Развитие и становление таможенной службы России с 1991 года



Содержание

Введение

3

1. Миссия таможенной службы России как фактор совершенствования ее деятельности

4

1.1. Цели, задачи и функции таможенных органов России

4

1.2. Новые стандарты таможенного законодательства России

9

Глава 2. Развитие и становление таможенной службы России с 1991 года

12

2.1. Развитие таможенной службы в 1991-2000 гг.

12

2.2. Развитие таможенной службы с 2000 г. по настоящее время.

18

Заключение

23

Список литературы

25

Введение

История развития и становления таможенной службы в России имеет важное значение. Функции таможенной службы: сбор налогов и пошлин в таможенной сфере, валютно-экспертный контроль, борьба с нарушениями таможенного законодательства, контрабандой товаров и транспортных средств, в том числе наркотиков и оружия. Таможенные сборы и пошлины направлены на развитие экономики, здравоохранение, оборону, финансирование государственных реформ, оборону.

Таможенное регулирование – это средство защиты отечественного производителя, которое создает условия продвижения отечественных товаров за рубеж, а также активно противодействует торговым войнам.

Таможенные органы Российской Федерации, являясь правоохранительными органами, полномочны решать вопросы, касающиеся осуществления таможенного дела на своей территории.

Теоретическими основами исследования послужили труды Андриашина Х.В., Беркова Е.А.,  Габричидзе Б.Н.,   Поповой И.Н., Ковалевой Н.А., Когана М.В., Тимошенко И.В., Страуссмена Дж.,  Толкушина А.В., Эриашвили Н.Д.

Объектом исследования выступает историческое развитие таможенной службы в России, а предметом исследования – таможенная служба РФ.

Целью курсовой работы явилось изучение развития и становления таможенной службы в России.

Задачи работы:

- рассмотреть цели, задачи и функции таможенных органов России;

- проанализировать новые стандарты таможенного законодательства России;

- изучить развитие таможенной службы в 1991-2000 гг;

- осветить развитие таможенной службы с 2000 г. по настоящее время.

Глава 1. Миссия таможенной службы России как фактор совершенствования ее деятельности

1.1. Цели, задачи и функции таможенных органов России

Основные цели, задачи и функции таможенной службы РФ определены в главе 39 ТК РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ.

Основные цели таможенной службы РФ:

1) создание надежных условий для обеспечения законных прав и свобод граждан, общественных объединений при осуществлении таможенного дела; обеспечение прав и исполнение обязанностей граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях;

2) создание и поддержание эффективных условий для деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению, развитию и совершенствованию таможенного дела;

3) обеспечение научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики;

4) контроль за соблюдением социально-экономических приоритетов РФ, экономического суверенитета, экономической безопасности, защиты рынка;

5) стимулирование развития национальной экономики, активизация связей мирового хозяйства и национальной экономики —Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1994 – 25 с..

Деятельность таможенной службы РФ направлена на реализацию двух групп задач, наглядно представленных в таблице.

Группа задач

Задачи

Задачи, направленные на достижение экономических целей РФ

-обеспечение полного выполнения законодательства таможенной службы (далее - ТС) и законодательства стран-участниц ТС;

-реализация единой политики ТС в сфере торговли;

-оказание административной помощи странам-участницам;

-обеспечение комплекса мер таможенного регулирования;

-взимание платежей и пошлин;

-создание условий для ускорения товарооборота через границу;

-борьба с легализацией доходов, полученных незаконным путем; и контрабандой;

-пресечение и предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений;

-контроль за валютными операциями;

-ведение статистики;

-защита прав на интеллектуальную собственность

Задачи, направленные на достижение стратегических целей РФ

-повышение уровня функционирования таможенных органов, а также улучшение качества предоставляемых ими услуг;

-обеспечение полной и своевременной уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов;

-повышение уровня соблюдения законодательства РФ в сфере таможенных отношений;

-борьба с контрабандой товаров, запрещенных на территории РФ —Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации.// Право и политика. - №1. – 2007. – 43 с.

Решение экономических задач достигается при помощи участия таможенных органов в обеспечении экономической безопасности и единства таможенной территории РФ в пределах своей компетенции, а также путем взимания таможенных налогов, пошлин, социальных, компенсационных, антидемпинговых сборов, таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Решение правоохранительных задач достигается посредством выявления фактов нарушения правил, ограничений и запретов, установленных таможенным законодательством, производства дознания и следственных действий по делам об административных правонарушениях по фактам нарушения таможенного законодательства.

