Выявление педагогических условий освоения весенне-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРА ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ЗАКЛИЧЕК

7

1.1

Историография изучения детского календарно-обрядового фольклора Вологодской области

7

1.2

Жанровая специфика песен, приуроченных к весеннее-летнему периоду

11

1.3

Музыкально-поэтический анализ весеннее-летних закличек фольклорных традиций Вологодской области

18

2

ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ЗАКЛИЧЕК В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ

29

2.1

Опыт работы детских фольклорных ансамблей по освоению весеннее-летних закличек

29

2.2

Педагогические условия и результаты опытной работы процесса освоения весеннее-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля городского дома культуры г. Вологды

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

51

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Карта Вологодской области
  2. Расшифровка поэтических текстов и репортажей
  3. Напевы и тексты
  4. Рисунки детей на дождь и радугу

ВВЕДЕНИЕ

Детский музыкальный фольклор составляет большую и значительную область традиционного народного творчества.Термин «детский фольклор» был введен учеными в начале XX века, и им обозначали «произведения устной народной словесности, которые исполнялись как детьми, так и взрослыми» [16, с. 42].

Изучение детского музыкального фольклора затрагивает особо важные вопросы изучения ребенком содержательных идей и средств выражения в ходе его введения в систему народной традиционной культуры. О. С. Бороздина пишет, что при рождении ребёнок застаёт конкретное «культурно-историческое пространство», которое оказывает на него значительное влияние, как на формирование ценностей, так и на его образ жизни. «Осуществляя выбор ценных ориентиров и способов взаимодействия с социокультурным окружением, он включается в культоротворческую деятельность своего народа» [2, с. 4]. Процесс включения (приобщения) ребёнка в жизнь общества может быть позитивным, так и негативным. «Необходима педагогическая организация данного процесса, чтобы личность стала субъектом выбора ценностных ориентаций, формирующих совместную доминанту индивидуальной картины мира и образа жизни» [2, с. 4].

В наше время появляется угроза того, что традиционная культура может не войти в область существования ребенка. Для того, чтобы она не прошла мимо его мировосприятия, необходима целенаправленная культуротворческая работа. В связи с этим возрастает роль школы, системы дополнительного образования, которые могут помочь сохранить народную культуру.

Настоящая исследовательская работа посвящена изучению диалектно-стилевых особенностей весенне-летних закличек фольклорных традиций Вологодской области и процессу их освоения в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля.

Объектом изучение является весенне-летние заклички Вологодской области.

Предметом является процесс освоения весенне-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля.

Цель работы – выявление педагогических условий освоения весенне-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть историографию изучения детского календарно-обрядового фольклора;

выявить жанровую специфику весенне-летних закличек;

раскрыть музыкально-поэтические особенности весенне-летних закличек фольклорных традиций Вологодской области.

описать опыт работы детских фольклорных ансамблей по освоению жанров календарного фольклора;

проверить эффективность педагогических условий, способствующих процессу освоения весенне-летних закличек в детском фольклорном ансамбле городского дома культуры г. Вологды.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предложение: процесс освоения весенне-летних закличек в детском фольклорном ансамбле будет успешным, если:

содержание исполнительской практики основывается на принципах сохранения и возрождения подлинных образцов традиционной народной музыкальной культуры и приобщения к ним подрастающего поколения;

учитываются следующие педагогические условия: отношение к произведениям народной музыки как фольклорным текстам, находящимся во взаимосвязях с контекстом их бытования и функционально-смысловым содержанием; сочетание в содержании учебно-воспитательной работе принципов, форм и методов народной педагогики и современных образовательных технологий; стимулирование детей к творческой деятельности; взаимодействие педагога с родителями.

Фактологическая база данного исследования основана на архивных материалах коллекций фонда Центра традиционной народной культуры Вологодского государственного университета, записанных в результате фольклорных экспедиций с 1986г. Материалы предоставлены в виде аудио- и видеозаписей, экспедиционного фонда рукописных материалов.

