Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики



                        Курсовая работа

          по дисциплине микроэкономика

                                на тему:

«Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики»

Стр.

3

5

5

7

11

15

15

18

22

24

Содержание

Введение

Глава1.Теоретические особенности государственного предпринимательства

1.1Сущность и методы государственного предпринимательства

1.2Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

1.3Механизмы государственного регулирования предпринимательства

Глава 2. Методы и особенности государственного регулирования экономики

2.1Анализ современных методов государственного регулирования экономики

2.2Особенности регулирования государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики

Заключение

Список литературы

Введение

В современном обществе государственное предпринимательство играет важную роль в формировании и развитии рыночной экономики и является особым видом экономической деятельности. Участие государственного предпринимательства в экономической деятельности страны позволяет задавать и регулировать темпы экономического роста, осуществлять поддержку внутреннего рынка, контролировать качество и структуру национального валового продукта, а также придает экономике необходимую гибкость и борется с монополией на рынке. Помимо того, что государственное предпринимательство призвано решать важные общественно-политические задачи, оно решает также и экономические задачи.  Для России развитие государственного предпринимательства является важной стратегической задачей в развитии экономической политики.

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что развитие государственного предпринимательства является важной проблемой в стране. Необходимо исследовать и развивать малое предпринимательство как часть современной рыночной экономики. Так как государственное предпринимательство в России находится на начальных этапах развития, необходимо сделать еще очень много для того, чтобы оно могло полностью удовлетворять реальные потребности рыночного хозяйства.

Объектом исследования данной курсовой работы являются труды экономистов, которые освещают особенности существования государственного предпринимательства в рыночной экономике.

Предметом исследования является выявление проблем и перспектив развития государственного предпринимательства в России.

Целью работы является анализ особенностей государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики, а также механизмов его регулирования.

Для достижения цели необходимо выполнить следующее:

  1. Рассмотреть и проанализировать сущность и методы государственного предпринимательства
  2. Выделить и проанализировать механизмы государственного регулирования
  3. Рассмотреть государственное предпринимательство как важный элемент развития и регулирования экономики страны.

Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части – теоретические особенности государственного предпринимательства; во второй части – проанализировать методы регулирования государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, которая состоит из двух глав с подпунктами, заключение и список литературы.

В работе были использованы труды таких авторов, как Губин Е.П., Плешакова М.В., Епифанова Т.В. и пр.

Глава 1. Теоретические особенности государственного предпринимательства

  1. Сущность и методы государственного предпринимательства

Государство всегда имело большое значение в формирование рыночной экономики. Без вмешательства государства невозможно осуществление даже такого явления, как свободная конкуренция. Правовая база рыночной экономики, формирование и развитие денежного обращения – все эти функции возложены на государство. Причем, среди прочего функционала развития рыночной экономики можно отыскать как недостатки, так и преимущества. Но сам факт развития экономики подразумевает наличие государства. Как уже говорилось выше, государство влияет на процессы формирования свободной конкуренции. Таким образом, формируются высокие и низкие доходы, банкротство. Среди населения данное явление не затрагивает аппарат управления и людей, занятых в науке, а также социально незащищенных нетрудоспособных людей (дети, старики).

Такое явление, как рыночный механизм позволяет распределить ресурсы оптимально и использовать их с максимальной отдачей.  —Чепурин М.Н., Киселева Е.А. (ред) Курс экономической теории: учебник, Изд. АСА, Киров 2006г.

Далее в своей работе мне бы хотелось рассмотреть мнения исследователей в экономике. Классики экономической науки, такие, как Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др., полагали, что рыночная система может обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С их точки зрения, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента и эластичность соотношения цен и заработной платы способны поддерживать полную занятость. и, эти два фактора,  действуя совместно, превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Более того, данные исследователи воспринимали капитализм с точки зрения само регуляции экономики, полагая, что полная занятость считается нормой.  По их мнению, помощь государства в функционировании экономики была излишней и даже вредной. Из соображений данных исследователей можно было сделать заключение, что экономическая политика государственного невмешательства являлась наиболее приемлемой.

Но, на практике все оказалось иначе. Теоретически рынок может существовать без государства, а на практике нет. На практике государство выступает активным участником экономических отношений. Производственные силы, точнее часть этих сил, в условиях свободной конкуренции не способны быть частной собственностью, и государство возлагает на себя обязательства по их содержанию. Это, к примеру, железная дорога, почта и пр. В настоящее время, всем управляет монополия. И данным структурам удобно, чтобы государство усилило свою роль в регулирование и поддержке  на внутреннем и внешнем рынках.

При этом, опыт планового управления централизованной экономикой с монопольным господством государственной собственности в условиях современной смешанной экономики возможно использовать лишь частично. Это невозможно в полной мере в связи с тем, что экономика  в вопросах проблем государственного предпринимательства, а также управления государственной собственностью, слабо разработана.