Решение задач регулирования таможенного дела достигается путем совершенствования средств таможенного регулирования. Среди таких средств можно выделить принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, о защите прав интеллектуальной собственности, о стране происхождения товара, об обеспечении единого применения таможенного законодательства таможенными органами и др —Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. – М.: Издательство: Феникс, 2007. – 316 с..

Для выполнения вышеуказанных задач органы таможенной службы выполняют следующие функции:

-контроль международных перевозок по территории РФ;

-проведение таможенного контроля;

-повышение уровня таможенного контроля;

-содействие ускорению товарооборота;

-ведение статистики в сфере таможни;

-взимание таможенных сборов, пошлин, контроль их точности;

-обеспечение ограничений и запретов на ввоз (вывоз) товаров;

-обеспечение защиты прав на интеллектуальную собственность в пределах компетенции ТС;

-контроль за осуществлением валютных операций;

-обеспечение мер по выявлению и предотвращению правонарушений (следственные действия, предварительное расследование в форме дознания, производство по административным делам);

-защита интересов отечественных производителей;

-сотрудничество с иностранными таможенными органами;

-противодействие легализации доходов, полученных назаконным путем;

-проведение информирования;

-предоставление консультаций, а также научных исследований в области таможенного дела —Толкушин А.В. Таможенное дело. 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2013. – 516 с..

Перечень функций таможенных органов конкретизируется и детализируется в Положении о Федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области таможенного дела, и в общих положениях о других таможенных органах.

Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и при взаимодействии с иными государственными органами (финансовые, налоговые органы, пограничная служба, транспортные органы) —Халипов С.В. Таможенное право: для подготовки бакалавров, специалистов. – М.: Юрайт ИД Юрайт, 2014. – 402 с..

Так, в ст. 403 ТК РФ указаны функции таможенных органов РФ:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах компетенции контроль за валютными операциями резидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9)обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела —Материалы официального сайта Федеральной таможенной службы:www.customs.ru.

Таким образом, содержание деятельности таможенной службы составляет выполнение ими возложенных целей, задач и функций по осуществлению таможенного дела в стране. Способов реализации их очень много. Законность является одним из основных принципов государственной таможенной службы. Она имеет под собой конституционную основу и означает, что вся деятельность таможенных органов и и их должностных лиц должна осуществляться на основе строгого и неуклонного соблюдения правил действующего российского законодательства. Также должна поддерживаться строгая служебная дисциплина в каждой организации таможенной службы.

1.2. Новые стандарты таможенного законодательства России

Тенденция унификации, процессы глобализации, интеграции, активизации мировых хозяйственных связей приводят к существенным изменениям концепции таможенного регулирования в РФ.

За последние годы информационные технологии, применяемые таможенными службами ушли так далеко вперед, что нормы ТК ТС, предусматривающие бумажный документооборот при взаимодействии с лицами, совершающими операции, существенно тормозят процесс развития таможенного администрирования. Во всех странах применение безбумажного документооборота является одним из ключевых —Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Издательство: Омега-Л, 2012. – 192 с..

Таможенное законодательство приобретает интернационализированный характер. Так, таможенные кодексы большинства стран построены на общей правовой основе – стандартах Всемирной таможенной организации, Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г., ряде многосторонних международных договоров. Универсальные нормы международного таможенного права активно применяются при регулировании таможенных отношений как общепризнанные обычаи и принципы международного права —Ковалева Н.А. Таможне добавили полномочий. // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - №9. - 2013. – с. 8-9.

Сегодня таможенное регулирование, направленное на осуществление исключительно надзорных функций, уступает место фискальной модели таможенного регулирования. Так, можно уверенно говорить о появлении кардинально нового подхода к таможенному регулированию, охватывающему предпринимательские интересы участников внешнеэкономической деятельности. Таможенное законодательство активно входит в процесс интеграции с нормами экономического права. Результатом такого сотрудничества стало появление новых таможенных режимов:

-таможенный склад;

-таможенный ввоз;

-переработка на таможенной территории;

-переработка вне таможенной территории —Страуссмен Дж. Стратегический государственный менеджмент. // Проблемы теории и практики управления. - №1. – 2005. – с. 54-55.

