Выявление педагогических условий освоения весенне-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРА ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ЗАКЛИЧЕК

7

1.1

Историография изучения детского календарно-обрядового фольклора Вологодской области

7

1.2

Жанровая специфика песен, приуроченных к весеннее-летнему периоду

11

1.3

Музыкально-поэтический анализ весеннее-летних закличек фольклорных традиций Вологодской области

18

2

ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ЗАКЛИЧЕК В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ

29

2.1

Опыт работы детских фольклорных ансамблей по освоению весеннее-летних закличек

29

2.2

Педагогические условия и результаты опытной работы процесса освоения весеннее-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля городского дома культуры г. Вологды

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

51

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Карта Вологодской области
  2. Расшифровка поэтических текстов и репортажей
  3. Напевы и тексты
  4. Рисунки детей на дождь и радугу

ВВЕДЕНИЕ

Детский музыкальный фольклор составляет большую и значительную область традиционного народного творчества.Термин «детский фольклор» был введен учеными в начале XX века, и им обозначали «произведения устной народной словесности, которые исполнялись как детьми, так и взрослыми» [16, с. 42].

Изучение детского музыкального фольклора затрагивает особо важные вопросы изучения ребенком содержательных идей и средств выражения в ходе его введения в систему народной традиционной культуры. О. С. Бороздина пишет, что при рождении ребёнок застаёт конкретное «культурно-историческое пространство», которое оказывает на него значительное влияние, как на формирование ценностей, так и на его образ жизни. «Осуществляя выбор ценных ориентиров и способов взаимодействия с социокультурным окружением, он включается в культоротворческую деятельность своего народа» [2, с. 4]. Процесс включения (приобщения) ребёнка в жизнь общества может быть позитивным, так и негативным. «Необходима педагогическая организация данного процесса, чтобы личность стала субъектом выбора ценностных ориентаций, формирующих совместную доминанту индивидуальной картины мира и образа жизни» [2, с. 4].

В наше время появляется угроза того, что традиционная культура может не войти в область существования ребенка. Для того, чтобы она не прошла мимо его мировосприятия, необходима целенаправленная культуротворческая работа. В связи с этим возрастает роль школы, системы дополнительного образования, которые могут помочь сохранить народную культуру.

Настоящая исследовательская работа посвящена изучению диалектно-стилевых особенностей весенне-летних закличек фольклорных традиций Вологодской области и процессу их освоения в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля.

Объектом изучение является весенне-летние заклички Вологодской области.

Предметом является процесс освоения весенне-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля.

Цель работы – выявление педагогических условий освоения весенне-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть историографию изучения детского календарно-обрядового фольклора;

выявить жанровую специфику весенне-летних закличек;

раскрыть музыкально-поэтические особенности весенне-летних закличек фольклорных традиций Вологодской области.

описать опыт работы детских фольклорных ансамблей по освоению жанров календарного фольклора;

проверить эффективность педагогических условий, способствующих процессу освоения весенне-летних закличек в детском фольклорном ансамбле городского дома культуры г. Вологды.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предложение: процесс освоения весенне-летних закличек в детском фольклорном ансамбле будет успешным, если:

содержание исполнительской практики основывается на принципах сохранения и возрождения подлинных образцов традиционной народной музыкальной культуры и приобщения к ним подрастающего поколения;

учитываются следующие педагогические условия: отношение к произведениям народной музыки как фольклорным текстам, находящимся во взаимосвязях с контекстом их бытования и функционально-смысловым содержанием; сочетание в содержании учебно-воспитательной работе принципов, форм и методов народной педагогики и современных образовательных технологий; стимулирование детей к творческой деятельности; взаимодействие педагога с родителями.

Фактологическая база данного исследования основана на архивных материалах коллекций фонда Центра традиционной народной культуры Вологодского государственного университета, записанных в результате фольклорных экспедиций с 1986г. Материалы предоставлены в виде аудио- и видеозаписей, экспедиционного фонда рукописных материалов.

Теоретическая и методологическая основа. Дипломная работа опирается на современные научные методы, разработанные этномузыкологической школой, Санкт-Петребургской государственной консерваторией и Фольклорным этнографическим центром СПб. В основе методологии лежит принцип комплексного подхода к изучению явлений народной традиционной музыкальной культуры.

Методы исследования:

Научная новизна настоящей дипломной работы заключается в том, что в научный оборот вводятся новые фольклорно-этнографические материалы из фондов Центра традиционной народной культуры Вологодского государственного университета.

Практическая значимость представляет использование данной работы в научно-методической, учебно-образовательной практике. Материалы дипломной работы могут использоваться музыкальными руководителями и воспитателями дошкольных учреждений, педагогами музыкальных школ и сферы дополнительного образования, руководителями фольклорных ансамблей.

Структура: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников, приложения.

Во введении обозначаются предмет, объект, цели, задачи, представлена методологическая и источниковая база.

В первой главе «Теоретические аспекты исследования жанра весенне-летних закличек» даётся краткая историография изучения детского календарно-обрядового фольклора Вологодской области. Рассматриваются понятия как «закличка», «выкрик», «зов», «клич». На основе этнографических сведений производится описание контекста бытования и функционирования весенне-летних закличек в традиции.

Во второй главе «Процесс освоения весенне-летних закличек в детском фольклорном ансамбле» описывается опыт работы с детским коллективом. Выявляются методы и формы работы, создаются учебные программы в данном направлении, формы занятия, вокально-техническая методика работы с закличками.

В Заключении суммируются основные наблюдения, отмечаются основные выводы данного исследования.

Приложение включает карты Вологодской области, перечень материалов, расшифровки и нотации, сведения о записях и этнографические материалы.

ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ЗАКЛИЧЕК

  1. Историография изучения детского календарно-обрядового фольклора Вологодской области

До серединыXIX века детский фольклор не выделялся в некий раздел народной поэзии, а публикации его были случайными и небольшими.

Детский фольклор начали собирать позднее, чем другие виды народной поэзии. Как пишет автор сборника «Дождик, дождик перестань!» Г. Науменко, «первые записи появились в печати в 30-40х годахXIX века, но это были единичные тексты детских песен и описания детских игр» [15, с. 24]

Как пишет Г. Науменко, интерес к детскому фольклору начал угасать, а  с начала 30-х годов «собирание и изучение» его почти закончилось. Г. М. Науменко всю творческую деятельность посвятил собиранию и изучению русского музыкально-поэтического фольклора.

В 50-60е годыXIX века с повышением интереса к народному творчеству обращает на себя внимание детский фольклор. Именно в это время было записано достаточно текстов детских песен. Произведения детского фольклора записывают: Н. И. Даль, П. В. Шейн, П. А. Бессонов и другие фольклористы. Образцы детского фольклора можно было найти в таких изданиях как: «Живая старина», «Этнографическое обозрение», в «Губернских ведомостях», «Этнографическое обозрение», в «Известиях географического общества», «Трудах этнографического отдела Известий Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии», в «Памятных книжках земств» и др.

Первый собиратель детского фольклора  был П. В. Шейн (1826-1900 гг.). Он первый внёс некую классификацию в детский фольклор. Все песни, записанные им, Шейн разделил на 2 группы – первая «песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки)», а вторая группа «песни, которые поют сами дети, вышедшие из младшего возраста» [15, с. 7].

В 1861-1862 гг. выпускается сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа», в котором находятся материалы детского фольклора (считалки, скороговорки и др.). В 1870 г. Выходит сборник П. В. Шейна «Русские народные песни», который открывается разделом детского фольклора.

В 60е годыXIX обостряется интерес к народу и его культуре, собирание и изучение фольклора приобретают общественно-политическое значение. К этому времени относится и развитие педагогического движения, которое в значительной мере пробудило интерес к детскому фольклору. Во многих журналах, сборниках, исследованиях публикуются описания детского быта, игр, детская поэзия и песни. Народное творчество проникает в сферу детского воспитания и образования.

В это же время в России насыщенно развивается педагогическая мысль. Идеи К. Д. Ушинского распространяются на сферу изучения детского народного творчества, на определение его места в системе воспитания подрастающего поколения.К. Д. Ушинский считает, что у каждого народа своя особая национальная система воспитания, «а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным; как нельзя жить по образцу другого народа ,как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе ,как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы» [29, с. 26].

Наибольшую популярность в то время получили статьи и книги А. Н. Афанасьева – выдающегося исследователя и систематизатора фольклора. В 1870 г. вышли собранные им «Русские детские сказки» –  книга, ставшая на долгие годы хрестоматией народной педагогики. Составитель сборника писал: «Я решился выпустить для детей отдельное издание, не удерживая областных особенностей говора, не обременяя книги примечаниями и выбравши из нескольких вариантов лучшие по рассказу; при этом удобно будет и опустить те сказки, которые не должны попадать в руки детей...» [1, с. 13]

В 60-70е годыXIX века продолжает свою собирательскую деятельность П. В. Шейн, а также Е. А. Поковский, В. Ф. Кудрявцев и др. Собиратели публикуют сборники с детским фольклором: «Детские игры и песни Нижегородской губернии» (1871 г.), «Сборник народных детских песен, игр и загадок» (1898 г.)  и др.

