ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА И УСЛОВИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

филиал СибГАУ в г. Лесосибирске

              Кафедра Гуманитарных и социально-политических дисциплин

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА И УСЛОВИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

                                       (ГСПД 000.000. 031КР)

                                                                                Руководитель:

                                                                                       _________  Е.В. Соколова

                                                                                                                                             (подпись)

_____________

                                                                                                                                             (оценка, дата)

                                                                                 Разработал:

                                                                                 Студент группы 72-3

                                                                                        _______К.О. Ханкишиева

                                         Лесосибирск 2016

        Реферат

Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы» включает в себя 32 страницы печатного текста. Работа содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников. При написании работы было использовано 18 литературных источников.

В курсовой работе были использованы следующие ключевые слова: социальная  сфера,  социальное взаимодействие,  социальный  конфликт,  социальное  учреждение,  система  «социальный  работник - клиент», регулирование социальных конфликтов.

Тема курсовой работы «Проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности».

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности.

        Методы исследования:анализ научной литературы, типологизация, классификация, анализ периодической литературы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…

4

1 Специфика профессионального общения специалиста по социальной работе с клиентом и понятие эффективности………………………….....

6

  1.1 Роль общения в социальной работе ………………………………..

6

  1.2 Общая характеристика социального взаимодействия ……………....

11

  1.3 Общие понятия и составляющие эффективности…………………..

14

  1.4 Критерии эффективности социальной работы……………………..

16

2 Проблемы взаимодействия клиента и социального работника……….

20

  2.1  Модели и типы взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе…………………………………………………………

20

  2.2 Условия управления конфликтами во взаимодействии между социальным работником и клиентом……………………………………….

25

Заключение………………………………………………………………….

30

Список использованных источников………………………………………

31

Введение

Исследование вопросов взаимодействия с точки зрения его эффективности и результативности предполагает изучение влияния на него тех или иных психолого-педагогических и социальных факторов, на что обращается внимание в научных исследованиях. К сожалению, сегодня недостаточно изучены условия и механизмы построения эффективного взаимодействия, определяющие его структурный и содержательный аспекты, факторы эффективного (неконфликтного) взаимодействия.

Возросшее число конфликтов в центрах социального обслуживания является показателем неэффективного взаимодействия и обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Принимая во внимание особенность взаимодействия в сфере социального обслуживания, в котором конфликтность является устойчиво присутствующим фактором и показателем неэффективности деятельности центров социального обслуживания, можно сделать вывод об актуальности исследования.

Взаимодействие в системе «социальный работник - клиент» имеет определяющее значение для психологического климата семьи субъектов взаимодействия и окружающего их социума, что, безусловно, повышает уровень требований к культуре общения социальных работников. Вместе с тем, отсутствие навыков конструктивного, эффективного взаимодействия в среде социального обслуживания как компонента социокультурной среды доказывается тем фактом, что конфликты в системе «социальный работник - клиент» занимают ведущее место. В научной литературе мало внимания уделяется анализу деятельности центров социального обслуживания и практически не рассматривается их социокультурная составляющая. К числу недостаточно раскрытых проблем, возникающих в центрах социального обслуживания, относится и проблема взаимодействия в системе «социальный работник - клиент».

Проблема взаимодействия является междисциплинарным феноменом и потому отражается в широком спектре гуманитарных наук, в частности, является базовой категорией философских, социологических концепций и подходов (Б.Ф. Ломов, В.С. Соловьева, И.И. Жбанковой и др.). Природе межличностных взаимоотношений посвящены работы Н.П. Аникеевой,И.С. Батраковой и др. К разработке теоретических и технологических аспектов взаимодействия в сфере социального обслуживания обращаются Н.Н. Еговцева, А.В. Мудрик и др. Для изучения вопросов конфликтного взаимодействия в социальной работе существенный интерес представляют работы Р.И. Мокшанцева, В.В. Поповой, И.К. Свищевой и др.

        Объект исследоваания: взаимодействие социального работника с клиентом.