Теоретическая и методологическая основа. Дипломная работа опирается на современные научные методы, разработанные этномузыкологической школой, Санкт-Петребургской государственной консерваторией и Фольклорным этнографическим центром СПб. В основе методологии лежит принцип комплексного подхода к изучению явлений народной традиционной музыкальной культуры.

Методы исследования:

Научная новизна настоящей дипломной работы заключается в том, что в научный оборот вводятся новые фольклорно-этнографические материалы из фондов Центра традиционной народной культуры Вологодского государственного университета.

Практическая значимость представляет использование данной работы в научно-методической, учебно-образовательной практике. Материалы дипломной работы могут использоваться музыкальными руководителями и воспитателями дошкольных учреждений, педагогами музыкальных школ и сферы дополнительного образования, руководителями фольклорных ансамблей.

Структура: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников, приложения.

Во введении обозначаются предмет, объект, цели, задачи, представлена методологическая и источниковая база.

В первой главе «Теоретические аспекты исследования жанра весенне-летних закличек» даётся краткая историография изучения детского календарно-обрядового фольклора Вологодской области. Рассматриваются понятия как «закличка», «выкрик», «зов», «клич». На основе этнографических сведений производится описание контекста бытования и функционирования весенне-летних закличек в традиции.

Во второй главе «Процесс освоения весенне-летних закличек в детском фольклорном ансамбле» описывается опыт работы с детским коллективом. Выявляются методы и формы работы, создаются учебные программы в данном направлении, формы занятия, вокально-техническая методика работы с закличками.

В Заключении суммируются основные наблюдения, отмечаются основные выводы данного исследования.

Приложение включает карты Вологодской области, перечень материалов, расшифровки и нотации, сведения о записях и этнографические материалы.

ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ЗАКЛИЧЕК

  1. Историография изучения детского календарно-обрядового фольклора Вологодской области

До серединыXIX века детский фольклор не выделялся в некий раздел народной поэзии, а публикации его были случайными и небольшими.

Детский фольклор начали собирать позднее, чем другие виды народной поэзии. Как пишет автор сборника «Дождик, дождик перестань!» Г. Науменко, «первые записи появились в печати в 30-40х годахXIX века, но это были единичные тексты детских песен и описания детских игр» [15, с. 24]

Как пишет Г. Науменко, интерес к детскому фольклору начал угасать, а  с начала 30-х годов «собирание и изучение» его почти закончилось. Г. М. Науменко всю творческую деятельность посвятил собиранию и изучению русского музыкально-поэтического фольклора.

В 50-60е годыXIX века с повышением интереса к народному творчеству обращает на себя внимание детский фольклор. Именно в это время было записано достаточно текстов детских песен. Произведения детского фольклора записывают: Н. И. Даль, П. В. Шейн, П. А. Бессонов и другие фольклористы. Образцы детского фольклора можно было найти в таких изданиях как: «Живая старина», «Этнографическое обозрение», в «Губернских ведомостях», «Этнографическое обозрение», в «Известиях географического общества», «Трудах этнографического отдела Известий Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии», в «Памятных книжках земств» и др.

Первый собиратель детского фольклора  был П. В. Шейн (1826-1900 гг.). Он первый внёс некую классификацию в детский фольклор. Все песни, записанные им, Шейн разделил на 2 группы – первая «песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки)», а вторая группа «песни, которые поют сами дети, вышедшие из младшего возраста» [15, с. 7].

В 1861-1862 гг. выпускается сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа», в котором находятся материалы детского фольклора (считалки, скороговорки и др.). В 1870 г. Выходит сборник П. В. Шейна «Русские народные песни», который открывается разделом детского фольклора.

В 60е годыXIX обостряется интерес к народу и его культуре, собирание и изучение фольклора приобретают общественно-политическое значение. К этому времени относится и развитие педагогического движения, которое в значительной мере пробудило интерес к детскому фольклору. Во многих журналах, сборниках, исследованиях публикуются описания детского быта, игр, детская поэзия и песни. Народное творчество проникает в сферу детского воспитания и образования.

