ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА И УСЛОВИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

филиал СибГАУ в г. Лесосибирске

              Кафедра Гуманитарных и социально-политических дисциплин

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА И УСЛОВИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

                                       (ГСПД 000.000. 031КР)

                                                                                Руководитель:

                                                                                       _________  Е.В. Соколова

                                                                                                                                             (подпись)

_____________

                                                                                                                                             (оценка, дата)

                                                                                 Разработал:

                                                                                 Студент группы 72-3

                                                                                        _______К.О. Ханкишиева

                                         Лесосибирск 2016

        Реферат

Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы» включает в себя 32 страницы печатного текста. Работа содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников. При написании работы было использовано 18 литературных источников.

В курсовой работе были использованы следующие ключевые слова: социальная  сфера,  социальное взаимодействие,  социальный  конфликт,  социальное  учреждение,  система  «социальный  работник - клиент», регулирование социальных конфликтов.

Тема курсовой работы «Проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности».

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности.

        Методы исследования:анализ научной литературы, типологизация, классификация, анализ периодической литературы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…

4

1 Специфика профессионального общения специалиста по социальной работе с клиентом и понятие эффективности………………………….....

6

  1.1 Роль общения в социальной работе ………………………………..

6

  1.2 Общая характеристика социального взаимодействия ……………....

11

  1.3 Общие понятия и составляющие эффективности…………………..

14

  1.4 Критерии эффективности социальной работы……………………..

16

2 Проблемы взаимодействия клиента и социального работника……….

20

  2.1  Модели и типы взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе…………………………………………………………

20

  2.2 Условия управления конфликтами во взаимодействии между социальным работником и клиентом……………………………………….

25

Заключение………………………………………………………………….

30

Список использованных источников………………………………………

31

Введение

Исследование вопросов взаимодействия с точки зрения его эффективности и результативности предполагает изучение влияния на него тех или иных психолого-педагогических и социальных факторов, на что обращается внимание в научных исследованиях. К сожалению, сегодня недостаточно изучены условия и механизмы построения эффективного взаимодействия, определяющие его структурный и содержательный аспекты, факторы эффективного (неконфликтного) взаимодействия.

Возросшее число конфликтов в центрах социального обслуживания является показателем неэффективного взаимодействия и обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Принимая во внимание особенность взаимодействия в сфере социального обслуживания, в котором конфликтность является устойчиво присутствующим фактором и показателем неэффективности деятельности центров социального обслуживания, можно сделать вывод об актуальности исследования.

Взаимодействие в системе «социальный работник - клиент» имеет определяющее значение для психологического климата семьи субъектов взаимодействия и окружающего их социума, что, безусловно, повышает уровень требований к культуре общения социальных работников. Вместе с тем, отсутствие навыков конструктивного, эффективного взаимодействия в среде социального обслуживания как компонента социокультурной среды доказывается тем фактом, что конфликты в системе «социальный работник - клиент» занимают ведущее место. В научной литературе мало внимания уделяется анализу деятельности центров социального обслуживания и практически не рассматривается их социокультурная составляющая. К числу недостаточно раскрытых проблем, возникающих в центрах социального обслуживания, относится и проблема взаимодействия в системе «социальный работник - клиент».

Проблема взаимодействия является междисциплинарным феноменом и потому отражается в широком спектре гуманитарных наук, в частности, является базовой категорией философских, социологических концепций и подходов (Б.Ф. Ломов, В.С. Соловьева, И.И. Жбанковой и др.). Природе межличностных взаимоотношений посвящены работы Н.П. Аникеевой,И.С. Батраковой и др. К разработке теоретических и технологических аспектов взаимодействия в сфере социального обслуживания обращаются Н.Н. Еговцева, А.В. Мудрик и др. Для изучения вопросов конфликтного взаимодействия в социальной работе существенный интерес представляют работы Р.И. Мокшанцева, В.В. Поповой, И.К. Свищевой и др.

        Объект исследоваания: взаимодействие социального работника с клиентом.

        Предмет исследования: содержание проблем и условия эффективности взаимодействия социального работника и клиента.

        Цель исследования: изучить проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности.