        Предмет исследования: содержание проблем и условия эффективности взаимодействия социального работника и клиента.

        Цель исследования: изучить проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности.

        В соответствии с целью  были поставлены  задачи:

  1. проанализировать специфику профессионального общения

специалиста по социальной работе с клиентом и понятие эффективности;

        2) в теоретическом аспекте рассмотреть роль общения в социальной работе;

        3) изучить модели и типы социального взаимодействия клиента и социального работника и условия эффективности;

        4) рассмотреть проблемы и особенности взаимодействия социального работника и клиента;

        5) условия управления конфликтами во взаимодействии между социальным работником и клиентом.

Методы исследования: анализ научной литературы, типологизация,

классификация, анализ периодической литературы.

.

        1 Специфика профессионального общения специалиста по социальной работе с клиентом и понятие эффективности

1.1  общения в социальной

         Социальная  работа    специфическим  видом    в котором общение  из важных элементов. С  днем расширя категории населения, с и контактирует социальный ник. Следовательно,  этического плана,  общения стано  особенно  актуальными  и  ьно  значимыми.  Социальный  ра как субъект социальной ты должен владеть  видами общения,  сфера его деятельности  от работы с клиентом и  свое продолжение в  деятельности государственных    Умение  общаться    показателем профессионализма    работника,  его  компетентности,  от   во многом зависит  труда. Одним из  регуляторов отношений, выстраиваемых в  общения, выступают  нормы, на которые  сознательно или стихийно  его участники.

Этика    социального  работника   отличаться  доброжела уважением не только к  субъекту, но и ко всему, что с ним    (к  его  друзьям,  интересам,    к  его  одежде  и  пр.).  Для   по  социальной  работе  у  правильно  общаться,  вы  субъект-субъектные  отношения,    важным  фактором,  достижению позитивных  Любая технология  работы строится на

По мнению И.Ф. , для успеха в профессиональной д современному специа важно в совершенстве  навыками культуры  обладать лингвистической,    и  поведенческой  компетенцией  в  общении. Сущест следующие средства кативного  процесса:    мимика,  интон  и  самое  важное  –   [1, с. 78].

Н.Б.  определила качества и  которыми должен  специалист по социальной  в стремлении к профессионализму:

- норм  литературного    и  устойчивыми  навыками  их  в речи;

-  умением    за  точностью,  логичностью  и   речи;

- умением  профессиональной терминологией,  соответствий между  и понятиями;

-  умением  стилем профессиональной речи;

-   определять цель и  ситуацию общения;

-   учитывать социальные и  черты личности

-   навыками прогнозирования  диалога, реакций

-   умением  создавать  и    благожелательную  атмосферу

-   высокой степенью  эмоционального состояния и  эмоций;

- умением    диалог  в  соответствии  с    профессиональной

-  знанием этикета и ч выполнения его правил [18,с.115].

Общение,  являясь    феноменом,  раскрывает   структурирования,  организации  и  ционирования  человеческого  об способы и формы  индивида в социально-исторический  Общение служит ющим элементом  «человек-общество».  понимание данного  объединяет многие точки  имеющиеся в отечественной

Например, В.П.  определяет  общение  как    обусловленный  процесс   мыслями  и  чувствами    людьми  в  различных    их  познавательно-трудовой и  жизнедеятельности, реализуемый  образом при помощи  средств коммуникации.  - сознательно обусловленный  передачи и восприятия  в условиях межличностного и  общения по разным  при помощи  различных    средств  (вербальных,  ных и др.) [11].

М.С.  утверждает, что «общение  необходимым  и    видом  челов  деятельности,  выражающим взаимодействие субъекта с  [8].

Роль общения как  приобщения личности к  знаниям и усвоения го опыта, как условия  мышления подчеркивал  Леонтьев. Он трактовал    как  деятельность,  как  один  из    деятельности, как коммуникативную  [9].

А.А. Леонтьев  что общение - система  и мотивированных  обеспечивающих взаимодействие  в коллективной деятельности,  общественные  и  личностные,  ческие  отношения  и  щих специфические средства,  всего язык [9].