В это же время в России насыщенно развивается педагогическая мысль. Идеи К. Д. Ушинского распространяются на сферу изучения детского народного творчества, на определение его места в системе воспитания подрастающего поколения.К. Д. Ушинский считает, что у каждого народа своя особая национальная система воспитания, «а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным; как нельзя жить по образцу другого народа ,как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе ,как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы» [29, с. 26].

Наибольшую популярность в то время получили статьи и книги А. Н. Афанасьева – выдающегося исследователя и систематизатора фольклора. В 1870 г. вышли собранные им «Русские детские сказки» –  книга, ставшая на долгие годы хрестоматией народной педагогики. Составитель сборника писал: «Я решился выпустить для детей отдельное издание, не удерживая областных особенностей говора, не обременяя книги примечаниями и выбравши из нескольких вариантов лучшие по рассказу; при этом удобно будет и опустить те сказки, которые не должны попадать в руки детей...» [1, с. 13]

В 60-70е годыXIX века продолжает свою собирательскую деятельность П. В. Шейн, а также Е. А. Поковский, В. Ф. Кудрявцев и др. Собиратели публикуют сборники с детским фольклором: «Детские игры и песни Нижегородской губернии» (1871 г.), «Сборник народных детских песен, игр и загадок» (1898 г.)  и др.

Автор сборника «Сказки, песни, частушки Вологодского края» В. В. Гура даёт информацию о том, кто и когда был собирателем детского фольклора в Вологодской области. Советский лингвист упоминает братьев Соколовых, которые выпустили книгу «Сказки и песни Белозерского края». Данный труд был собран в 1908 и 1909 годах в Кирилловском и Белозерском уездах. Исследователи дают описания свадебного обряда, похоронных причитаний, детских, юмористических песен, частушек, пословиц, поговорок, загадок, заговоров.

XX в. в России  можно считать ранней стадией изучения детского фольклора. Большое количество материалов по детскому фольклору собрал теоретик, профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. Его труды опубликованы в сборниках «Детский народный календарь», «Русский детский фольклор», «Детская сатирическая лирика», «Детский фольклор и быт».

Заслуга Г. С. Виноградова в том, что он впервые довольно точно дал понятие детскому фольклору, подробно охарактеризовал его многие жанры, раскрыл связь детского фольклора с народным бытом. Выдающийся этнограф и фольклорист подчёркивал, что «детский фольклор – не случайно собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» [3, с. 29]

Капица О. И. также внесла свой вклад в детский фольклор. «По её инициативе в 1927 году при РГО была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку» [15, с. 9]. Вследствие чего, было собрано много материалов: «более четырёх тысяч текстов песен, сказок, загадок» [15, с. 9].

Некоторые материалы Капица О.И. опубликовала в статьях «Поэзия крестьянских детей», «К вопросу об изучении детского фольклора», «Детский быт и фольклор» - первый большой сборник.

Активно ездил в творческие экспедиции в различные области и регионы России, записывал произведения народного творчества с 1967 по 1994 годы. Г. М. Науменко – фольклорист-музыковед, этнограф, писатель. Им издано более сотни книг и музыкальных сборников, в которых опубликованы произведения фольклора [15, с. 9].

Дореволюционными и советскими фольклористами собран значительный материал по данному жанру.

«ВXX в. изучением фольклорных традиций Вологодской области осуществляется высшими учебными заведениями, учреждениями культуры и образования Вологды, Москвы, Ленинграда» [8, с. 137]. В экспедициях записывались разнообразыне формы и виды поэтического, музыкально-песенного, хореографического, инструментального фольклора, а также образцы детского и материнского фольклора.

В результате записанных в фольклорных экспедициях материалов по детскому воспитанию, были «составлены учебные программы для образовательных учреждений Вологодской области: Школы традиционной народной культуры, Специализированных фольклорно-этнографических классов школы № 10, фольклорно-этнографического отделения детской музыкальной школы № 4 г. Вологды» [8, с. 137]. Материалы фольклорных экспедиций по детскому календарному фольклору опубликовываются, например, «От Рождества до Святой Пасхи» и др.