        В соответствии с целью  были поставлены  задачи:

  1. проанализировать специфику профессионального общения

специалиста по социальной работе с клиентом и понятие эффективности;

        2) в теоретическом аспекте рассмотреть роль общения в социальной работе;

        3) изучить модели и типы социального взаимодействия клиента и социального работника и условия эффективности;

        4) рассмотреть проблемы и особенности взаимодействия социального работника и клиента;

        5) условия управления конфликтами во взаимодействии между социальным работником и клиентом.

Методы исследования: анализ научной литературы, типологизация,

классификация, анализ периодической литературы.

.

        1 Специфика профессионального общения специалиста по социальной работе с клиентом и понятие эффективности

1.1  общения в социальной

         Социальная  работа    специфическим  видом    в котором общение  из важных элементов. С  днем расширя категории населения, с и контактирует социальный ник. Следовательно,  этического плана,  общения стано  особенно  актуальными  и  ьно  значимыми.  Социальный  ра как субъект социальной ты должен владеть  видами общения,  сфера его деятельности  от работы с клиентом и  свое продолжение в  деятельности государственных    Умение  общаться    показателем профессионализма    работника,  его  компетентности,  от   во многом зависит  труда. Одним из  регуляторов отношений, выстраиваемых в  общения, выступают  нормы, на которые  сознательно или стихийно  его участники.

Этика    социального  работника   отличаться  доброжела уважением не только к  субъекту, но и ко всему, что с ним    (к  его  друзьям,  интересам,    к  его  одежде  и  пр.).  Для   по  социальной  работе  у  правильно  общаться,  вы  субъект-субъектные  отношения,    важным  фактором,  достижению позитивных  Любая технология  работы строится на

По мнению И.Ф. , для успеха в профессиональной д современному специа важно в совершенстве  навыками культуры  обладать лингвистической,    и  поведенческой  компетенцией  в  общении. Сущест следующие средства кативного  процесса:    мимика,  интон  и  самое  важное  –   [1, с. 78].

Н.Б.  определила качества и  которыми должен  специалист по социальной  в стремлении к профессионализму:

- норм  литературного    и  устойчивыми  навыками  их  в речи;

-  умением    за  точностью,  логичностью  и   речи;

- умением  профессиональной терминологией,  соответствий между  и понятиями;

-  умением  стилем профессиональной речи;

-   определять цель и  ситуацию общения;

-   учитывать социальные и  черты личности

-   навыками прогнозирования  диалога, реакций

-   умением  создавать  и    благожелательную  атмосферу

-   высокой степенью  эмоционального состояния и  эмоций;

- умением    диалог  в  соответствии  с    профессиональной

-  знанием этикета и ч выполнения его правил [18,с.115].

Общение,  являясь    феноменом,  раскрывает   структурирования,  организации  и  ционирования  человеческого  об способы и формы  индивида в социально-исторический  Общение служит ющим элементом  «человек-общество».  понимание данного  объединяет многие точки  имеющиеся в отечественной

Например, В.П.  определяет  общение  как    обусловленный  процесс   мыслями  и  чувствами    людьми  в  различных    их  познавательно-трудовой и  жизнедеятельности, реализуемый  образом при помощи  средств коммуникации.  - сознательно обусловленный  передачи и восприятия  в условиях межличностного и  общения по разным  при помощи  различных    средств  (вербальных,  ных и др.) [11].

М.С.  утверждает, что «общение  необходимым  и    видом  челов  деятельности,  выражающим взаимодействие субъекта с  [8].

Роль общения как  приобщения личности к  знаниям и усвоения го опыта, как условия  мышления подчеркивал  Леонтьев. Он трактовал    как  деятельность,  как  один  из    деятельности, как коммуникативную  [9].

А.А. Леонтьев  что общение - система  и мотивированных  обеспечивающих взаимодействие  в коллективной деятельности,  общественные  и  личностные,  ческие  отношения  и  щих специфические средства,  всего язык [9].

В  Б.Г. Ананьева  выступает как одна из  жизнедеятельности,    социальной  детерминации    личности, формирования  человека [19].