Автор сборника «Сказки, песни, частушки Вологодского края» В. В. Гура даёт информацию о том, кто и когда был собирателем детского фольклора в Вологодской области. Советский лингвист упоминает братьев Соколовых, которые выпустили книгу «Сказки и песни Белозерского края». Данный труд был собран в 1908 и 1909 годах в Кирилловском и Белозерском уездах. Исследователи дают описания свадебного обряда, похоронных причитаний, детских, юмористических песен, частушек, пословиц, поговорок, загадок, заговоров.

XX в. в России  можно считать ранней стадией изучения детского фольклора. Большое количество материалов по детскому фольклору собрал теоретик, профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. Его труды опубликованы в сборниках «Детский народный календарь», «Русский детский фольклор», «Детская сатирическая лирика», «Детский фольклор и быт».

Заслуга Г. С. Виноградова в том, что он впервые довольно точно дал понятие детскому фольклору, подробно охарактеризовал его многие жанры, раскрыл связь детского фольклора с народным бытом. Выдающийся этнограф и фольклорист подчёркивал, что «детский фольклор – не случайно собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» [3, с. 29]

Капица О. И. также внесла свой вклад в детский фольклор. «По её инициативе в 1927 году при РГО была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку» [15, с. 9]. Вследствие чего, было собрано много материалов: «более четырёх тысяч текстов песен, сказок, загадок» [15, с. 9].

Некоторые материалы Капица О.И. опубликовала в статьях «Поэзия крестьянских детей», «К вопросу об изучении детского фольклора», «Детский быт и фольклор» - первый большой сборник.

Активно ездил в творческие экспедиции в различные области и регионы России, записывал произведения народного творчества с 1967 по 1994 годы. Г. М. Науменко – фольклорист-музыковед, этнограф, писатель. Им издано более сотни книг и музыкальных сборников, в которых опубликованы произведения фольклора [15, с. 9].

Дореволюционными и советскими фольклористами собран значительный материал по данному жанру.

«ВXX в. изучением фольклорных традиций Вологодской области осуществляется высшими учебными заведениями, учреждениями культуры и образования Вологды, Москвы, Ленинграда» [8, с. 137]. В экспедициях записывались разнообразыне формы и виды поэтического, музыкально-песенного, хореографического, инструментального фольклора, а также образцы детского и материнского фольклора.

В результате записанных в фольклорных экспедициях материалов по детскому воспитанию, были «составлены учебные программы для образовательных учреждений Вологодской области: Школы традиционной народной культуры, Специализированных фольклорно-этнографических классов школы № 10, фольклорно-этнографического отделения детской музыкальной школы № 4 г. Вологды» [8, с. 137]. Материалы фольклорных экспедиций по детскому календарному фольклору опубликовываются, например, «От Рождества до Святой Пасхи» и др.

В 90-е годы в Вологодской области по собиранию и изучению детского фольклора проводили московские учёные И. А. Морозов, И. С. Слепцова. Результатом собирания стали публикации «практико-ориентировочного характера», а также монография «Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.)».

«В 2000-х годах результатом планомерных экспедиций ОНМЦ и ПК стала издание следующих сборников, в которых материалы по детскому фольклору занимают одно из ведущих мест: «Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 г. Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды» и др. [8, с. 138].

В настоящее время изучение детского фольклора представляет большой интерес, т.к. актуальна проблема воспитания подрастающего поколения.

1.2 Жанровая специфика песен, приуроченных к весеннее-летнему периоду

Весенне-летние заклички относятся к одному из популярному жанру детского фольклора. В фольклорных традициях Вологодской области, зафиксированы обращения к дождю, радуге, солнцу, исполнявшиеся ранней весной или в начале лета.

Г. М. Науменко отмечает,  что заклички скрывают в себе далёкое прошлое «обращённые к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далёких языческих времён: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «её деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть» [15, с. 21].

Выявим жанровые особенности закличек. Известный этнолингвист Путилов Б. Н. пишет о том, что жанр – это «система содержательных, собственно поэтических, функциональных и исполнительских принципов, норм, стереотипов, за которыми стоят выработанные коллективным опытом представления, отношения, связи с теми или иными сферами действительности, социальными институтами, бытом и т.д.» [22, с. 72]. Как отмечает Б. Б. Ефименкова «жанр – это понятие, характеризующее исторически сложившиеся ряды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способами и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы» [9, с. 90]. В. Я. Пропп в статье «Принципы классификации фольклорных жанров», пишет, что «жанр» – «это основа фольклорного изучения», как начало начал, с которого следует начинать [24, с. 110].

Заклички – один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и птицам.

В этнолингвистическом словаре «Славянские древности» дано следующее определение понятию «заклинание»: «Заклинание – вид (жанр) ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме – требования, приказа, побуждения, просьбы, мольбы, предупреждения, запрещения угрозы» [27, с. 658].

С. М. Толстая в словаре определяет заклинание как «вид ритуально-магической речи», которое имеет магическое обращение к объекту либо предмету с целью получить желаемый результат (побудить, приказать, потребовать или попросить).

Автор отмечает, что  заклинание «может быть самостоятельным вербальным ритуалом» – простой формы приговора или практического действия, но может выступать и в сложных вербальных формах, являясь их составной частью (заговоры, благопожелания, обрядовые песни и др.). «В заклинании по сравнению с другими вербальными актами усилена роль отправителя текста, его воли, его креативной и провоцирующей способности; отправитель текста и создатель желаемой ситуации – одно и тоже лицо» [27, с. 667], т.е. человек, который хочет добиться цели в заклинании,  выступает в двух ролях: отправитель текста и создатель.

Заклинание имеет функцию заговора, вследствие чего эти жанры довольно часто путают: «между тем заговоры, как правило, включают и другие, не заклинательные компоненты или же соответствующее содержательное ядро заговора выражается косвенным способом, без непосредственного обращения к объекту магического воздействия. Заклинания могут содержаться также в благопожеланиях, проклятиях и др. текстах» [27, с. 667].

Далее рассмотрим определение «заклички» из вышеуказанного словаря: «Заклички – краткие рифмованные приговорки-заклинания, адресованные животным и явлениям природы и имеющие речитативно-песенную манеру исполнения» [27, с. 667]. Так же, заклички являются наиболее распространённым и активно бытующим жанром в детском фольклоре. В отличие от заклинаний, заклички – это более простая, краткая форма, в которой присутствует рифма. Она близка к приговору-заклинанию, однако не является таковым. Данная форма основана на обращении:

к животным, птицам (божья коровка, коршун),

к явлениям природы, временам года (зима, лето, весна, осень),

к «персонифицированным» праздникам (коляда),

природе/погоде (дождь, радуга, солнце) и др.

По мнению С. М. Толстой, «перешедшие по преимуществу в детский репертуар заклички», обладают магическими функциями, которые направлены на призвание/приглашение природного объекта для получения желаемого результата.

Заклички исполняются после долгого ожидания какого-либо природного явления или объекта, например, встреча весны или прилёт птиц.

Светлана Михайловна выделяет прагматическую (историческая, культурная) функцию закличек, которая связана «с магическим воздействием слова». Отправитель текста вынуждает природный объект для того, чтобы тот совершил определённое действие. Детвора, с помощью закличек, отправляя свои ритуальные слова, может «управлять» явлениями природы [27, с. 667].

Понятия «выкрик» и «клич» в словаре С. И. Ожегова можно считать синонимами, и означают они громкий возглас [35, с. 114, с. 277].

Г. П. Парадовская в статье «Детский календарно-обрядовый фольклор: к вопросу типологии непесенных форм интонирования» относит выкрики и кличи к «декламационным формам возгласного интонирования». Данные формы составляют «многочисленную группу обрядового фольклора», которую исполняют дети [18, с. 58].

В. К. Соколова в своей статье «Заклинaния и приговоры в кaлендарных обрядах», пишет о том, что термины «заклинание» и «приговор» не имеют чёткой границы. Автор сравнивает два термина и выявляет такие отличия: «заклинание имело отчетливо выраженную магическую функцию и произносилось с целью вызвать желаемый результат», а приговорам, по словам автора «особого знaчения не придaвалось», они выражали пожелания, а позднее они приобрели «шутливый» нрав [29, с.1].

В. К. Соколова, пишет о первоначальном виде заклинания – «непосредственное обращение к объекту, на который хотели воздействовать». К окружающему миру люди обращались, как к живому существу. И обращение выражалось через приказ, требование. И такие пожелания были обращены к солнцу, дождю, радуге и др. [29, с.1].

Все заклички, обращены к объекту воздействия. Они имеют повелительный властный тон: перестань, не давай / давай, лей и др. Обращаясь к статье В. К. Соколовой «Заклинания и приговоры в календарных обрядах» она пишет про устойчивую формулу – «обращение-требование», которая и составляет все заклинания.