Образование свободных таможенных зон послужило основой появления новых государств, восстановления регионов. Так называемой «экономическое таможенное право» приводит в конечном счете к созданию новых рабочих мест, формированию источников бюджетных доходов, активизации экономической деятельности в стране в целом.

В РФ, как и практически во всем мире, взят курс на кодификацию таможенного законодательства, признанную урегулировать таможенные отношения. Нормы таможенного кодекса устанавливают правовой статус таможенных органов, направлены на осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей. Выполнение норм таможенного кодекса – важная юридическая гарантия эффективной защиты прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности —Брацун Г.П., Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Об основных понятиях таможенной политики: сборник научных трудов. – М., 2013.

Особое значение на сегодняшний день несет проблема таможенного регулирования в рамках таможенных союзов. Таможенный союз представляет собой интеграционную группировку, участники которой отказываются от национального таможенного суверенитета в пользу «союзного органа», определяющего единую для стран-участниц таможенную политику. Страны-участницы таможенного союза, в свою очередь, устраняют таможенные барьеры внутренней торговли и осуществляют единое регулирование в торговле с странами, не входящими в таможенный союз. Индикатор таможенного союза – наличие общего таможенного кодекса и единого таможенного тарифа, принятого союзными органами.

Среди новых стандартов таможенного законодательства РФ выделяется комплексный подход к регулированию таможенных отношений. Современный таможенный кодекс объединяет разделы о таможенном контроле, оформлении, платежах, а также о направлениях деятельности, характеризующих его как правоохранительные органы: порядок применения физической силы и оружия, дознание, оперативно-сыскная деятельность.

Следует отметить, что нормы таможенного кодекса не противоречат соответствующим нормам законов, не содержат предписаний, регулирующих «сопутствующие» функции таможенных органов. Важной задачей является обеспечение связи таможенного законодательства с законодательством о регулировании внешней торговли, так как иначе блокируется реализация мер нетарифного регулирования (квотирования, лицензирования и т.п.), снижается эффективность применения таможенного законодательства о режимах —Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / под ред. проф. Стровского Л.Е. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

На сегодняшний день таможенное законодательство имеет много общего с налоговым законодательством. Причиной этому – фискальная миссия таможенного регулирования стран СНГ. Так, в РФ каждый третий рубль, поступающий в федеральный бюджет, связан с таможенными платежами.

Глава 2. Развитие и становление таможенной службы России с 1991 года

2.1. Развитие таможенной службы в 1991-2000 гг.

Правовой основой формирования таможенной службы российского государства стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О Государственном таможенном комитете РСФСР». На Государственный таможенный комитет (далее – ГТК) возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики, обеспечение контроля за соблюдением законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

В соответствии с решением Правительства РФ была сформирована структура центрального аппарата и региональных управлений. В состав комитета вошли:

-Главный научный информационно-вычислительный центр;

-Российская таможенная академия;

-Институт повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений;

-Центральная таможенная лаборатория;

-ряд государственных предприятий —Берков Е.А., Галанжин Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим тамженное дело. – М., 2015. – 23 с..

Необходимо отметить, что на территории бывшего союзного государства осталось лишь 20% работающих таможен, а штатная численность работников таможни не превышала 8 000 человек в 1992 г —Попова И.Н., Шнур Л.В. Комментарии к Таможенному кодексу. Основная часть. – СПб., 2010. – 58 с.. Для возрождения системы таможенных органов России была необходима новая концепция и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Основными задачами в условиях возрождения системы таможенных органов в России выступали:

-защита экономических интересов и безопасности государства;

-исполнение доходной части бюджета;

-освоение мировых стандартов таможенного дела.

Для реализации вышеперечисленных задач необходимо было рациональное размещение таможен в местах наибольшей концентрации транспортных средств и товаров, подлежащих таможенному оформлению и контролю —Миляков Н.В. Таможенная пошлина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 253 с..