Между  и деятельностью как видами  активности  существуют    Результатом  деятельности    обычно создание  материального или идеального  продукта (например,  мысли, идеи,

Итогом общения  взаимное влияние  друг  на друга.  Деятельность и об  следует  рассматривать  как  язанные  стороны  щей человека социальной

Общение,  являясь    важнейшим  элементом   способствует  процессу    и  самосовершенствования,  выстраиванию  отношений между  приобретению оп личностных и профессиональных  дает возможность  себя со стороны,  Благодаря общению  передача  наследия, созданного

         И.М. Невлева и  Трунов выделили 3  вида  (типа)  для социального работника в его  деятельности:

        1) деловое - общение в официально-деловой  специалиста по социальной  с представителями организаций,  институтов, чиновниками  уровней,  с целью  деятельности служб  помощи, решения -либо проблем  материальных, жилищных, ских и пр.)  клиентов и т.д.;

         2)  консультативное - общение с целью  помощи клиенту,  всего психологической,  но необязательно;

        3) интимно-личностное - это  основанное на дружеских,  отношениях между    и   социальным    работником[11, с. 197].

часто социальный   выполняет функцию  Это может быть  консультирование, или консультирование по  экономическим вопросам, по  трудоустройства и многим  Обычно консультирование  при непосредственном контакте с  но может быть и  консультирование по телефону, по  через всемирную  Internet и т.д.

консультирования состоит в  целенаправленном общении  с клиентом, как правило,  в форме доверительной  беседы. Консультирование  для оказания психологической  практически здоровым  испытывающим различные  при решении жизненных  или оказание  им помощи в , экономических вопросах и т.д.

в социальной работе  быть дифференцировано в  от предмета обсуждения, от  которая есть у  социальной службы:  (консультирование как помощь  здоровым людям при  имеющихся у них психологических  консультирование по правовым  консультирование по вопросам  (программа «Планирование » и т.д.) и брака,  по материальным и жилищным  консультирование по вопросам  и др. [10,с. 97].

В  работе используются  следующих направлений  и  в психологическом консультировании:  индивидуальная психология А.  экзистенциальный подход,  терапия К. Роджерса, -эмотивная терапия, -подход, бихевиоральный

Консультативное общение  от интимно-личностного и делового, но  черты и того и  видов общения  работника здесь  В психологическом консультировании, или  по вопросам семьи  будет наиболее  если между  и специалистом отношения  доверительные, основанные на  а в консультировании по юридическим,  жилищным и т.п.   –  если общение  проходить в официально- стиле.

Е.Н. , обобщая все виды  в социальной работе  юридическое, экономическое, по  трудоустройства, семьи и , дает следующее  «консультирование – это специально  общение между  работникам и клиентом с  решения различных   или бытовых вопросов, с  клиент не может  думает, что не может)  самостоятельно» [7, с.12].

работник часто  для своих клиентов  или престарелых людей)  человеком, с которым  поговорить. Иногда  специалист по социальной  или социальный психолог  и способен разрешить  клиента. В таких  между специалистом и  службы социальной  устанавливаются дружеские,  связи, а общение  ними становится уже не  или консультативным, а интимно-личностным.

общение также  для отношений между  (психологом) и клиентом.  большинства психотерапевтических  основано на исцеляющем  общения, ведь  человека достаточно  выслушать, чтобы ему  легче. На этом  клиентоцентрированная терапия К.  и его группы встреч.

виды групповой  элементы которой  использоваться в социальной  считает Н.П.  основаны на принципе  обратной связи от  (Т – группы, где учат  общаться, гештальт группы, где  исповедь одного из  группы на «горячем » дает положительный  другим, группы  психотерапии  Н. Позешкениана, в  в качестве лечебной  применяются истории,  – так называемая «философотерапия» и  В психотерапевтических группах -личностное общение  место не только  клиентом (одним из  группы) и психотерапевтом, но и м самими участниками[15, с. 24].

Хотя консультативное  выделяют в особый вид  социального работника, все же оно  должно основываться на  интимно-личностном общении,  бы, если это психологическое

Все эти виды общения  переплетаться, и все они осуществляются с  как вербальных (речевых), так и  (неречевых) средств.