1.2 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

В любой современной экономической системе важная роль в обеспечении нормального функционирования принадлежит государству.  Оно всегда выполняло определенные функции в сфере экономики.

Арсенал инструментов регулирования экономики и методов на нее воздействия включает в себя экономическое законодательство, налоги, бюджет, кредитно-денежная политика. Регулирование государством экономики имеет важное значение для социального и экономического развития страны.  Также государство обладает правом и возможностью принуждения, например, в сферах налоговой политики и государственного законодательства.

К государственной собственности относятся объекты экономически неэффективные для использования в частном бизнесе. Это отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства. Например, энергетика, связь, оборона. А также социально-общие товары, такие, как дороги, уличное освещение и т.д.  К предпринимательству государства следует отнести и использование (сдача в аренду) природных и производственных ресурсов, которые находятся в собственности государства. Своим участием в производственно-коммерческих операциях, государство регулирует рыночную экономику.

Государственное предпринимательство не является самым эффективным, оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в тех условиях, когда она не выгодна для частников или они не в состоянии её выполнять.

Можно выделить следующие функции государства, как механизма развития рыночной экономики посредством интеграции

- общеэкономическую;

-  ресурсную;

-  инновационную и организаторскую. —Ступин В.Б., Хохлова Т.А. и др. Государственное регулирование экономики: опыт пяти стран (Научные труды ИЭПП № 16) Москва, институт экономики переходного периода, 1999

Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие государственного предпринимательства – одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией государственного предпринимательства является ресурсная функция. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития государственного предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека. Предпринимательству как новому, типу анти бюрократического экономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

Важная функция предпринимательства – организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы. Сущность государственного предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса, и т.д. —Никоноров С.М. «Проблемы предпринимательства в современной России» 2005г.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь. Но не только, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

1.3 Механизм государственного регулирования предпринимательства

Государством проводится определенная политика по регулированию экономики. Выражается она, главным образом, в административных и экономических методах воздействия. Издаются и корректируются соответствующие законодательные акты, постановления. Причем, опираясь на мировой опыт, следует отметить, что когда страна в кризисе, роль государства по реформированию экономики увеличивается. И, напротив, когда экономическая обстановка в стране стабильная, роль государства снижается. Рассмотрим, сто же является ролью государства.

Прежде всего, необходимо воздействовать на экономику, чтобы не допустить кризиса в экономике страны, не разрушить экономику. И, рассматривая механизмы воздействия, следует отметить, что в данной ситуации подойдут экономические методы воздействия, а не административные. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, довольно многосторонни, но основными из них являются:

- налоги;

- перераспределение доходов и ресурсов;

- ценообразование;

- государственная предпринимательская деятельность;

-  кредитно-финансовые механизмы и др. —Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008

Административные, т. е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно оптимальны при решении поставленных задач. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

1. Естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т. д.);

2. Охрана окружающей среды и использование ресурсов;

3. Сертификация, стандартизация, метрология;

4. Социальная политика. Прежде всего, имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);

5. Внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т. д.).

Использование комплекса мер экономического и социального воздействия на предпринимательскую деятельность в стране, позволяет государству регулировать стабилизацию и экономический подъем. Для достижения этих целей государство проводит научно-техническую, фискальную, инвестиционную, амортизационную, ценовую и другие виды политик.

Огромную роль в регулировании предпринимательской деятельности играет государственная система налогообложения. В случае, если размер налоговых выплат будет слишком высоким, у предприятия не будет возможности не только развиваться, но и, в принципе, сохранить свое существование и осуществлять производство. Система налогового регулирования должна учитывать все аспекты деятельности предприятия и предоставлять льготы предприятиям, действующим в сферах государственных интересов, стимулировать развитие малого бизнеса для предприятий, которые большую часть своих средств использует для реконструкции, техническое переоснащение и расширение производственных мощностей. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Она помогает замедлить инфляцию в экономике и уменьшить дефицит бюджета, снизить государственные расходы.

Когда обнаруживаются негативные процессы в экономике, в действие вступают механизмы саморегулирования. В качестве таких механизмов выступает прогрессивная система налогообложения, которая привязана к доходу предприятия и, соответственно, меняется вместе с ним. Государством заранее утверждается увеличение налоговых, и оно в такой системе прогрессивно увеличивается вместе с уровнем дохода. Также механизмы самоорганизации позволяют контролировать уровень выплат социальных пособий и пр.

В условиях экономического кризиса в стране, государство не может обойтись без фискальной политики, которая направлена на гашение колебаний в экономической среде, однако, только посредством ее, без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, государство не сможет полноценно выполнять свои функции. Следует обратить внимание на то, что в экономически развитых странах предпочтение отдается именно финансово-кредитной политике.