В  Б.Г. Ананьева  выступает как одна из  жизнедеятельности,    социальной  детерминации    личности, формирования  человека [19].

Между  и деятельностью как видами  активности  существуют    Результатом  деятельности    обычно создание  материального или идеального  продукта (например,  мысли, идеи,

Итогом общения  взаимное влияние  друг  на друга.  Деятельность и об  следует  рассматривать  как  язанные  стороны  щей человека социальной

Общение,  являясь    важнейшим  элементом   способствует  процессу    и  самосовершенствования,  выстраиванию  отношений между  приобретению оп личностных и профессиональных  дает возможность  себя со стороны,  Благодаря общению  передача  наследия, созданного

         И.М. Невлева и  Трунов выделили 3  вида  (типа)  для социального работника в его  деятельности:

        1) деловое - общение в официально-деловой  специалиста по социальной  с представителями организаций,  институтов, чиновниками  уровней,  с целью  деятельности служб  помощи, решения -либо проблем  материальных, жилищных, ских и пр.)  клиентов и т.д.;

         2)  консультативное - общение с целью  помощи клиенту,  всего психологической,  но необязательно;

        3) интимно-личностное - это  основанное на дружеских,  отношениях между    и   социальным    работником[11, с. 197].

часто социальный   выполняет функцию  Это может быть  консультирование, или консультирование по  экономическим вопросам, по  трудоустройства и многим  Обычно консультирование  при непосредственном контакте с  но может быть и  консультирование по телефону, по  через всемирную  Internet и т.д.

консультирования состоит в  целенаправленном общении  с клиентом, как правило,  в форме доверительной  беседы. Консультирование  для оказания психологической  практически здоровым  испытывающим различные  при решении жизненных  или оказание  им помощи в , экономических вопросах и т.д.

в социальной работе  быть дифференцировано в  от предмета обсуждения, от  которая есть у  социальной службы:  (консультирование как помощь  здоровым людям при  имеющихся у них психологических  консультирование по правовым  консультирование по вопросам  (программа «Планирование » и т.д.) и брака,  по материальным и жилищным  консультирование по вопросам  и др. [10,с. 97].

В  работе используются  следующих направлений  и  в психологическом консультировании:  индивидуальная психология А.  экзистенциальный подход,  терапия К. Роджерса, -эмотивная терапия, -подход, бихевиоральный

Консультативное общение  от интимно-личностного и делового, но  черты и того и  видов общения  работника здесь  В психологическом консультировании, или  по вопросам семьи  будет наиболее  если между  и специалистом отношения  доверительные, основанные на  а в консультировании по юридическим,  жилищным и т.п.   –  если общение  проходить в официально- стиле.

Е.Н. , обобщая все виды  в социальной работе  юридическое, экономическое, по  трудоустройства, семьи и , дает следующее  «консультирование – это специально  общение между  работникам и клиентом с  решения различных   или бытовых вопросов, с  клиент не может  думает, что не может)  самостоятельно» [7, с.12].

работник часто  для своих клиентов  или престарелых людей)  человеком, с которым  поговорить. Иногда  специалист по социальной  или социальный психолог  и способен разрешить  клиента. В таких  между специалистом и  службы социальной  устанавливаются дружеские,  связи, а общение  ними становится уже не  или консультативным, а интимно-личностным.

общение также  для отношений между  (психологом) и клиентом.  большинства психотерапевтических  основано на исцеляющем  общения, ведь  человека достаточно  выслушать, чтобы ему  легче. На этом  клиентоцентрированная терапия К.  и его группы встреч.

виды групповой  элементы которой  использоваться в социальной  считает Н.П.  основаны на принципе  обратной связи от  (Т – группы, где учат  общаться, гештальт группы, где  исповедь одного из  группы на «горячем » дает положительный  другим, группы  психотерапии  Н. Позешкениана, в  в качестве лечебной  применяются истории,  – так называемая «философотерапия» и  В психотерапевтических группах -личностное общение  место не только  клиентом (одним из  группы) и психотерапевтом, но и м самими участниками[15, с. 24].