В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику, основу которой составили три основополагающих принципа:

1) возрождение опыта дореволюционной России. Таможенные органы стали органами экономической защиты новой России как на границе, так и внутри страны наравне с другими государственными структурами;

2) унификация (упрощение) таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Таким образом, таможенная служба России нацеливалась на сближение с соседними государствами;

3) переориентировка таможенного контроля внутрь страны, в сторону основной массы грузооборота. В течение 1992 г. доля внутренних таможен в общем количестве обработанных грузовых деклараций возросла с 67,9% до 81,5%, доля пограничных сократилась с 32,1% до 18,5%, соответственно

Программа развития таможенной службы на 1992-1995 гг. определила развитие сети таможенных органов в крупных индустриальных центрах, обеспеченных техническими средствами таможенного контроля и связи, программными продуктами, вычислительной техникой.

К 1993 г. число пограничных таможен увеличилось в два раза, а число внутренних таможен – на одну треть. Было создано восемь новых региональных таможенных управлений. Новым явлением в таможенной системе России стали специализированные таможенные органы – оперативные и акцизные таможни и посты. В итоге за три года работы разветвленной российской таможенной службы в доход государства поступило более 19 трлн. руб —Агапова А.Н. Таможенное право: 2-е изд., исправленное и доп. – Л.: Закон и право, 2014. – 502 с..

Принятые в 1993 г. Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ закрепили приоритет правоохранительных, защитных, фискальных, экономических функций таможенных органов. Также к концу 1993 г. таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям.

Согласно кодексу таможенные органы представляют единую систему, состоящую из Государственного таможенного комитета РФ, региональных управлений, таможен и таможенных постов. В кодексе четко указано, что «никакие государственные органы, кроме Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов Российской Федерации» (ст.8). Определены цели и задачи таможенных органов РФ:

-участие в разработке таможенной политики;

-обеспечение экономической безопасности государства;

-участие в разработке мер экономической политики;

-содействие внешнеэкономическим связям;

-ведение таможенной статистики внешней торговли;

-подготовка информационных документов в высшие органы власти и иные государственные органы;

-участие в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело —Рассолов М.М., Эриашвили Н.Д. Таможенное право: учебник для ВУЗов. – 2-е изд., переработанное и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 380 с..

В Таможенном кодексе 1993 г. предусматривались равные права таможенников и участников внешнеэкономических связей. В основу таможенных режимов были заложены методы управления:

-выпуск для свободного обращения;

-реимпорт;

-транзит;

-таможенный склад;

-магазин беспошлинной торговли;

-переработка на таможенной территории;

-переработка под таможенным контролем;

-временный ввоз (вывоз);

-свободная таможенная зона;

-свободный склад;

-переработка вне таможенной территории;

-экспорт;

-реэкспорт;

-уничтожение;

-отказ в пользу государства —Сванидзе Г.К. Административно-правовое регулирование служебных проверок в правоохранительных органах. // Административное и муниципальное право. - № 12. – 2010 . – с.47-49.

В РФ применялись следующие виды ставок пошлин:

-адвалорные (начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров);

-специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров);

-комбинированные (сочетающие оба вышеперечисленных вида таможенного обложения) —История российской таможни:www.museum.customs.ru.

Принципиальное значение имеют два Указа Президента РФ от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ». С этими указами тесно связан Федеральный закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», который отменил ранее предоставленные участникам ВЭД льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость, акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и ТК РФ —Андриашин Х.А. Таможенное право. – М.: Юстицинформ, 2006. – 263 с..

Указ Президента РФ «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» вызвал особый политико-экономический резонанс. В 1992-1993 гг. многие организации, предприятия и регионы получили право беспошлинного вывоза за границу стратегических товаров и сырья, что привело к значительным потерям доходов и многим другим отрицательным последствиям. Данный Указ Президента был призван упорядочить регулирование внешнеэкономической деятельности и создать равные экономические условия ее участникам.

С 1995 года в соответствии с указом Президента РФ 25 октября отмечается День таможенника Российской Федерации.

Приказом ГТК России 8 июня 1993 г. был учрежден нагрудный знак «Отличник таможенной службы РФ», а Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1993 г. - нагрудный знак «Почетный таможенник России» —Тимошенко И.В. Таможденное право России: курс лекций: 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: ПРИОР, 2009 – 328 с..

Федеральный Закон «О службе в таможенных органах РФ» от 1.09.1997 г. утвердил Кодекс чести таможенника РФ, определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил престиж таможенника, а также утвердил ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ.  Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. был утвержден Дисциплинарный устав Таможенной службы.