В 90-е годы в Вологодской области по собиранию и изучению детского фольклора проводили московские учёные И. А. Морозов, И. С. Слепцова. Результатом собирания стали публикации «практико-ориентировочного характера», а также монография «Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.)».

«В 2000-х годах результатом планомерных экспедиций ОНМЦ и ПК стала издание следующих сборников, в которых материалы по детскому фольклору занимают одно из ведущих мест: «Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 г. Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды» и др. [8, с. 138].

В настоящее время изучение детского фольклора представляет большой интерес, т.к. актуальна проблема воспитания подрастающего поколения.

1.2 Жанровая специфика песен, приуроченных к весеннее-летнему периоду

Весенне-летние заклички относятся к одному из популярному жанру детского фольклора. В фольклорных традициях Вологодской области, зафиксированы обращения к дождю, радуге, солнцу, исполнявшиеся ранней весной или в начале лета.

Г. М. Науменко отмечает,  что заклички скрывают в себе далёкое прошлое «обращённые к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далёких языческих времён: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «её деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть» [15, с. 21].

Выявим жанровые особенности закличек. Известный этнолингвист Путилов Б. Н. пишет о том, что жанр – это «система содержательных, собственно поэтических, функциональных и исполнительских принципов, норм, стереотипов, за которыми стоят выработанные коллективным опытом представления, отношения, связи с теми или иными сферами действительности, социальными институтами, бытом и т.д.» [22, с. 72]. Как отмечает Б. Б. Ефименкова «жанр – это понятие, характеризующее исторически сложившиеся ряды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способами и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы» [9, с. 90]. В. Я. Пропп в статье «Принципы классификации фольклорных жанров», пишет, что «жанр» – «это основа фольклорного изучения», как начало начал, с которого следует начинать [24, с. 110].

Заклички – один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и птицам.

В этнолингвистическом словаре «Славянские древности» дано следующее определение понятию «заклинание»: «Заклинание – вид (жанр) ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме – требования, приказа, побуждения, просьбы, мольбы, предупреждения, запрещения угрозы» [27, с. 658].

С. М. Толстая в словаре определяет заклинание как «вид ритуально-магической речи», которое имеет магическое обращение к объекту либо предмету с целью получить желаемый результат (побудить, приказать, потребовать или попросить).

Автор отмечает, что  заклинание «может быть самостоятельным вербальным ритуалом» – простой формы приговора или практического действия, но может выступать и в сложных вербальных формах, являясь их составной частью (заговоры, благопожелания, обрядовые песни и др.). «В заклинании по сравнению с другими вербальными актами усилена роль отправителя текста, его воли, его креативной и провоцирующей способности; отправитель текста и создатель желаемой ситуации – одно и тоже лицо» [27, с. 667], т.е. человек, который хочет добиться цели в заклинании,  выступает в двух ролях: отправитель текста и создатель.

Заклинание имеет функцию заговора, вследствие чего эти жанры довольно часто путают: «между тем заговоры, как правило, включают и другие, не заклинательные компоненты или же соответствующее содержательное ядро заговора выражается косвенным способом, без непосредственного обращения к объекту магического воздействия. Заклинания могут содержаться также в благопожеланиях, проклятиях и др. текстах» [27, с. 667].

Далее рассмотрим определение «заклички» из вышеуказанного словаря: «Заклички – краткие рифмованные приговорки-заклинания, адресованные животным и явлениям природы и имеющие речитативно-песенную манеру исполнения» [27, с. 667]. Так же, заклички являются наиболее распространённым и активно бытующим жанром в детском фольклоре. В отличие от заклинаний, заклички – это более простая, краткая форма, в которой присутствует рифма. Она близка к приговору-заклинанию, однако не является таковым. Данная форма основана на обращении:

к животным, птицам (божья коровка, коршун),

к явлениям природы, временам года (зима, лето, весна, осень),

к «персонифицированным» праздникам (коляда),

природе/погоде (дождь, радуга, солнце) и др.