В. К. Соколова классифицирует календарные обряды на четыре типа заклинаний:

Евгения Сергеевна Редькова пишет, что «параллель» закличек и формы фольклора открываются на мифологических представлениях: «параллели детских закличек с обрядовыми формами фольклора обнаруживаются на уровне их связи с древними мифологическими представлениями, которая прослеживается в особенностях содержания и организации их поэтических текстов» [25, с. 36]. Автор также подтверждает слова народных исполнителей, что  «с заклинательной функционально-смысловой сферой соотносятся и закономерности движения, сопровождающего исполнение закличек. В большинстве случаев – это прыжки, втаптывающий характер шага, которые оцениваются исследовaтелями как форма проявления игрового и ритуального поведения, связанная с символикой роста, что показательно для игр и развлечений, приуроченных к весенне-летнему циклу». Так жительница д. Грибцово Сокольского района, говорила: «Пели так <…> когда я ешо` маленькая былˈа` дак. Когда радуга, такая знаешь, синяя, красные полосы, вот тогда мы пели. Скакали и пели» [Архив ЦТНК  № ЭАФ 049-16]. Смирнова Александра Григорьевна из д. Алексеево Междуреченского района сообщила: «Вот крича`т робети`шка, бегает» [Архив ЦТНК  № ЭАФ 090-13]. Жительница п. Барская Грязовецкого района рассказала: «То́жо бегали, кричали. Радуга большу`шая, большу`шая» [Архив ЦТНК  № ЭАФ 098-69].

Семантика движения, опирaется на понятие о движении, как способе упорядочивания мира, то есть организация собственных усилий связанных с достижением определённых усилий.

Хореография как особое явление в традиционной народной культуре обладает специфическим набором средств художественной выразительности. Так в своей работе А. М. Мехнецов «Архаические формы русской хореографии» выделяет комплекс выразительных средств. Один из комплексов является пространственно-векторная направленность движения. Рассматриваемый комплекс делиться на два типа: горизонтальное и вертикальное измерение. Вертикальное движение символизирует возрастание, умножение, подъём жизненных сил. Оно связывает мир живых людей с миром умерших. В весенне-летниних закличках проявляется вертикальное движение. Так, например, когда дети кричат солнышку (чтобы оно выглянуло), то поднимают руки к верху, прыгают, бегают.

Далее представим несколько  жанровых классификации, которые включают весенние заклички.

Г. Науменко классифицирует детский фольклор на 3 группы [16, с. 36]:

  1. Кaлендарный фольклор (календарные песни, заклички);
  2. Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки, прибаутки);
  3. Игровой фольклор (считалки, игры).

Работая над своей классификацией детского фольклора, авторы данной публикации ссылались на ранее публикованные работы (Виноградова Г.С., Капица О.И.).

Авторы сборника «Народное музыкальное творчество» А. Ф. и Т. Ю. Камаевы, различают две основные группы песенных жанров (приуроченные и неприуроченные песни и инструментальные наигрыши). Заклички они относят в группу приуроченных жанров – обрядовую форму ,которая «приурочена к обрядам, видам деятельности или сезонам» [12, с. 18].

Г. Науменко рaссматривает жанр заклички. «Заклички (от слова закликать – звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определённым временем года и обращены к различным явлениям природы» [16, с. 5]. Анализируя предложенную классификацию, мы видим, что Г. Науменко к первой группе относит образцы, которые обращены к птицам, природе, временам года, явлениям природы, насекомым. Вторая группа – потешный фольклор. Сюда автор приурочил те жанры, которые позабавят детей, рассмешить друг друга, высмеять. И завершающая группа, ведущее место в детском творчестве – игровой фольклор, кудаaвтор отнёс такие жанры, как считалки (с чего начинается игра, задаётся определённый ритм), игры [16, с. 7].

Редькова Е. С. в своей диссертации «Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора» делит детский фольклор на:

В сборнике «Костромские песни и наигрыши» (вып. 1) Кирюшина Т. В. выделяет следующую классификацию календарных обрядовых песен [13, с. 112].

  1. Песни зимнегообхода дворов;
  2. Подблюдные песни;
  3. Масленичные песни;
  4. Весенние заклички;
  5. Середокрестные песни;
  6. Вербные песни;
  7. Егорьевские песни;
  8. Вьюнишные песни;
  9. Вознесенские песни;

Рассмотрим классификацию детского фольклора А. Н. Мартыновой:

  1. бытовой фольклор (короткие стихотворные формы, песенки исполняемые в домашних условиях или вне дома и др.);
  2. детский календарный фольклор (календарные песни);
  3. тексты магической направленности (произведения из календарного и бытового фольклора; детские песни, заговоры-обращения);
  4. «детский игровой фольклор»: игровые песенки; молчанки, жеребьевки, считалки; «голосянки»;
  5. потешный фольклор (произведения шутливого характера);
  6. сатирическая лирика или «лирика осмеяния»: дразнилки и издевки; все виды поддевок [15, с. 399-401]:

Учёными предпринимаются попытки классифицировать. Рассмотренные нами классификаций, основаные на функциональном подходе.

Безусловно, все группы детского фольклора осуществятся в системе стабильных текстов, которые являются важнейшим средством народной педагогики и воспитательного процесса и передаются из поколения в поколение.

1.3 Музыкально-поэтический анализ весеннее-летних закличек фольклорных традиций Вологодской области

Данный раздел работы посвящён характеристике метроритмических, звуковысотных и композиционных параметров фольклорных текстов, функционирующих в весенне-летних закличках.

С филологической точки зрения В. К. Соколова провеела систематизацию типовых форм заклинаний на основе выявления признаков, характеризующих этот жанр. Вот какие характеристики поэтики заклинаний указывает в своей работе:

заклинания «выражали требования, пожелание или просьбу, были обращены к кому-то» или чему-то»;

специфической чертой этих форм является «употребление сказуемого-глагола в повествовательном наклонении, хотя тональность заклинаний была разная – от приказания до просьбы, мольбы»;

главным поэтическим мотивом являются – «заклинательные формулы – очень краткие, в них выражена, и очень чётко, толкьо основная мысль, но они могут развиваться, дополняться разными деталями» [30, с. 86].

Однако, как пишет известный исследователь допесенных форм иитонирования Г. В. Лобкова, для выявления типолоических групп в области заклинаний и определения их содержания и функций важен не только словесный ряд, изменения в котором могут никак не проявлять на жанровые свойства художественной формы, но и то, «как» (громко/тихо, сольно/коллективно) произносится текст [14, с. 106]. Анализируя материал жатвенной обрядности Псковской области, Галина Владимировна выявила несколько типологическую группировку заклинаний, на основе интонационного строя, обусловленного функциональной направленностью исполнения:

сигналы, выкрики, переклички;

магические сигналы-кличи повелительного или призывного характера;

звукоподражания;

магические заклинания позитивно утвердительной направленности;

заговоры, магические приговоры;

молитвенные приговоры [14, с. 106].

При этом, как замечает Галина Владимировна, варианты одного поэтического текста могут иметь разные формы «интонационного воплощения и соответствовать приобретать разные смысловые оттенки» [14, с. 106]. Учёный также замечает, что на функциональном уровне характерно: способ волевого императивного воздействия; направленность на силы природы; на уровне средств выражения: ведущая роль акционально-изобразительного начала; значимость метроритма; слово и интонация выступают в акциональной роли [14, с. 104].

Жанры фольклора, которые исполняют дети, обладают важными магическими функциями. Например, исполняя весенние заклички, «молодое поколение символизировало собой зарождение и проявление пробуждающихся сил природы», так же говорит кандидат искусствоведения Г. П. Парадовская в своей работе «Детский календарно-обрядовый фольклор: к вопросу типологии непесенных форм интонирования» [20, с. 57].

Г. П. Парадовская рассматривая декламацию скандирования на детском календарно-обрядовом фольклоре, выявляет следующие жанровые характеристики:

доминирующую роль играет ритмоакцентного начала; «в основе ритма слогопроизнесения лежит повтор краткого четырёхсложного ритмического звена»;

«интонационная система выявляет раннюю форму становления ладовых отношений». Выстраиваются два звуковысотных уровня (при доминировании верхнего) на «основе парной оппозиционности»;

принцип повторности является ведущим композиционным приёмом: «стабильность метра, повтор основного интонационного оборота, закрепление отдельных ритмических звеньев» [20, с. 60].

Изучение поэтических особенностей фольклорных песен является важным этапом исследования. Весенние заклички относятся к архаическим типам песен, которые самым непосредственным образом включены в структуру обряда.

Композиционное строение текстов весенних закличек подчинено логике обряда. Поэтические тексты закличек, обращённых к явлениям природы подобно календарно-обрядовым приговорам, закличкам на птиц (божью коровку, улитке и др.), т.к. включают мотив-обращение к солнышку / дождю / радуге и мотив-требование. В данном жанре он выражается в императивной форме: «лей, лей, лей», «не давай», «давай», «выгляни», «перестань», «выгуляй, гуляй».