В 1999 г. проведена кардинальная реорганизация структуры  ГТК России, структурные подразделения которой были разделены на 7 блоков:

-организационный;

-оперативный;

-экономический;

-правоохранительный;

-правовой;

-кадровый;

-тыловой —Татаринов А.Е. Проблемы квалификации нарушений физическими лицами правил помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза и несоблюдения условий такого режима // Юрист. - №6. – 2014. – 34 с.

В начале 2000 г. Правительством России было принято решение о снижении ставки таможенных пошлин по некоторым товарным позициям, а также внесены предложения, направленные на оптимизацию и ликвидацию льгот на ввоз физическими лицами автотранспортных средств. Создание десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России также было направлено на формирование доходной части федерального бюджета.

В 1999 г. была разработана программа «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999-2000 гг.», направленная на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. В сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр, основной функцией которого выступила эффективная борьба с незаконным оборотом наркотиков. Кинологическая деятельность таможенных органов организовывала  поиск наркотических, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ.

К концу 1990-х гг. Правительством РФ был взят курс на либерализацию таможенно-тарифной политики России. Одной из приоритетных задач рассматривалось вступление России по Всемирную торговую организацию —Драганов В.Г., Рассолова М.М. Таможенное право: учебное пособие. – М.: Зерцало, 2013 – 249 с..

Таким образом, смена приоритетов была связана с преодолением существовавших трудностей и требовала поиска наиболее подходящих решений. Основная сложность заключалась в том, что около 80% таможен  оказались в странах ближнего зарубежья, перенесение таможенной границы повлекло за собой огромные затраты на создание и обустройство новых таможен. Страна не имела огромные средства, требуемые для данных преобразований. Возникли также трудности в связи с обеспечением таможенной службы квалифицированными кадрами. Важнейшими задачами выступали создание структуры таможенных органов, подготовка кадров в Институте подготовки и повышения квалификации таможенных работников.

В то же время были заложены основы таможенного законодательства. Среди них Таможенный кодекс РФ (1993 г.), закон РФ «О таможенном тарифе РФ» (1993 г.). Данные документы по праву считаются основными источниками изучения таможенного дела. Таможенным органам придан статус органа правоохранительных органов.

2.2. Развитие таможенной службы с 2000 г. по настоящее время

За последнее десятилетие функционирование таможенной системы Российской Федерации явилось мощной базой для формирования федерального государственного бюджета, обеспечения экономической безопасности государства, проведения структурных преобразований национальной экономики, вхождения России в мировое сообщество.

В начале десятилетия ГТК России разработал и утвердил Целевую программу развития таможенной службы РФ на 2001-2003 гг. Основными положениями программы выступили:

-компьютеризация и автоматизация таможенных технологий;

-оснащение таможенных органов современными средствами передачи данных;

-информационное взаимодействие со смежными службами —Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2009. – 38 с.

В этих целях ГТК предусмотрела сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности и обеспечила централизованное управление процессами таможенного оформления и таможенного контроля по всей вертикали «сверху вниз». В связи с этим ГТК России сосредоточил усилия на создании комплексного проекта развития второй очереди Единой автоматизированной системы таможенных органов, а также применилWEB-технологии.

ГТК России также активизировал информационную деятельность при помощи создания пресс-службы, предприятия «Ростаможинформ», обеспечивших выпуск официальных изданий:

-«Таможенный тариф Российской Федерации»;

-газета «Таможня»;

-бюллетени «Таможенные ведомости» и «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» —Новый Таможеннй кодекс как компромисс публичных и частных интересов в области таможенного дела. // Право и экономика. - №12. – 2003. – С.24.

Указом Президента России от 13.05.2000 г. была осуществлена Административная реформа, повлекшая за собой изменения в системе таможенных органов. Последствия реформы:

-13 региональных таможенных управлений реорганизованы в 7 управлений, действующих на территориях федеральных округов;

-количество таможен сократилось с 161 до 143;

-количество постов увеличилось с 507 до 571;

-сформировано новое территориально-структурное размещение таможенных органов России —Астафьев С.П. В режиме свободной таможенной зоны // Учет. Налоги. Право. - №3. – 2006. – С.19-22.

Оптимизация таможенного тарифа и коренное изменение системы таможенного администрирования были поставлены в качестве главных задач в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию от 8.07.2000 г.