Финансово-кредитная политика являет собой инструмент целенаправленного управления банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличии от фискальной, кредитно-денежная политика позволяет справиться и со спадом производства и с инфляцией. Сутью данной политики является воздействие государством на денежную массу и процентные ставки, которые, в свою очередь, воздействуют на инвестиционный и потребительский спрос.  —Камаев В.Д. Экономическая теория, 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003

Процентная ставка, в зависимости от экономической ситуации в стране, регулируется Центральным банком России. Он играет главную роль в реализации кредитно-денежной политики расширяя или ограничивая возможность выдачи кредитов коммерческим банкам.

Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности выдачи кредитов коммерческими банками и наоборот.

Также, в случае необходимости,  государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию посредством скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым, уменьшая в обороте денежную массу.

Для того чтобы эффективно влиять на экономику страны и в частности на предпринимательство, государством должна проводиться финансово-кредитная и фискальная политика совместно и сбалансировано.

Одним из важных факторов экономического роста является ускорение научно-технического прогресса и превращение страны в мощное индустриальное государство. Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Вывод: Государственное предпринимательство отличается от частного своим целевым функционалом. Государственное предпринимательство нацелено на регулирование и оптимизацию экономики страны, в то время, как частное предпринимательство ориентировано, главным образом, на получение прибыли.

На государство возложено несколько функций. Такие, как общеэкономические, ресурсные, инновационные и организаторские. И невыполнение или ненадлежащее выполнение даже одной из них негативно отражается на экономике страны.

Для выполнения этих функций предусмотрены специальные механизмы регулирования. Среди них ценообразование, налогообложение, кредитно-финансовые механизмы и перераспределение доходов и ресурсов.

Глава 2. Методы и особенности государственного регулирования экономики

2.1 Анализ современных методов государственного регулирования экономики

Некомпетентное вмешательство государства в экономику страны, невыполнение функций, на него возложенных зачастую приводит к экономическому кризису. В настоящее время мы являемся свидетелями данного процесса.

Государство должно выполнять следующие функции:

  1. Создание правовой основы. Подразумевается создание законов по праву собственности. Законодательство должно регулировать предпринимательскую деятельность.

При помощи правовой основы государство обеспечивает порядок взаимоотношений между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики. Имеется ввиду устойчивое развитие экономики. Макроэкономические показатели должны непрерывно поддерживаться на оптимальном уровне. Прежде всего, это объем валовой национальной продукции, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики, государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. В случае, когда государство не использует применение грамотной экономической политики, это отражается на экономике страны, на предпринимательской деятельности, в социальных сферах и т.д.

К примеру, если государство не будет бороться с инфляцией, то она может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает следующие последствия:

- снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;

- отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

- девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

- обесценение сбережений граждан;

- снижение инвестиционной активности и др. —Максимова В., Шишов А. “Рыночная экономика” Учебник. Москва 1992

То есть из вышеизложенного можно сделать вывод о важности регулирования государством экономики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику. Суть ее заключается в обеспечении гарантий всем работающим: минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим. А также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной и криминальной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики — ликвидация теневой экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. И первую скрипку в решении и этой единой задачи должно сыграть государство. —Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник - 3-е изд. – М.Дело, 2001

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т. е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т. д. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

2.2 Особенности регулирования государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики

Только экономически сильное государство может выполнять сложные функции по регулированию рыночных отношений.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

1. Свои расходы;

2. Налогообложение;

3. Регулирование;

4. Государственное предпринимательство. —Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М. Юрайт, 1999

Государственные расходы состоят из государственных закупок, трансфертных платежей.

Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).

Под трансфертными платежами понимаются выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.

Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.

Трансфертные платежи имеют другое значение: они меняют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Государству необходимы деньги для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты населению. И деньги эти можно получить со сбора налогов. Но чтобы построить дорогу к примеру, государству нужно приобрести на деньги необходимые ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. А потому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, население на самом деле определяет, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. —Чуйкин С. С. - Государственное регулирование предпринимательской деятельности как фактор ее развития / С. С. Чуйкин // Экономические науки. 2009. - N 7. - С. 39-42.

То есть налогообложение является важным инструментом государственной политики. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики.

Наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю. Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков.

Если повысить налоги, та люди станут массово от них уклоняться. На сегодняшний день  во многих странах СНГ происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Таким образом, получается замкнутый круг.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в следующих формах:

- законодательной,

- налоговой,

- кредитной,

- субвенционной. —Губин Е. П. - Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства [Текст] :автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / Е. П. Губин. - М. : [Б. и.], 2005. - 48 с. – 0 Библиогр.: с. 42-47.

Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.

Налоговая и кредитная формы регулирования подразумевают использование налогов и кредитов для того, чтобы воздействовать на национальный объем производства. Таким образом, на сужение или же расширение производства, государство влияет, изменяя налоговые ставки и льготы. А на уменьшение или увеличение объема производства влияет изменение условий кредитования.

