы должны понимать, что отчего-то в жизни придется отказаться. Или оставьте ваши личные фото достоянием вашей семьи или друзей. Я «за» разумную дистанцию между ребенком и вожатым. Панибратские отношения можно оставить для встречи через 10 лет, когда ваш ребенок придёт навестить своего любимого вожатого.

Ну и теперь еще несколько советов для успешного авторитета. Старайтесь разговаривать с ребенком не в приказном тоне, а в стиле его интересов. Нужно сначала спросить, как хочет поступить ребенок, а потом предлагать свои альтернативы (если вам не понравился ответ) и обязательно обосновывать. Ваши запреты не должны быть категоричными и неоправданными, ребенок просто подумает, что вы хотите его заставить делать то, что ему не нужно.К сожалению, нет определенных правил к завоеванию авторитета. Но есть уйма проверенных способов это сделать:

  1. Не принижать их способности, выслушивать, больше мотивировать, чем просто командовать. Там где есть мотивации – дети свернут горы раньше, чем вы это предложите.
  2. Не играйте ни в "доброго", ни в "злого" вожатого! Будьте собой! Будьте СПРАВЕДЛИВЫМ вожатым. Будьте ИНТЕРЕСНЫМ вожатым! 
  3. Не кричите на детей. Понимаю, что это очень сложно сделать. Даже когда вы чем-то очень недовольны, решайте все спорные вопросы уверенным, но спокойным голосом. Если мы кричим кому-то в ухо, слова обычно непонятны и нам просто не приятен источник шума. Тогда где гарантия, что ваши слова воспримут?

Повышайте тон – только чтобы он стал демонстрацией вашего недовольства, спрячьте ваше тепло, обрисуйте на лице холод и негодование, все что угодно,  но не кричите. Самое главное - не повышать голос в орг. период. Если ребенок услышит ваш повышенный тон, то сделает вывод, что это ваша нормальная манера говорить. В следующий раз, если вам понадобится навести тишину в отряде, придется кричать еще громче? Ну и к чему вы придете? 

Крики на детей говорят только об одном - о Вашей неуверенности. Раз вы не можете решить проблему спокойно, то начинаете повышать голос. Хотите вы или не хотите - а это так. Ну а если ситуация такая что поднять голос действительно надо, то поверьте - он (голос) прозвучит для детей как раскат грома! Но, повторяю, в орг.период этого делать не стоит. Не путайте громкий голос с криком!

 

  1. Научите детей чему-то новому, найдите общую отрядную идею. Позиционируйте отряд, как своеобразную семейную ячейку.
  2. Любите детей со всеми их победами и провалами, как своих собственных, и только тогда у вас появятся гарантии.

Теперь в качестве последнего момента, давайте разберем становление авторитета поэтапно.

День заезда.Первая встреча и первое впечатление должны быть позитивны. Конечно, можно надеяться, что если вы будите знакомиться с детьми на основах «ежовых рукавиц», то к концу сезона дети все-таки разглядят в вас – добрейшей души человека. Но вам не жаль будет потерять время, пока дети будут считать вас незаслуженно злым?

Первая беседа (инструктаж, первое собрание) должны быть направлены  на правила лагеря – объясните детям, что лагерь – это структура неделимая с равными условиями для всех, и все эти условия соблюдают и вы в том числе. Объясните, что, если вы отвечаете за каждого ребенка, значит, вы в первую очередь решаете его проблемы, а не свои путем его хорошего поведения. Сделайте заявку на лидера, составьте список  законов совместного существования,  этических норм и отношений в отряде.

Первое мероприятие – должно быть ярким, интересным, захватывающим, с заявкой на успешность,  с подтверждением того, что вы можете контролировать любые отклонения от дисциплины.  Подтверждая вашу заявку на лидерство. Дети должны почувствовать, что так будет всегда, что с вами не будет скучно, и что ради этого, можно смело согласиться на все ваши условия.

Организационный период.

Окончание орг. периода.

Как правило, за расставлением ролей в общей отрядной жизни, следует переломный момент, проверка «на прочность» тех «идей», которые вожатый вносил, пока устанавливал свой авторитет. Почти каждый ребенок захочет оспорить ваше право на лидерство. Будьте уверены в себе, сохраняйте теплое выражение лица, и смело подтверждайте свое лидерство. Будьте настоящим, человечным, внимательным, справедливым, и тогда вы станете незабываемым наставником.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Авторитет работника в коллективе

2. Фотоматериаловедение лекция

3. Корпоративные финансы лекция

4. Философия Древней Индии лекция