По мнению С. М. Толстой, «перешедшие по преимуществу в детский репертуар заклички», обладают магическими функциями, которые направлены на призвание/приглашение природного объекта для получения желаемого результата.

Заклички исполняются после долгого ожидания какого-либо природного явления или объекта, например, встреча весны или прилёт птиц.

Светлана Михайловна выделяет прагматическую (историческая, культурная) функцию закличек, которая связана «с магическим воздействием слова». Отправитель текста вынуждает природный объект для того, чтобы тот совершил определённое действие. Детвора, с помощью закличек, отправляя свои ритуальные слова, может «управлять» явлениями природы [27, с. 667].

Понятия «выкрик» и «клич» в словаре С. И. Ожегова можно считать синонимами, и означают они громкий возглас [35, с. 114, с. 277].

Г. П. Парадовская в статье «Детский календарно-обрядовый фольклор: к вопросу типологии непесенных форм интонирования» относит выкрики и кличи к «декламационным формам возгласного интонирования». Данные формы составляют «многочисленную группу обрядового фольклора», которую исполняют дети [18, с. 58].

В. К. Соколова в своей статье «Заклинaния и приговоры в кaлендарных обрядах», пишет о том, что термины «заклинание» и «приговор» не имеют чёткой границы. Автор сравнивает два термина и выявляет такие отличия: «заклинание имело отчетливо выраженную магическую функцию и произносилось с целью вызвать желаемый результат», а приговорам, по словам автора «особого знaчения не придaвалось», они выражали пожелания, а позднее они приобрели «шутливый» нрав [29, с.1].

В. К. Соколова, пишет о первоначальном виде заклинания – «непосредственное обращение к объекту, на который хотели воздействовать». К окружающему миру люди обращались, как к живому существу. И обращение выражалось через приказ, требование. И такие пожелания были обращены к солнцу, дождю, радуге и др. [29, с.1].

Все заклички, обращены к объекту воздействия. Они имеют повелительный властный тон: перестань, не давай / давай, лей и др. Обращаясь к статье В. К. Соколовой «Заклинания и приговоры в календарных обрядах» она пишет про устойчивую формулу – «обращение-требование», которая и составляет все заклинания.

В. К. Соколова классифицирует календарные обряды на четыре типа заклинаний:

Евгения Сергеевна Редькова пишет, что «параллель» закличек и формы фольклора открываются на мифологических представлениях: «параллели детских закличек с обрядовыми формами фольклора обнаруживаются на уровне их связи с древними мифологическими представлениями, которая прослеживается в особенностях содержания и организации их поэтических текстов» [25, с. 36]. Автор также подтверждает слова народных исполнителей, что  «с заклинательной функционально-смысловой сферой соотносятся и закономерности движения, сопровождающего исполнение закличек. В большинстве случаев – это прыжки, втаптывающий характер шага, которые оцениваются исследовaтелями как форма проявления игрового и ритуального поведения, связанная с символикой роста, что показательно для игр и развлечений, приуроченных к весенне-летнему циклу». Так жительница д. Грибцово Сокольского района, говорила: «Пели так <…> когда я ешо` маленькая былˈа` дак. Когда радуга, такая знаешь, синяя, красные полосы, вот тогда мы пели. Скакали и пели» [Архив ЦТНК  № ЭАФ 049-16]. Смирнова Александра Григорьевна из д. Алексеево Междуреченского района сообщила: «Вот крича`т робети`шка, бегает» [Архив ЦТНК  № ЭАФ 090-13]. Жительница п. Барская Грязовецкого района рассказала: «То́жо бегали, кричали. Радуга большу`шая, большу`шая» [Архив ЦТНК  № ЭАФ 098-69].

Семантика движения, опирaется на понятие о движении, как способе упорядочивания мира, то есть организация собственных усилий связанных с достижением определённых усилий.