В целях сотрудничества и развития партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности по инициативе ГТК России был создан Консультативный совет по таможенной политике, в состав которого вошли руководители таможенных органов и объединения предпринимателей. Активно развивается инфраструктура, обеспечивающая своевременное оказание услуг в таможенной сфере. Так, ГТК России заключил договор о сотрудничестве с Российской ассоциацией брокеров. Становится очевидным, что необходимыми условиями обеспечения прозрачности работы таможенной службы и формирования положительного образа таможни является открытость таможенной службы для участников внешнеэкономической деятельности и всего общества. В 2000 г. была проведена активная работа по присоединению РФ к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), определившей основной курс деятельности таможни вXXI в —Вагин В.Д. Организация таможенного валютного контроля. – М.: РИО РТА, 2010. – 57 с..

Таможенный кодекс 2003 г. был призван ликвидировать концептуальные политико-экономические изъяны и пробелы таможенного законодательства. Если в Таможенном кодексе 1993 г. понятие таможенного дела редуцируется к таможенной политике, то в кодексе 2003 г. таможенную политику заменяют понятием таможенного регулирования («Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу») (раздел 1., гл.1, ст. 1.2.).

Новый Таможенный кодекс претерпел ряд значимых изменений:

-существенно расширена сфера кодифицированного таможенного законодательства;

-произошло значительное сокращение регулируемых кодексом отношений;

-в кодексе отсутствуют части: производство по делам о таможенных правонарушениях и ответственность за нарушение таможенных правил;

-отсутствуют главы, связанные с «правоохранительной» деятельностью таможенных органов (как было указано выше, в Таможенном кодексе 1993 г. содержались главы, посвященные деятельности таможенных органов как органов дознания, оперативно-розыскной деятельности таможенных органов).

Таким образом, основные направления реформирования современного таможенного законодательства:

-максимальное сближение с международными стандартами таможенного дела;

-создание стабильных, четких правил, создающих на границе таможенный климат, благоприятный для развития бизнеса и инвестиционных проектов;

-эффективная защита публичного порядка и национальных интересов РФ в области перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу —Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестаков М.П. Комментарии таможенного кодекса РФ. – М.: Инфра М – Норма, 1999. – 237 с.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 6 октября 2007 г. подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС. По этому договору таможенное регулирование на территории ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, основным документом которого является Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), вступивший в силу 1 июля 2010 г. Таможенный кодекс ТС полностью базируется но нормах Киотской конвенции.

Таможенный кодекс ТС предусматривает:

-единые правила декларирования товаров;

-единые таможенные процедуры;

-единую методологию определения таможенной стоимости;

-единые правила начисления и взимания таможенных платежей;

-единые правила таможенного контроля.

15 января 2016 года указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Министерству финансов Российской Федерации.

Ранее ФТС РФ подчинялась Правительству РФ, а до 2006 года – Министерству экономического развития и торговли РФ.

Руководитель Федеральной таможенной службы РФ сегодня – Бельянинов А.Ю.

Территориальную структуру ФТС РФ представляют:

-Региональные таможенные управления;

-Региональные таможни;

-Таможенные посты;

-Таможни центрального подчинения.

В связи с этим, необходима модернизация и усовершенствование работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Данные задачи достижимы при помощи планирования и постепенной реализации на практике специальных мероприятий, предусмотренных ФТС и Правительством России.

Заключение

Содержание деятельности таможенной службы составляет выполнение ими возложенных целей, задач и функций по осуществлению таможенного дела в стране. Способов их реализации очень много. Законность является одним из основных принципов государственной таможенной службы. Она имеет под собой конституционную основу и означает, что вся деятельность таможенных органов и и их должностных лиц должна осуществляться на основе строгого и неуклонного соблюдения правил действующего российского законодательства. Также должна поддерживаться строгая служебная дисциплина в каждой организации таможенной службы.

На сегодняшний день таможенное законодательство имеет много общего с налоговым законодательством. Причиной этому – фискальная миссия таможенного регулирования стран СНГ. Так, в РФ каждый третий рубль, поступающий в федеральный бюджет, связан с таможенными платежами.