Пользуясь категорией «мотив» мы опираемся на обобщения, сделанные Б. Н. Путиловым «мотив принадлежит к узловым категориям художественной организации произведения (текста, сюжета, любой другой завершённой реальности) фольклора, но и – шире – фольклора как феномена культуры вообще» [25, с.184].

Образцы закличек на дождь, солнце, радугу, во всех своих, текстах имеет ярко выраженное императивное начало, которое выражается в следующих глагольных формах: дождик лей,  дождь поливай, дождик перестань, солнышко выгляни, радуга-дуга, давай солнышка, солнышко иди сюда, обогрей меня.

Поэтический текст сюжета «дождик перестань имеет известный набор мотивов: названия явления природы: Дождик, дождик перестань, мотив поездки в иной, божественный мир: Я поеду в Яросл'а́вль. / Богу моли́ця, / Христу покл'они́ця, образ сироты: У Христа сирота, которая отворяет обрядовым ключом предположительно, божественные ворота: Ключиком, замо́чкём, Шёўковым пл'ато́чкём – Помахиваю И потряхиваю.

Разберём образы, которые встречаются в текстах весенне-летних закличек.

Обращаясь опять же к словарю славянские древности, «дождь» – в народной традиции объект почитания и магического воздействия (вызывания или остановки); связанные с ним верования и обряды сохраняют древнеславянские космологические представления и формы примитивной магии. Символизирует оплодотворяющую силу и ассоциируется с мотивом иерогамии неба и земли [29, с. 314].

По словам народных исполнителей после дождя дети бегали по улице: «Босиком начнём, деревня большая, чистые были деревни то» ; «ноги все иссе́кнут-то»; кричали дети (8-9 лет), «как бегать стали»; кричали на улице, радовались [Архив ЦТНК  № Папка д. Шамбово 05.07.2013 г.]. Конечно, на примере данного образа, мы отмечаем обрядово магическую сущность поэтического текста, который требует так же глубокого изучения. Образ ключа, замка, шёлкового платочка. Например, образ Ярославля иногда трактуется, как Иердань (Иордань). Обращаясь к большому толковому словарю русского языка, означает «реки Иордань, в водах которой, согласно Библии, крестился Иисус Христос» [37].

Образ «солнца» в «Этнографическом бюро» князя В. Н. Тенешева» рассматривается как «раскалённый камень. В небе два окна: в одно выкатается, в другое закатается солнце. При выкате солнце краснее и больше оттого, что оно отдохнуло на ночлеге; при закате радо тому, что немного пути остаётся до ночлега. В Пасху солнце радуется: прыгает. От солнца отрываются камни и падают на землю, углубляются вершка на два. Бог прежде сотворил солнце; месяц сотворен после – оттого солнце светит днём, луна позже выходит. Солнце не закатается на Афонских горах: так они высоки. Птицы-самки не залетают на Афонские горы – умирают» [с. 314]. Образ «радуги» автор рассматривает, как «дуга Ильи Пророка, пьют воду, чтобы не было потопа» [с. 256]. А как же народные исполнители описывают образы, которые встречаются в текстах? Титова Арина Александровна жительница д. Космово Междуреченского района, рассказала: «А радуга-дуга, так на одном конце, котёў зо`лˈота. Так вот на котором конце зо`л'ото? Вот глядим, на котором конце зо`л'ото. Ма`ленькиё были, а всё же понимали что зо`л'ото» [Архив ЦТНК , ЭАФ № 060-18]. Определённых размер «радуги» никто не мог дать: «Радуга большу́шая, большу́шая» [Архив ЦТНК , ЭАФ № 098-69].

Таким образом, на примере весенних закличек мы можем наблюдать:

  1. Связь поэтики фольклорных текстов с обрядовой ситуацией;
  2. Тексты имеют ярко выраженный императивный характер (в этом проявляется связь функционально-смысловой сферы заклинания, на вербальном уровне маркируется основная цель);
  3. Поэтические тексты строятся на основе мотива-обращения и мотива-требования, что свидетельствует об их коммутивной направленности.

Существенной ритмической единицей музыкальной формы весенних закличек, является устойчивый восьмивременной период. Кроме этого показателя, присутствует стабильная пульсация. Рассмотрим на примере заклички на дождик из д. Нелидово Сокольского района:

Пример 1

Закличка на дождь

д. Нелидово, Сокольский р-н, Вологодская обл.

Архив ЦТНК  № ЭАФ 042-29

В представленном образце мы видим, что каждая фраза начинается с активного квартового хода (реализация кличевой направленности). Формообразующую роль в возгласных формах выполняют фразовые акценты, выделенные ритмической или темповой долготой.

В данной закличке стиховые строки включают разное количество слогов, но зато временная протяженность строки постоянна (4/4). Можно составить схему:

Схема 1

    ♪   ♪   ♪   ♪  /  ♪   ♪   ♪   ♪

 первое звено       второе звено

Вследствие разного количества слогов в строках весенних закличек появляется разделение и суммирование ритмических единиц, таким образом появляются разнообразные ритмические рисунки.

Ниже приведём пример слогоритмической модели заклички из д. Грибцово Сокольского района, которая воссоздает описанные принципы композиционной и ритмической организации:

Схема 2

     ♪            ♪            ♪             ♪               ♪            ♪               ♪           ♪

   ♪           ♪

  Не          да -

  Да -        вай

  Из           под

    ♪             ♪               ♪            ♪

  Ра -        ду -            га -       ду -

    ♪                            ♪

  вай                          дож -

  соу -                        ныш -

  брёв-                       ныш -

        ♪

       га,

         ♪

       жа

        ка

        ка.

В основе закличек на радугу лежат общие принципы организации. Анализируя данную закличку, мы видим, что в опоре выражается единый тип восьмивременного ритмического периода со устойчивым местоположением динамических объектов.

Разберём нотацию предложенной заклички:

Пример 2

Закличка на радугу

д. Грибцово, Сокольский р-н, Вологодская обл.

Архив ЦТНК  № ЭАФ 049-16

Композиция напева представляет собой стиховую форму организации поэтического текста. Напев данной календарной заклички на радугу развивается в амбитусе кварты (фа# – ля): 

Смысловые доли увеличены нотной долготой. Напев построен на квартовой интонации-утверждения. Следовательно, мы можем говорить о наличии данной интонации приуроченной к календарному детскому фольклору. Так же мы можем утверждать, что в жизни, когда дети закликали радугу, тесситура исполнения данной художественной формы была намного выше и календарней. В силу своего возраста народные исполнители не могут полноценно передать характер песни.

Квартовая интонации, проявляющаяся в данном образце, связана с квартовой ладовой опорой, которая встречается и в других календарных жанрах. Так, например, веснянкам характерен квартовых трихорд (об этом говорит И. И. Земский в своей работе «Мелодика календарных песен»):

Пример 3

Закличка на весну

д. Алексеево, Междуречинский р-н, Вологодская обл.

Архив ЦТНК  № ЭАФ 090-13

Обряд встречи весны совершался в разное календарное время. По словам исполнителей весну кричали: «Вот кричат робети`шка, бегает» [Архив ЦТНК , № ЭАФ 090-13]. Но всё же сущность была не только в крике, так же и в музыкальном содержании. Как пишет И. И. Земцовский: «Были пусть кричащие, пусть очень громкие интонируемые, но тем не менее мелодии. Мелодизм и лиризм веснянок удивительно сочетается с их зовным характером и упругопластичным ритмом, связанным как с речевой, так и с моторной природой исполнения» [10, с. 22].

Исследователь Редькова Е. С. анализируя жанрово-стилевые особенности детского календарного фольклора Псковской области, делает следующие выводы, которые мы можем применить к нашим материалам. «<…> Для закличек характерным является стабильное местоположение динамических акцентов, выполняющих  основную организующую функцию, в то время как фразовый акцент не имеет постоянного положения, что определено тесной взаимосвязью ударений поэтического текста и звуковысотной или долготной акцентуацией в напеве, хотя и следует подчеркнуть, что в большинстве случаев динамический акцент возникает в зоне фразового акцента» [27, с. 117]. Т.е. в закличках неизменным являются акценты, которые выполняют функцию организаторов, в то время, как фразовой акцент не постоянен.

Записи закличек, которые исполнялись современными детьми, показывают, что их звуковысотная линия подвижна и определяется моментом и условиями исполнения. Так, например, нами были записаны два варианта исполнения заклички на дождик от Потапова Артёма. В первом варианте мальчик был в ситуации воспоминания, поэтому закличка была напета (проинтонирована):

Пример 4

Закличка на дождь

д. Матвеево, Тотемский р-н, Вологодская обл.