Хотя консультативное  выделяют в особый вид  социального работника, все же оно  должно основываться на  интимно-личностном общении,  бы, если это психологическое

Все эти виды общения  переплетаться, и все они осуществляются с  как вербальных (речевых), так и  (неречевых) средств.

При  общение как один из  культуросообразного самосовершенст в классическом определении –  установления и развития   между  людьми,    потребностями  в  совместной  и включающий в себя о информацией, выработку единой  взаимодействия, воспри и понимание другого[17, с.29].

Каган, раскрывая  «культура общения» с  позиций, определяет  универсальные и этические  на которых выстраивается   Осуществление принципов межличностного общения  возможность для самосовершенствования и реализации, что является  для специалиста по социальной работе. В процессе самореализации  выбор этических  и соответствующего поведения сти. Обобщая  следует отметить, что  общения предполагает:

-    коммуникативную культуру,  искусство говорить (в том  публично) и слушать;

-   объективно  воспринимать  и    понимать  собеседника;

-  строить отношения с  людьми, добиваться  взаимодействия на основе  интересов;

-     выбирать  для  себя    ценностное  для  дальнейшего   самосовершенствования,  так  как  общение - временно процесс  и самовоспитания;

-  определенное  в соответствии с выбранными  принципами[8, с.17].

Социальный  должен обладать  культурой общения,  на моральных, нравств принципах принятых в стве,  должен    культурой  жестов,    пользоваться  главными   средствами  общения  -   и  речью.  Умение  говорить и слушать,  беседу - важное  взаимопонимания.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой  деятельности,  но  и  условие,  и  результат  этой  деятельности, обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

         Таким образом, общение социального работника многогранно, многофункционально и поэтому каждый социальный работник должен уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей, т.е. должен быть компетентен в общении, и это связано с тем, что социальная работа является одной из наиболее коммуникативных профессий.

1.2 Общая характеристика  социального взаимодействия

         Взаимодействие -  форма развития,  изменения явлений, как в  так и в обществе, приводящее  новое звено в  качественное состояние.  отражает широкий  процессов окружающей  посредством которых  причинно-следственные связи,  обмен между  сторонами, их взаимное  [11, с. 59].

Внутренним условием  контакта между  сторонами является  искреннего, подлинного  друг к другу,  и толерантность. Внешним  контакта является  взаимодействующих субъектов.

– это условие и следствие  взаимодействия его субъектов,  эффективность этого  и его результата. В условиях  наиболее полно  все личностные свойства  взаимодействия, сам факт его  приносит им интеллектуальное и  удовлетворение иными словами,  механизмами контакта  эмоциональное и интеллектуальное  содействие [14].

сопереживание, как механизм  обеспечивает взаимопонимание и  согласованность взаимодействия  социальным работником и

Другой механизм  взаимодействующих сторон  собой мыслительное  мышление, определяемое  обеих сторон в  и ту же активную деятельность по  той или иной проблемы и  на решение определённых задач. Этот механизм так  интеллектуального содействия  совместностью интеллектуальной  например клиента и  по социальной работе.

взаимодействие - это процесс  социальных работников,  и других социальных  друг на друга в  реализации социальных  и потребностей [16].

На  этих определений  Кравченко выделяет  характеристики взаимодействия. К ним

1) активность -  характеристика взаимодействующих  в процессе любого  При активной позиции  обратившегося в социальную  результативность взаимодействия  выше.

2) осознанность и  существенные характеристики во  людей. Они определяют и  этого взаимодействия. К ним  сотрудничество, противобо противостояние, конфликт [14, с.90].

Выделенные  характеристики взаимодействия по- проявляются, в зависимости от  и ситуаций, в которых  взаимодействие субъекта. Это  говорить о множестве  взаимодействия, их характеризуют: по  эффективности, частоте их  Различные подходы и  типов взаимодействия не  друг друга, а ещё раз  многоаспектность этого

Рассмотрев основные  взаимодействия социального  и клиента можно   признаки  характера , к ним относятся: отношение  сторон к интересам  друга,  осознаваемой общей  совместной деятельности,  позиции друг к  во взаимодействии[2,с. 20].