Под субвенционной формой регулирования понимают предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, или предприятиям. Зачастую это отрасли, создающие общие условия для формирования общественного капитала. На основе субсидий может оказываться поддержка в сфере науки, образования, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам.

Вывод: К современным методам государственного регулирования экономики следует отнести формирование законодательства в данной сфере и стабилизация экономики.

В условиях рыночной экономики регулирование ее в стране происходит посредством определенных механизмов. Среди них главным и основным является налогообложение.

Заключение

Таким образом, на основание проведенных исследований  на тему государственное предпринимательств в условиях рыночной экономики, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, государственное предпринимательство необходимо в условиях рыночной экономики для успешного функционирования экономики страны. Такого рода предпринимательство проводится в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

Во-вторых, приоритетно государственное предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в следующих отраслях: обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций; координация усилий общества по охране и

оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Говоря о государственном предпринимательстве относительно России, необходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми гарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития. Соответственно, нашей стране требуется особая политика по урегулированию экономического законодательства.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М. Юрайт, 1999

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник - 3-е изд. – М.Дело, 2001

3. Максимова В., Шишов А. “Рыночная экономика” Учебник. Москва 1992

4. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. М.: Луч, 1998

5. Камаев В.Д. Экономическая теория, 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003

6. Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008

7. Никоноров С.М. «Проблемы предпринимательства в современной России» 2005г.

8. Ступин В.Б., Хохлова Т.А. и др. Государственное регулирование экономики: опыт пяти стран (Научные труды ИЭПП № 16) Москва, институт экономики переходного периода, 1999

9. Филина Ф.Н., Толмачёв И.А. Всё об индивидуальном предпринимателе: 3-е изд. РОСБУХ 2009г.

10. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. (ред) Курс экономической теории: учебник, Изд. АСА, Киров 2006г.

11.Тиникашвили Т. Ш. - Государственное регулирование сферы малого и среднего предпринимательства в регионе / Т. Ш. Тиникашвили // Региональная экономика: теория и практика, 2013. - № 46 (325). - С. 51-56. - Библиогр.: с. 56 (3 назв. ).

12.Муравьева Л. А. - Российское предпринимательство в первой половине XIX века / Л. А. Муравьева // Финансы и кредит, 2012. - № 2. - С. 71-80. - Библиогр.: с. 80 (12 назв. ).

13.Чуйкин С. С. - Государственное регулирование предпринимательской деятельности как фактор ее развития / С. С. Чуйкин // Экономические науки. 2009. - N 7. - С. 39-42.

14.Муравьева Л. А. - Российское промышленное предпринимательство (1725-1761) / Л. А. Муравьева // Финансы и кредит, 2008. - N 33. - С. 78-87. - Библиогр.: с. 87 (9 назв. ).

15.Соловьева О. А. - Модернизация национального предпринимательства: мнение и предложение / Соловьева Олеся Анатольевна // Российское предпринимательство, 2013. - № 17 (239). - С. 4-14. - Библиогр.: с. 14 (3 назв.).

16.Комарова О. В. - Государственная поддержка малого предпринимательства: теоретический аспект / О. В. Комарова // Журнал экономической теории, 2010. - N 4. - С. 48-55. - Библиогр.: с. 55 (21 назв. ).

17.Александрова А. И. - Концепция инновационного развития предпринимательства / Александрова Ариадна Иосифовна // Российское предпринимательство, 2013. - № 14 (236). - С. 4-14. - Библиогр.: с. 13-14 (7 назв.).

18.Чертина Е. - Малое предпринимательство в социальной сфере: особенности и перспективы развития / Е. Чертина // Социальная политика и социальное партнерство,2014. - № 3. - С. 52-56. - Библиогр. В сносках Библиогр.: с. 56 (3 назв. ).

19.Губин Е. П. - Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства [Текст] :автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / Е. П. Губин. - М. : , 2005. - 48 с. Библиогр.: с. 42-47.

20.Предпринимательское право Российской Федерации [Текст] : учеб. для вузов / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2012.

21. Глаголев С. Н. - Курс инновационного предпринимательства: от проекта до реализации / Сергей Николаевич Глаголев // Ректор ВУЗа,

2013. - № 9. - С. 26-28.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Предпринимательство в условиях рыночной экономики

2. Государственное регулирование рыночной экономики

3. Оценка земельных участков в условиях рыночной экономики

4. Совершенствование мотивации персонала организации в условиях рыночной экономики

5. Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в условиях рыночной экономики

6. Повышение экономической эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики

7. Разработка практических рекомендаций по выявлению резервов повышения экономической эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики

8. Предпринимательство и фирма в рыночной экономике

9. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

10. Малое предпринимательство: сущность, критерии. Его роль и значение для экономики и общества