Архив ЦТНК  №STE-023

Во втором случае мальчик стал показывать, как кричал во время дождя. В нижеприведённой нотации можно увидеть высокую тесситуру звучания, активную пульсацию:

Как подчёркивает в своей статье Е. С. Редькова, что в большинстве записанных закличек от взрослых исполнителей, «лежит принцип сопоставления тонов (или зон интонирования), которые дифференцируются в силу временной или динамической выделенности» [27, с. 20]. Звуковысотная система закличек – мобильна, поэтому Евгения Сергеевна приводит её в двух разнообразных планах: «1) в системе кличевого интонирования, проявляющегося в стремлении к сопоставлению и поляризации крайних точек диапазона / звуковысотных уровней; 2) в системе свойств, присущих заклинанию и выражающихся в приоритете ритмоакцентных характеристик и в особой форме произнесения – декламации-скандировании» [27, с. 21].

Если сравнивать записанные нами образцы, исполняемых деревенскими жителями и современными детьми, то это даёт нам возможность сделать следующие выводы:

Большинство образцов детского фольклора связано с движением, важную роль в организации их форм играют «ритмоакцентные» качества (стабильная пульсация, размеренная акцентность, закреплённая протяжённость стиховых строк);

В основе детских музыкальных форм, находятся узкие интервалы (объём секунды, терции, кварты);

Композиционная организация развивается в форме повтора и вариации;

Возгласная природа интонирования проявляет себя в разных уровнях фольклорного текста: звуковысотном, композиционном, темброворегистровом (высокая тесситура исполнения, криковая манера пения, яркий тембр, динамическое произнесение текста).

2 ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ЗАКЛИЧЕК В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ

по освоению весенне-летних закличек

На сегодняшний день, существует достаточно школ, направлений, целью которых является сохранить традиции и внедрить их в социум. Благодаря фольклорному движению в городах, в областях создаются образовательные центры, кружки, студии. Основной целью их является воспитать  полноценную личность, с помощью традиционной народной культуры.

Важно отметить, что в 60-е годы, в городских слоях общества, появился интерес к «старому», к крестьянской песенной культуре. К сожалению, взгляд на фольклорное творчество был сильно искажён. Социалистическому государству традиционный фольклор оказался не нужен, т.к. он расценивался как нечто «отсталое» и тем самым мешало процветанию будущего. Так появились под давление государства официальный образ народного искусства, который позже воплотиться в позднем творчестве хора им. Пятницкого.

Такой образ успешно несли и другие, созданные по такому же образцу – «народные хоры» или «ансамбли народной песни и танца». Данные коллективы несли в общество стилизацию народной песни, т.к. были далеки от подлинности и совершенства ценностей традиционной культуры. Одетые в нелепые сарафаны с блёстками, с приставными косами, «натянутыми» улыбками, «разукрашенными» щёками и закреплённостью всех движений, так же разрушало представлений социума о фольклоре.

Вследствие всего этого, не только для городских жителей, но и деревенских народное искусство перестало быть ценностью. Для того чтобы человек понимал и ценил свои традиции, нужно закладывать это с рождения.

Основным направлением работы с детьми должен стать поиск наиболее оптимальных условий, путей, методов и средств целенаправленного формирования навыков и умений детей в музыкально-ритмической деятельности средствами народного искусства.

Музыкальное воспитание является частью эстетического воспитания детей и основывается на ранее приобретённом опыте. Главная особенность эстетического воспитания детей и формирования их творческих способностей является поддержка и опора педагога и пара факторов: первый – включение таких психических процессов как эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-оценочное отношение к художественной деятельности. Второй – включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материалах традиционной народной культуры.

В основе любого педагогического процесса лежат определенные принципы.

«Дидактические принципы (принципы дидактики) – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его  общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Принципы практически реализуются через правила» [22, с.259]

К. Д. Ушинский выделял следующие дидиктические принципы:

  1. «сознательность и активность обучения;
  2. наглядность;
  3. последовательность;
  4. прочность знаний и навыков» [23, с.261].

Если форма организации обучения подобрана хорошо, то педагогический процесс усваивается удачно. Обращаясь к И. П. Подласому, дадим определение форме организации обучения.

«Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенных порядке и режиме» [23, с.325].

Автор даёт классификацию формам организации обучения. Он делит их на: число учащихся, место учёбы, продолжительность учебных занятий. «По месту учебы различают школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.п., а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.п.» [23, с. 325].

Разбирая область дополнительного образования, мы можем сказать, что это «особая, самоценная система, которая имеет собственные цели и задачи и решает проблемы, которые никакая другая сфера не решает и решить не может» [6,  с. 24].

В настоящее время собран огромной опыт работы педагогов в области традиционной народной культуры. Опираясь на программы некоторых детских коллективов, попробуем представить принципы.

Обобщим следующие организующие принципы программы, которые реализуются в процессе занятия с детьми:

  1. Включение детей в самобытную художественную систему традиционной народной культуры;
  2. Взаимосвязь трёх компонентов (поэтического слова, музыки, движения) в музыкально-ритмической деятельности детей;
  3. Применение в опытно-экспериментальной работе метода фольклорного творчества;

В первую очередь, работа с детьми должна строиться на принципах народной педагогики:

Целостное воздействие на ребёнка путём нескольких явлений народной культуры;

Активное включение детей с жизнью взрослых и творчества взрослых с жизнью детей;

Учёт возрастных особенностей детей при выборе содержания и методов работы.

Знакомясь с опытом работы С. М. Чибисовой и Е. В. Акимовой, которые являются участниками и педагогами семейного клуба «Основа», выделяются следующие формы «изучения основ традиционной народной культуры»: «игры и фольклорные праздники» [32, с. 4].

Педагог-исследователь С. Ю. Юкаева, описывает опыт работы фольклорно-этнографической студии «Вечера» Пермского края. Целью студии является «духовное, нравственное развитие личности на основе традиционной народной культуры» [33, 203 с.]. Рассмотрим функции образовательного центра, которые выделяет автор, в процессе занятий с  детским коллективом:

Программа рассчитана по постепенное погружение в традиционную культуру с учётом возрастных свойств. В центре есть подготовительная группа для детей, изучающих традиционную культуру 4-6 лет и «творческая лаборатория по фольклору» старше 18 лет. Репертуар образовательного центра учитывает возраст детей. С младшими школьниками разучиваются игры, и пляски, со старшими лирические, свадебные песни, календарно-обрядовый фольклор.

Таким образом, в фольклорно-этнографической студии «Вечёра» опираются на принцип последовательности в изучении народной традиционной культуры.

Вокальная этнопедагогика «является одной из важной составляющей традиционной певческой культуры» [35, с. 194]. Система вокальной этнопедагогики в работе с детьми в традиционной культуре –   универсальна.

За каждой возрастной группой закреплялись определённые жанры, которые в дальнейшем формировали голосовой аппарат.

Используя в работе произведения детского фольклора, решаются несколько задач:

  1. Всесторонне развитие детей, что в дальнейшем формирует творческую активность;
  2. Естественное развитие голосового аппарата;
  3. Познание традиционной народной культуры;
  4. Формирование необходимых качеств: коллективность, индивидуальность, активность и др.
  5. Формирование аутентичного воспроизведения песни.

В процессе обучения детей умению петь в коллективе неразделимо связано с воспитанием таких навыков как умение слушать и пристраиваться в интонацию и звуки соседних голосов. Навык слушать друг друга приобретается постоянно, по известному нам принципу – от простого к сложному.

Для чего, с какой целью нужно создавать детский фольклорный ансамбль? Причина создания является – возрождение русской традиционной культуры, сообщить детям  значимую ориентацию на духовные ценности, семейное воспитание, отношения в социуме.

На сегодняшний день большинство родители заняты решением социально-бытовых проблем и мало интересуются успехами детей. В фольклорном ансамбле проходят совместные с родителями мероприятия, праздники. Подобная деятельность способствует развитию общих интересов (детей и родителей), что представляет основу эмоциональной и духовной близости между ними.

Изучение традиционной культуры имеет колоссальное значение в воспитании подрастающего поколения. Занятия в ансамбле способствуют формированию музыкальных способностей (слух, голос, память), кроме того приобщение детей к традиционной культуре (обряды, народные игры, праздники). Всё это помогает обнаружить и сформировать креативные возможности ребёнка в процессе учебно-воспитательного движения.

Занятия проводятся в различных направлениях: дети изучают народные праздники, игры, песни различных регионов, знакомятся с народными инструментами (гармонь, балалайка, свистульки), хореография.

Организация вокальной работы с детским ансамблем строится на особенностях развития детского голоса и «различия детской и возрастной психологии» [22, с. 6]. Особое внимание уделяется развитию голоса в мутационный период. В частности певческий репертуар подбирается в соответствии индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Выделим основные принципы обучения:

  1. т.к., в процессе разучивания принимают участие  все дети в независимости от природных данных;
  2. Возрастной принцип: содержание урока, виды и формы работы с  детьми отбираются в соответствии с их возрастом и потребностями.
  3. использованием вокально-технических приемов;
  4. творческую личность;
  5. певческого и хореографического мастерства не только всей группы, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого ребенка.