Хореография как особое явление в традиционной народной культуре обладает специфическим набором средств художественной выразительности. Так в своей работе А. М. Мехнецов «Архаические формы русской хореографии» выделяет комплекс выразительных средств. Один из комплексов является пространственно-векторная направленность движения. Рассматриваемый комплекс делиться на два типа: горизонтальное и вертикальное измерение. Вертикальное движение символизирует возрастание, умножение, подъём жизненных сил. Оно связывает мир живых людей с миром умерших. В весенне-летниних закличках проявляется вертикальное движение. Так, например, когда дети кричат солнышку (чтобы оно выглянуло), то поднимают руки к верху, прыгают, бегают.

Далее представим несколько  жанровых классификации, которые включают весенние заклички.

Г. Науменко классифицирует детский фольклор на 3 группы [16, с. 36]:

  1. Кaлендарный фольклор (календарные песни, заклички);
  2. Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки, прибаутки);
  3. Игровой фольклор (считалки, игры).

Работая над своей классификацией детского фольклора, авторы данной публикации ссылались на ранее публикованные работы (Виноградова Г.С., Капица О.И.).

Авторы сборника «Народное музыкальное творчество» А. Ф. и Т. Ю. Камаевы, различают две основные группы песенных жанров (приуроченные и неприуроченные песни и инструментальные наигрыши). Заклички они относят в группу приуроченных жанров – обрядовую форму ,которая «приурочена к обрядам, видам деятельности или сезонам» [12, с. 18].

Г. Науменко рaссматривает жанр заклички. «Заклички (от слова закликать – звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определённым временем года и обращены к различным явлениям природы» [16, с. 5]. Анализируя предложенную классификацию, мы видим, что Г. Науменко к первой группе относит образцы, которые обращены к птицам, природе, временам года, явлениям природы, насекомым. Вторая группа – потешный фольклор. Сюда автор приурочил те жанры, которые позабавят детей, рассмешить друг друга, высмеять. И завершающая группа, ведущее место в детском творчестве – игровой фольклор, кудаaвтор отнёс такие жанры, как считалки (с чего начинается игра, задаётся определённый ритм), игры [16, с. 7].

Редькова Е. С. в своей диссертации «Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора» делит детский фольклор на:

В сборнике «Костромские песни и наигрыши» (вып. 1) Кирюшина Т. В. выделяет следующую классификацию календарных обрядовых песен [13, с. 112].

  1. Песни зимнегообхода дворов;
  2. Подблюдные песни;
  3. Масленичные песни;
  4. Весенние заклички;
  5. Середокрестные песни;
  6. Вербные песни;
  7. Егорьевские песни;
  8. Вьюнишные песни;
  9. Вознесенские песни;

Рассмотрим классификацию детского фольклора А. Н. Мартыновой:

  1. бытовой фольклор (короткие стихотворные формы, песенки исполняемые в домашних условиях или вне дома и др.);
  2. детский календарный фольклор (календарные песни);
  3. тексты магической направленности (произведения из календарного и бытового фольклора; детские песни, заговоры-обращения);
  4. «детский игровой фольклор»: игровые песенки; молчанки, жеребьевки, считалки; «голосянки»;
  5. потешный фольклор (произведения шутливого характера);
  6. сатирическая лирика или «лирика осмеяния»: дразнилки и издевки; все виды поддевок [15, с. 399-401]:

Учёными предпринимаются попытки классифицировать. Рассмотренные нами классификаций, основаные на функциональном подходе.

Безусловно, все группы детского фольклора осуществятся в системе стабильных текстов, которые являются важнейшим средством народной педагогики и воспитательного процесса и передаются из поколения в поколение.

1.3 Музыкально-поэтический анализ весеннее-летних закличек фольклорных традиций Вологодской области

Данный раздел работы посвящён характеристике метроритмических, звуковысотных и композиционных параметров фольклорных текстов, функционирующих в весенне-летних закличках.

С филологической точки зрения В. К. Соколова провеела систематизацию типовых форм заклинаний на ос