Смена приоритетов была связана с преодолением существовавших трудностей и требовала поиска наиболее подходящих решений. Основная сложность заключалась в том, что около 80% таможен  оказались в странах ближнего зарубежья, перенесение таможенной границы повлекло за собой огромные затраты на создание и обустройство новых таможен. Страна не имела огромные средства, требуемые для данных преобразований. Возникли также трудности в связи с обеспечением таможенной службы квалифицированными кадрами. Важнейшими задачами выступали создание структуры таможенных органов, подготовка кадров в Институте подготовки и повышения квалификации таможенных работников.

В то же время были заложены основы таможенного законодательства. Среди них Таможенный кодекс РФ (1993 г.), закон РФ «О таможенном тарифе РФ» (1993 г.). Данные документы по праву считаются основными источниками изучения таможенного дела. Таможенным органам придан статус органа правоохранительных органов.

На сегодняшний день необходима модернизация и усовершенствование работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Данные задачи достижимы при помощи планирования и постепенной реализации на практике специальных мероприятий, предусмотренных ФТС и Правительством России.

Список литературы

1) Агапова А.Н. Таможенное право: 2-е изд., исправленное и доп. – Л.: Закон и право, 2014. – 502 с.

2) Андриашин Х.А. Таможенное право. – М.: Юстицинформ, 2006. – 263 с.

Астафьев С.П. В режиме свободной таможенной зоны // Учет. Налоги. Право. - №3. – 2006. – С.19-22

3) Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации.// Право и политика. - №1. – 2007. – 43 с

4) Берков Е.А., Галанжин Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим тамженное дело. – М., 2015. – 23 с.

5) Брацун Г.П., Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Об основных понятиях таможенной политики: сборник научных трудов. – М., 2013

6) Вагин В.Д. Организация таможенного валютного контроля. – М.: РИО РТА, 2010. – 57

7) Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1994 – 25 с

8) Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2009. – 38 с

9) Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестаков М.П. Комментарии таможенного кодекса РФ. – М.: Инфра М – Норма, 1999. – 237 с

10) Драганов В.Г., Рассолова М.М. Таможенное право: учебное пособие. – М.: Зерцало, 2013 – 249 с

11) Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. – М.: Издательство: Феникс, 2007. – 316 с.

12) Ковалева Н.А. Таможне добавили полномочий. // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - №9. - 2013. – с. 8-9

13) Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Издательство: Омега-Л, 2012. – 192 с.

Миляков Н.В. Таможенная пошлина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 253 с.

14) Новый Таможеннй кодекс как компромисс публичных и частных интересов в области таможенного дела. // Право и экономика. - №12. – 2003. – С.24

15) Попова И.Н., Шнур Л.В. Комментарии к Таможенному кодексу. Основная часть. – СПб., 2010. – 58 с.

16) Рассолов М.М., Эриашвили Н.Д. Таможенное право: учебник для ВУЗов. – 2-е изд., переработанное и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 380 с.

17) Сванидзе Г.К. Административно-правовое регулирование служебных проверок в правоохранительных органах.// Административное и муниципальное право. - № 12. – 2010 . – с.47-49

18) Страуссмен Дж. Стратегический государственный менеджмент. // Проблемы теории и практики управления. - №1. – 2005. – с. 54-55

19) Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / под ред. проф. Стровского Л.Е. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014

20) Татаринов А.Е. Проблемы квалификации нарушений физическими лицами правил помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза и несоблюдения условий такого режима // Юрист. - №6. – 2014. – 34 с

21) Тимошенко И.В. Таможденное право России: курс лекций: 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ПРИОР, 2009 – 328 с.

22) Толкушин А.В. Таможенное дело. 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2013. – 516 с.

23)Халипов С.В. Таможенное право: для подготовки бакалавров, специалистов. – М.: Юрайт ИД Юрайт, 2014. – 402 с.

24) История российской таможни:www.museum.customs.ru

25) Материалы официального сайта Федеральной таможенной службы:www.customs.ru




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Судебная система России: становление, развитие, проблемы реформирование

2. Единая система таможенной службы РФ

3. Становление и развитие народных школ России во второй половине ХIХ века

4. Таможенный контроль транзита товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенной союза

5. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В СССР В 1985-1991 ГОДАХ

6. Роль Всемирной таможенной организации в развитии экономики таможенного дела в России

7. Становление рынка информации в России

8. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРИИ В XVIII –XX ВЕКАХ

9. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

10. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ПЕРВОГО ИНОСТРАННОГО В КНР