Разнообразие форм знакомства с народной культурой привлечет внимание ребенка к народным традициям, поможет ему самовыразиться.Педагог должен ввести учащихся в яркий мир русского бытия в его предметных, эстетических, ритуальных, ритмических воплощениях.

Выделим основные задачи:

  1. Изучение традиционной народной культуры, обрядов, праздников, обычаев;
  2. Развитие навыков народной манеры пения;
  3. Приобретение навыков игры на простейших музыкальных инструментах;
  4. Формирование нравственно-эстетического отношения к народному творчеству.

Работа с детьми на материале традиционной культуры требует особых методов и приемов. Один из таких методов – наглядный – используется во всех видах деятельности на занятиях. Практический метод немаловажен на занятиях, связанных с различными видами музыкальной деятельности учащихся. Словесный метод состоит в том, что теория преподносится в форме беседы, которая сопровождается показом определенного музыкального материала и ответов на вопросы учащихся. Автор статьи Салманова Х. М. в своей работе «Программа работы фольклорного ансамбля», выделяет исследовательский метод, который используется на экскурсиях, где дети знакомятся с историческими экспонатами [37, с. 89].

В Детско-юношеском центре «Лидер» г. Вологды существует фольклорный детский клуб «Огонек». Цель кружка  - «приобщить детей к фольклорным традициям через создание «живой» среды их функционирования» [7, с. 45].

Программа кружка основана на новых методологических основаниях: «с учётом интересов развития, сохранения и воссоздания народных традиций; с отношением к деятельности образовательного учреждения не только как фактору воспитания и месту времяпрепровождения детей, но и как «живой» культурной среде функционирования народных традиций» [7, с.53].

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что в Вологодской области и других регионах России, довольно обширно представлен диапазон дополнительного образования в области традиционной народной культуры.

2.2 Педагогические условия и результаты опытной работы процесса освоения весеннее-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля городского дома культуры г. Вологды

В традиционном обществе с самого рождения дети находились под воздействием народной педагогики, варьирующей свои методы  в зависимости от возраста, пола и функционального состояния ребёнка.

С первых дней жизни, ребёнок знакомится с жанрами материнского фольклора (колыбельные), а с возрастом познаёт и другие жанры детского фольклора.

Описывая наш опыт работы с фольклорным ансамблем «Солнышки», главной целью является воспитание детей с помощью традиционной народной культуры.

Знакомство дошкольников с фольклором осуществляется через интегрированное применение музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, хореографической деятельности детей, что приводит к позитивному восприятию и удовлетворению их познавательной потребности в приобретении новых знаний. Темы и содержание данных занятий выполняют свои задачи в работе с детьми, которые постепенно расширяются и складываются у ребёнка в определённые представления и знания.

Педагогические условия – это «целенаправленный отбор ,конструирования и применения элементов содержания, методов (приёмов), а также организационных форм обучения для достижения… целей» [36, с. 124].

Под педагогическими условиями понимается создание такого пространства (образовательной среды), в котором была бы представлена совокупность педагогических и психологических отношений / факторов, обеспечивающих реализацию педагогического процесса.

Техника исполнения народной песни, только начинает своё развитие. Самая трудная, малоизучаемая область традиционного пения – передача манеры народного пения. Решение вокально-технических задач должно сопровождаться непрерывным накоплением слухового фонетического опыта, создающего звуковой образ традиции в сознании певца. Без периода «адаптации к русской народной песне как к новой, ранее неведомой музыкально-языковой среде» постижение техникой пения не мыслимо [15, с .93].

Пение – «этокомплексный, системный для человеческого организма процесс, управляемый высшей нервной деятельностью человека» [4, с. 1]. По словам автора данной статьи, многие начинающие певцы воспринимают фольклорной звук «кричащим», «форсирующим», т.к. фольклорный звук обладает значительной плотностью, объёмностью, поскольку задействован грудной резонатор. Чтобы достичь интенсивности, удобства пения, нужно мастерски пользоваться дыханием, резонаторами, внутренние ощущение направленности звука, артикуляция. Всё это свидетельствует о разновидности вокальной техники. Владение традиционной певческой манерой требует от начинающих неопытных певцов длительного времени.

Детское хоровое пение – это один из распространенных, общедоступных видов музыкально-эстетического воспитания детей, это – совместное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это – способ развития ребенка.

В настоящее время в практике и теории песенного исполнительства имеется много интересных публикаций, которые посвящены разным аспектам работы с исполнителями народных песен. Большое внимание уделяется методике работы с детскими коллективами на основе традиционной культуры. Менее затрагиваемая тема – это методика распевания в практике народно-песенного исполнительства. В специальной методической литературе, освещающей вопросы работы с певцами, объяснены наиболее важные стороны этой работы.

Каждое индивидуальное занятие по постановке голоса можно условно поделить на две части: распевка и работа над новым произведением и повторение старого произведения.

Для достижения положительных результатов и выработки певческих навыков при распевании необходимо учесть следующие рекомендации:

  1. Все упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
  2. Задачи, поставленные педагогом перед исполнителем, должны быть четко сформулированы, усложнять их необходимо только по мере овладения определенными певческими навыками.
  3. На начальном этапе обучения распевки необходимо исполнять в умеренном темпе, следить за чистотой интонирования.

Раскроем краткое содержание вТаблице 1 и определим основные виды деятельности при изучении детского фольклора:

Таблица 1

Время проведения

Жанр

Основные виды деятельности детей

Осень

Календарно-обрядовые,

народные сказки,

Разучивание святочных песен, колядок, знакомство со сказками (волшебные, бытовые, о животных)

  • Участие в д/с в новогоднем утреннике с колядками;
  • Участие в отчётном концерте;

Зима

Рассказы про Рождество, Святки, народные сказки, народные зимние игровой фольклор

Рождественский тропарь, сказки, игровые сцены с ряжеными

  • Разыгрывание святочной сцены;
  • Колядование по домам;
  • Прослушивание и просматривание сказок народными исполнителями;

Весна

Календарно-обрядовый фольклор, песни

Весенне-летние заклички, хороводные песни

  • Закликание весны;
  • Изображение весны в понимании детей;
  • Встреча жаворонков;
  • Изготовление из теста обрядового печенья;

Лето

Игровой фольклор, материнский фольклор

Колыбельные, прибаутки, пестушки

  • Ролевая игра с куклами;
  • Изготовление игрушки-куклы;
  • Открытый урок по материнскому фольклору с родителями;

Из краткого содержания программы можно сделать выводы:

Основной формой работы на этапах программы, нам кажется, должны быть обучающие занятия (групповые, индивидуальные). Данная форма предпочтена для лучшего сочетания группового и индивидуального подходов к детям. Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут, а индивидуальных 20 минут.

Нами выявлены следующие задачи программ:

  1. Отбор жанров детского фольклора, способствующих развитию музыкально-ритмического чувства;
  2. Разработка комплекса последовательно усложняющихся заданий (от простого к сложному);
  3. Формирование интереса, накопление впечатлений и представлений детей о народной культуре;
  4. Накопление навыков в хореографии у детей;

Таким образом, работа с детьми должна осуществляться по следующим направлениям:

  1. Музыкально-ритмическая подготовка детей;
  2. Хореографическая работа.

Каждое направление имеет определённую цель, задачи, методы и содержание работы с детьми. Данный процесс обучения включает три основных ступени – ритмическую, двигательную и творческую.

В работе с детским коллективом нужно работать с произведениями разных жанров, т.к. они способствуют разностороннему развитию ребёнка. Отбор произведений для педагогической работы учитывается с учётом следующих тезисов:

Учитывая вышеуказанные тезисы, подбираем примерный репертуарный список:

Весеннее-летние заклички на дождь, солнце, радугу, ледок, весну, птиц;

Приговоры к животным (божья коровка, улитка);

Скороговорки;

Хороводные песни;

Плясовые песни;

Игровые песни;

Считалки и др. жанры фольклора.

В структуру занятия входят следующие виды музыкальной деятельности:

  1. Распевка детей (цель – последовательное расширение диапазона);
  2. Разучивание и исполнение новых жанров детского фольклора (цель –  обучение исполнению песен различного характера и темпа, развитие музыкального слуха, исполнение песен с эмоциональным настроем);
  3. Народные игры и упражнения (цель – развитие чувства ритма, заинтересованности ребенка в занятии).

На каждом занятии представлены все элементы.

На примере календарный закличек, дети вырабатывают ритмичность календаря, воспитывают любовь к природе, земле, ощущают её красоту. По словам народных  исполнителей, дети бегали, орали, кричали. Игровые песни, считалки – раскрепощают ребёнка. Скороговорки – «способствуют развитию у детей чувства языка, совершенствованию произношения» [27, с. 98]. Игра – основной вид деятельности ребёнка. «Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [32, с. 98]. В хороводе ребёнок развивает своё образное мышление, движется в соответствии с ритмом и темпом движения песни. Свадебные песни, припевки могут разыгрываться в ролевой игре, где ребёнок проживает ситуацию взрослого, тем самым подготавливает себя к будущей жизни.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются во время распевания. Распевание регулярно проходит в начале занятия. Оно помогает быстрой слуховой организации, подготавливает голосовой аппарат, концентрирует внимание.