что социальная работа  достаточно разнообразной по  конкретным направлениям и  профессиональной деятельности, в  содержании каждого  профессионального общения  выделить 3 группы  (уровней): общие,  и специфические.

Общие  вытекают из самой  социальной работы как  деятельности, ее философии,  миссии и проявляются во  сферах, направлениях и  социальной работы. В  отношении мы можем  что содержанием профессионального  является помощь  (группе), имеющему  проблемы; ликвидация  последствий социального  и их профилактика, излечение  болезней».

Наиболее «мелким»,  является специфическое  профессионального общения,  для какой-либо одной  роли, должностной  направления деятельности. Значимым фактором,  специфику содержания  общения, выступают  особенности региона, в  осуществляется социальная  тип населенного пункта и

Психологическое содержание  общения можно  по различным основаниям.

В  Н.Б. Шмелевой  модель содержания  ценностей социальной  которая включает в  в частности, такие   как непредвзятое отношение,  права на выбор,  информирование, неразглашение  демократический стиль  уважение к личному  стремление к сотрудничеству и  [18, с. 115].

Очевидно, что в  модели представлено не  содержание ценностей  работников, а нормативно  Реальные социальные  могут разделять эту  не разделять или разделять  Необходимо понимать, что в  профессиональная деятельность  работника полимотивирована и в  мотивов далеко не  место могут  не столь благородные  как описанные выше.  социальный работник,  получать внутренне  не от помощи нуждающимся, а,  от осознания своего  превосходства над ними.

Таким  содержание профессионального  в социальной работе  собой обмен  касающейся социальных  и способов их решения, и  сложную социально-психологическую  образованную как социальной  транслируемой информации, так и ее  смыслом для участников  [2, с.23].

Выбор  социальной работы, по     И.М.  Невлевой    и

Трутнова, зависит не  от конкретного содержания  и индивидуальных проблем, но и от  социального учреждения,  занимается их решением [11, с.

Социальная работа как вид  является коммуникативной.  взаимодействие - это взаимосвязь,  Основная цель  социального работника и  предполагает:

- увеличение  самостоятельности клиента, его  контролировать свою  и более эффективно  возникающие проблемы;

-   условий, в которых  может максимально  свои возмож

-   адаптация или реадаптация  в обществе.

Конечная  деятельности социального  предполагает достижение  результата, когда у  отпадает необходимость в его

Все формы и методы  социального работника  разделить на две группы:

-    с проблемой клиента;

-  по поводу этой  с другими учреждениями,  службами.

Клиентом  служб человек  добровольно, на базе  желания изменить  ситуацию [2, с.23].

При этом  Гришина говорит о  в процесс изменений не  «системы клиентуры»,  из множества людей,  за помощью, но и «системы », ᴛ.е. лиц, нуждающихся в  изменениях, по мнению  группы. К примеру, в  пьянства в семье  референтной группой  являться родственники или  При этом практика  работы, с одной  имеет цель - решение проблем  нуждающихся в помощи, а с  стороны - должна  направлена на развитие  клиентуры. На действия и  клиентуры, и системы  могут влиять при  силы побуждения -  усиливающие мотивацию к  и силы сопротивления,  с их непринятием. К числу сил  изменениям можно : нежелание принимать  помощь, боязнь  собственной позиции или  неверие в возможность  изменений, создание  для сотрудничества и пр. [10,с. 90]. 

Силы  включают: желание  помощь, готовность  изменения ситуации,  в достижимость перемен,  и т.д. Следует  что и те, и другие силы  также проявляться в  самих специалистов как  перемен.

По мнению  Демидовой система  помощи клиенту в  включает систему  перемен (специалистов по  работе, которые  с конкретными людьми и  изменений в их сознании,  отношении к окружающему  а также их агентств);  клиентуры и систему  которые, нуждаясь в  выступают едины