Распевание преследует три основные задачи:

  1. Разогрев голосового аппарата.
  2. Психологический настрой для вокально-хоровой работы.
  3. Совершенствование певческих приемов и навыков.

Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса следует обратить внимание на использование в работе специальных вокально-хоровых упражнений, которые помогают овладеть такими навыками как дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения.

Для распевания подбираются специальные упражнения: предельно ясные, лаконичные, не сложные для восприятия удобные для усвоения. Развитие голоса следует начинать с распевов в пределах терции.   Распевку показывает педагог, поддерживает пение детей  инструментом. Каждое упражнение несет конкретную задачу, которую педагог ставит перед коллективом. Основной материал для распевания детей младшего школьного возраста это потешки, дразнилки.

Распевка – один из необходимых способов «обработки» голоса, дающая улучшить качество звучания вокальной работы. Существуют различные упражнения распевки с указанием конкретных задач руководителя, которые предстоит решить.

Участники коллектива, в нашем случае это дети, должны освоить народную манеру пения, которая значительно отличается от академической классической манеры. Актуально определение народной манеры пения Н. В. Калугиной: «Народная манера пения – это целый комплекс вокально- исполнительских средств и приёмов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды <…> Народная манера пения основана на особенностях диалекта, музыкального языка и  исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности»[30, с. 16].

Как известно дети при пении пользуются смешанным типом дыхания. Поэтому необходимо изначально стремиться овладеть правильным певческим дыханием. Укрепление навыков дыхания – одна из основных задач в вокальном воспитании. Для этого используются специальные упражнения – бесшумный вдох «в живот» носом и спокойный выдох ртом.  Правильное дыхание дает возможность ровно и устойчиво исполнять гласные, свободно  вести мелодическую линию, звонкость и полётность голоса. В начальный период обучения дыхание рекомендуется брать через нос, так как оно помогает настроить певческий аппарат на фонацию и «открывает» головные резонаторы.

Для овладения правильным дыханием необходимы специальные упражнения:

Сделать несколько коротких вздохов и полный выдох, обратить внимание на работу диафрагмы и мышц живота;

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, а затем медленно и равномерно сделать полный выдох ртом. Задержка при вдохе сомкнет связки, и работать мышцы дыхательного аппарата;

Сделать умеренный вдох и  на выдохе пропевать гласные звуки в удобном регистре. Можно повторить упражнение, пропевая какую-либо фразу из изучаемого произведения. Главная цель этого упражнения добиться естественной артикуляции, хорошего звука на опоре, работа грудного и головного резонаторов;

Выработать сознательное дыхание по фразам. Для этого упражнения подойдут попевки с короткими фразами. Во время работы над упражнением вырабатывается правильные рефлекторные навыки дыхания. Конец фразы поется сильным устойчивым звуком. Необходимо сосредоточиться на выдохе - научиться правильно, расходовать дыхании;

В работе над протяженностью  хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. Очень полезными упражнениями могут служить мелодии распевов. На гласных вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, а также протяжное дыхание.  На распевах можно приобрести вокальную технику и мастерство.  Начинать отрабатывать можно с игровых песен, в которых используется два звука на один слог.

 Кропотливая работа над певческим дыханием – главное условие повышения исполнительского мастерства не только коллектива, но и каждого исполнителя в отдельности, т. к. дыханию принадлежит огромная роль в становлении тембра. Правильное дыхание дает возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять гласные звуки, значит одновременно работать над совершенством своего тембра.           

Практика работы с фольклорным ансамблем была построена на опыте педагога детского фольклорного ансамбля В. В. Пиковой [Пикова]. Упражнения на развитие певческого дыхания можно использовать при работе с детьми, которые заикаются. Часто правильному дыханию мешают мышечные зажимы, напряжение отдельных групп мышц. Так как ребенок заикается, у него происходит психологический зажим всего артикуляционного аппарата.

 Упражнения помогают правильно организовать работу определенных мышц. Очень хорошо помогают упражнения, где на выдохе пропеваются гласные звуки: «а», «о», «у».

Важным моментов во время исполнения фольклорных произведений является «разговорность» пения. Единственный способ донести содержание песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой. Добиваясь четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям:

Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, не напрягая мышц лица;

Произносить фразу на распев на одном звуке активным посылом.

Петь мелодию, сохраняя разговорный посыл;

Наиболее эффективным для улучшения дикции являются скороговорки. При многократном повторении песни-скороговорки необходимо следить за четким пропеванием каждого звука.

Такие упражнения оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения.

 Необходимо сознательно стремиться к достижению полной свободы артикуляционного аппарата. Хорошая дикция и артикуляция помогает овладеть наиболее важным качеством пения – естественной напевностью и широкой кантиленой.

От качества звука и четкости произносимого слова зависят многие элементы звучности. Для достижения устойчивой певческой интонации необходимы правильная певческая позиция и единая манера звукообразования.

При обучении детей сольному или ансамблевому пению заклички, потешки, дразнилки входят в репертуар младшего школьного возраста.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх со стройной системой физического воспитания. Многие игры имитируют работу взрослых людей, важные производственные процессы.

Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:

познавательную

физического развития личности

импровизационно-творческую

организационно-деятельную

Игры, включая в себя полифункционаьные задачи – познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, - являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни. Педагог сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой, интерес к народному творчеству.

На занятиях уделяется особое внимание народным играм, так как во время игры ребенок раскрепощается. Игра создает особый микроклимат, привычный для ребенка. Игровые попевки в непринужденной игровой форме способствуют развитию слуха, ритма, интонации, единой манере пения коллектива. Во время исполнения игровой попевки дети невольно прислушиваются и интонационно подстраиваются друг к другу.

Самая главная певческая задача при обучении фольклорному пению – выработка единой манеры пения у всех исполнителей фольклорного коллектива. Пение в народной манере доступно каждому ребенку. Для этого необходимо научиться петь просто естественно, не перекрывая звук. Единое звукообразование обеспечивает тембровой и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.

Все вокальные навыки: дыхание, дикция, манера пения – отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей, в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным и ансамблевым пением.

Интересно, что же происходит в голове у детей, когда он поёт музыкальные образцы? В рамках занятия в весенний период, детям была предложена такая форма, как зарисовка весеннее-летних закличек (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). На уроке пропевались заклички на солнце и радугу, а далее детям выдавались листы бумаги и цветные карандаши (фломастеры). Время зарисовки было ограничено 10-ти минутами. В последствие чего они были проанализированы. У каждого ребёнка своё воображение, кто-то нарисовал одни капельки дождя, а кто-то зарисовал образы дедушки и бабушки. Дети с большой заинтересованностью приняли данную форму занятия.

В работе с детским коллективом, мы столкнулись с одной из проблем: пассивность одного из учащегося (не желание петь, баловство на занятии). Выдвинутая проблема решала индивидуальным подходом к ребёнку. В данном случае, ему не хватало внимания и ласки педагога, т.к. ребёнок был самого маленького возраста из всех обучающихся.

Благодаря детскому фольклору мы воспитывает современного гражданина. В данном случае, небольшую группу детей, которые выходят в современное общество. Жанры детского фольклора формируют нравственные правила, регулируют нормы поведения, способствуют развитию речи, умственных способностей, любви к родным и природе. Это и является основной задачей нашего опыта в работе с детским фольклорным ансамблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей дипломной заключается в выявление педагогических условий освоения весенне-летних закличек в исполнительской практике детского фольклорного ансамбля. Для достижения указанной цели был поставлен ряд исследовательских задач, в результате которых были сформулированы основные выводы по изучаемой проблеме.

Изучение детского фольклора представляет большой интерес, т.к. актуальна проблема воспитания подрастающего поколения. Анализируя историографию, следует отметить, что интерес к детскому фольклору возрождается и увеличивается.

Многие учёные, собиратели, исследователи предприняли попытки и классифицировали детский фольклор. Рассмотренные нами классификаций, основаные на функциональном подходе. Безусловно, все группы детского фольклора осуществятся в системе стабильных текстов, которые являются важнейшим средством народной педагогики и воспитательного процесса и передаются из поколения в поколение.

Большинство образцов детского фольклора связано с движением, поэтому  важную роль в организации их форм играют «ритмоакцентные» качества. В основе детских музыкальных форм, находятся узкие интервалы (объём секунды, терции, кварты). Композиционная организация развивается в форме повтора и вариации. Возгласная природа интонирования проявляет себя в разных уровнях фольклорного текста: звуковысотном, композиционном, темброворегистровом.

Опираясь на опыт работы педагогов с детскими фольклорными ансамблями, удалось выявить основные принципы, формы, методы работы, учебные программы. Диапазон дополнительного образования в области традиционной народной культуры представлен довольно обширно.

Изучив различные методики ведущих специалистов по работе с детскими фольклорными коллективами, можно сделать вывод, чем многограннее идет процесс над развитием музыкальных способностей детей в коллективе и чем больше методик включается в вокальную работу, тем выше уровень исполнительского мастерства у юных исполнителей.

Для работы с детским коллективом, нужны педагогические условия. Под педагогическими условиями понимается создание такого пространства (образовательной среды), в котором была бы представлена совокупность педагогических и психологических отношений / факторов, обеспечивающих реализацию педагогического процесса.

      Конечным этапом исследовательской работы является педагогическая работа и включение жанров детского фольклора в образовательный процесс детей на основе проанализированного опыта работы педагогов. Работа проводилась на ГДК г. Вологды Детского музыкального театра «Софит». Положительный результат воспитательной деятельности заключен в разработке программы, планированию и проведения занятий, на которых дети могли познать и прожить жизнь деревенских детей.

Таким образом, прогрессивной динамике развития у детей музыкальных способностей и совершенствованию вокальных возможностей в детском фольклорном коллективе способствуют следующие факторы: усвоение методических основ работы над развитием певческого навыка; профессионально грамотный выбор необходимых методических приемов в процессе освоения вокально-хоровых упражнений; способность правильного решения вопросов подбора учебно-творческого песенного репертуара.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Афанасьев, А. Н. Русские народные сказки / А. Н. Афанасьев. – Москва: Институт Наследия, 1989. –57-61 с..
  2. Бороздина, О. С. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс / автореферат диссертации Вологда 2006, 22 с.
  3. Виноградов, Г. С. Детский фольклор / Г. С. Виноградов // Из истории русской фольклористики. – Санкт-Петербург, 1978. – 188 с.
  4. Власова, С.Ю. Принципы освоения вокального стиля народной традиции [Электронный ресурс] / С.Ю. Власова. – Режим доступа:http://www.rnd-sale.ru/prinсipy-оsvоeniya-vоkalnоgо-stilya-narоdnоj-tradiсii/.
  5. Гура, А. В. Символика животных в славянской народной традиции / А. В. Гура. – Москва: Индрик, 1997. – 912 с.
  6. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова – Москва: Владос, 2002 – 352 с.
  7. Деревясникова, И. В. Дополнительное образование детей на основе фольклорных традиций (на примере фольклорного кружка детского клуба «Огонёк» в микрорайоне Лоста при ДЮЦ «Лидер» г. Вологды): ВКР студентки 5 курса / Деревясниковой И. В. – Вологда, 2008г. – 72 с.
  8. Долгушина, М. Г. Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы / М. Г. Долгушина и Г. П. Парадовская. – Вологда: Древности Севера, 2013. – 192 с.
  9. Ефименкова, Б. Б. Ритм в произведениях вокального фольклора / Б. Б. Ефименкова. – Москва: Композитор, 2001. – 256 с.
  10. Земский, И. И. Мелодика календарных песен / И. И. Земский. – Москва, 1975. 163 с.
  11. Калугина, Н.В. Методика работы с русским народным хором  [Электронный ресурс] / Н.В. Калугина. – Электрон. дан. – Москва:Музыка, 1977. - 255 с. : нот., нот. ил.; 27 см.
  12. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / А. Ф. Камаев,  Т. Ю. Камаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательсктй центр «Академия», 2008. – 304 с.
  13. Кирюшина, Т. В. Костромские песни и наигрыши / Т. В. Кирюшина. – вып. 2.- Кострома: ОДНТ, 1980. – 63 с.
  14. Лобкова, Г. В. Древности Псковской земли: Жатвенная обрядность: образы, ритуалы, художественная система / Г. В. Лобкова. – Санкт-Петербург: ДБ, 2000. – 224 с.
  15. Лобкова, Г.В. Специфика и содержание работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории / Г.В. Лобкова // Фольклор и молодежь. – 2000. – 87-97 с.
  16. Мартынова, А. Н. Детский поэтический фольклор (антология). / А. Н. Мартынова. –  Санкт-Петербург: Дмитрий Буландин, 1997. – 577 с.
  17. Мехнецов, А.М. Архаические формы русской  хореографии (тезисы доклада на Девятой международной конференции по изучению танца «Танец — от изучения к обучению», г. Драма Греция, 1995). Рукопись. 1995. 34 с.
  18. Науменко, Г. М. Дождик, дождик перестань! Русское народное детское музыкальное творчество / Г. М. Нуменко. – Москва: Сов. композитор, 1988.  – 192 с.
  19. Науменко, Г. М. Этнография детства: сборник фольклорных и этнографических материалов / Г. М. Науменко. – Москва: Русская жизнь, 2012. – 312 с. Соколов, Ю. М. Сказки и песни Белозерского края: в 2 т. Т. 1 / Ю. М. и Б. М. Соколовы. – Санкт-Петербург: Тропа Троянова, 1999. – 800 с.
  20. Парадовская Г. П. Детский календарно обрядовый фольклор: к вопросу типологии непесенных форм интонирования / Г. П. Парадовская // Этнопедагогика. Теория и практика: МатериалыXII чтений, посвящ. памяти Г. С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору / Сост. С. Г. Айвазян. – Москва: Институт Наследия, 2003. –57-61 с..
  21. Парадовская Г. П. Народная традиционная культура Вологодского края. Братчина: ритуал и фольклор: монография / Г. П. Парадовская. – Вологда: ВГПУ, 2008. – 170 с.
  22. Пикова, В. В. Методика развития базовых музыкальных способностей ребёнка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка») Москва 2011 рефератhttp://nspоrtal.ru/shkоla/dоpоlnitelnоe-оbrazоvanie/library/2012/01/21/metоdika-razvitiya-bazоvykh-muzykalnykh
  23. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – Москва: Высшее образование, 2006. – 540 с.
  24. Покровский, Е. А. Детские игры преимущественно русские (в связи с историей, географией, педагогикой, гигиеной), / Е. А. Покровский. – Москва, 1895 г. – 368 с.
  25. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура; In memоrian  / Б. Н. Путилов. – Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 2003. – 464 с.
  26. Пропп, В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров / В. Я. Пропп //  Хрестоматия по фольклористике: – Санкт-Петербург: 1986 г. 67 с.
  27. Редькова, Е. С. Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора: дис. канд. искусств: 17.00.02 / Е. С. Редькова. – Санкт-Петербург, 2009. – 280 с.
  28. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева: в  7 т. Т. 5 Ч. 4 / сост.: Т.А. Зимина, О.Н. Фонякова.  – Санкт-Петербург: ООО «Деловая полиграфия», 2008. – 808 с.
  29. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 т.  Т. 2 / под ред. Н. И. Толстого. – Москва: Междунар. отношения, 1999. – 704 с.
  30. Соколов, Ю. М. Сказки и песни Белозерского края: в 2 т. Т. 2 / Ю. М. и Б. М. Соколовы. – Санкт-Петербург: Тропа Троянова, 1999. – 704 с.
  31. Соколова, В. К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах [Электронный ресурс]: обряды и обрядовый фольклор / В. К. Соколова. – Электрон. дан. – Санкт-Петербург, 1982. – Режим доступа:http://www.paganism.ru/zaklin.
  32. Ушинский, К. Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? / К. Д. Ушинский // Дошкольное воспитание. – 1993. № 3. 58 с.
  33. Юкаева, С. Ю. Образование и воспитание детей и молодежи на основе традиционной народной культуры / С. Ю. Юкаева // Народная традиционная культура в образовательных программах и научных статьях: сб. материалов Всерос.конф., 2008-2010 гг / Политех.ун-т . – Санкт-Петербург, 2013. – 618 с.
  34. Якубовская, Е. И. Введение фольклорных материалов в образовательный и воспитательные процессы (семья, детский сад, начальная школа) / Е. И. Якубовская // Народная традиционная культура в образовательных программах и научных статьях: сб. материалов Всерос.конф., 2008-2010 гг. / Политех.ун-т . – Санкт-Петербург, 2013. – 618 с.
  35. Якубовская,  Е. И. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: методическое пособие: в 2 ч. Ч.1 / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иващенко. – Санкт-Петербург: Ч.1. – АППО, 2007. – 108 с.
  36. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творчества саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000
  37. СловарьС.И.Ожегов, Н.Ю.Шведоваhttp://www.оzhegоv.оrg/




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Реализация педагогических условий использования информационных технологий для формирования представлений детей об окружающем мире

2. Определение и теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих повышению уровня готовности детей с ЗПР к школе

3. Разработка и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

4. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

5. Выявление причин и условий насильственной преступности, разработка рекомендаций по предупреждению таких преступлений

6. Тренажёрный способ освоения работ с электрическими схемами

7. Обоснование целесообразности освоения продуктовой инновации в условиях ООО «Березка»

8. Проблема типологии современных педагогических технологий

9. Классификация педагогических технологий по подходу к ребенку

10. Комплексное изучение освоения местной прессой новых медийных платформ