При  общение как один из  культуросообразного самосовершенст в классическом определении –  установления и развития   между  людьми,    потребностями  в  совместной  и включающий в себя о информацией, выработку единой  взаимодействия, воспри и понимание другого[17, с.29].

Каган, раскрывая  «культура общения» с  позиций, определяет  универсальные и этические  на которых выстраивается   Осуществление принципов межличностного общения  возможность для самосовершенствования и реализации, что является  для специалиста по социальной работе. В процессе самореализации  выбор этических  и соответствующего поведения сти. Обобщая  следует отметить, что  общения предполагает:

-    коммуникативную культуру,  искусство говорить (в том  публично) и слушать;

-   объективно  воспринимать  и    понимать  собеседника;

-  строить отношения с  людьми, добиваться  взаимодействия на основе  интересов;

-     выбирать  для  себя    ценностное  для  дальнейшего   самосовершенствования,  так  как  общение - временно процесс  и самовоспитания;

-  определенное  в соответствии с выбранными  принципами[8, с.17].

Социальный  должен обладать  культурой общения,  на моральных, нравств принципах принятых в стве,  должен    культурой  жестов,    пользоваться  главными   средствами  общения  -   и  речью.  Умение  говорить и слушать,  беседу - важное  взаимопонимания.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой  деятельности,  но  и  условие,  и  результат  этой  деятельности, обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

         Таким образом, общение социального работника многогранно, многофункционально и поэтому каждый социальный работник должен уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей, т.е. должен быть компетентен в общении, и это связано с тем, что социальная работа является одной из наиболее коммуникативных профессий.

1.2 Общая характеристика  социального взаимодействия

         Взаимодействие -  форма развития,  изменения явлений, как в  так и в обществе, приводящее  новое звено в  качественное состояние.  отражает широкий  процессов окружающей  посредством которых  причинно-следственные связи,  обмен между  сторонами, их взаимное  [11, с. 59].

Внутренним условием  контакта между  сторонами является  искреннего, подлинного  друг к другу,  и толерантность. Внешним  контакта является  взаимодействующих субъектов.

– это условие и следствие  взаимодействия его субъектов,  эффективность этого  и его результата. В условиях  наиболее полно  все личностные свойства  взаимодействия, сам факт его  приносит им интеллектуальное и  удовлетворение иными словами,  механизмами контакта  эмоциональное и интеллектуальное  содействие [14].

сопереживание, как механизм  обеспечивает взаимопонимание и  согласованность взаимодействия  социальным работником и

Другой механизм  взаимодействующих сторон  собой мыслительное  мышление, определяемое  обеих сторон в  и ту же активную деятельность по  той или иной проблемы и  на решение определённых задач. Этот механизм так  интеллектуального содействия  совместностью интеллектуальной  например клиента и  по социальной работе.

взаимодействие - это процесс  социальных работников,  и других социальных  друг на друга в  реализации социальных  и потребностей [16].

На  этих определений  Кравченко выделяет  характеристики взаимодействия. К ним

1) активность -  характеристика взаимодействующих  в процессе любого  При активной позиции  обратившегося в социальную  результативность взаимодействия  выше.

2) осознанность и  существенные характеристики во  людей. Они определяют и  этого взаимодействия. К ним  сотрудничество, противобо противостояние, конфликт [14, с.90].

Выделенные  характеристики взаимодействия по- проявляются, в зависимости от  и ситуаций, в которых  взаимодействие субъекта. Это  говорить о множестве  взаимодействия, их характеризуют: по  эффективности, частоте их  Различные подходы и  типов взаимодействия не  друг друга, а ещё раз  многоаспектность этого

Рассмотрев основные  взаимодействия социального  и клиента можно   признаки  характера , к ним относятся: отношение  сторон к интересам  друга,  осознаваемой общей  совместной деятельности,  позиции друг к  во взаимодействии[2,с. 20].

что социальная работа  достаточно разнообразной по  конкретным направлениям и  профессиональной деятельности, в  содержании каждого  профессионального общения  выделить 3 группы  (уровней): общие,  и специфические.

Общие  вытекают из самой  социальной работы как  деятельности, ее философии,  миссии и проявляются во  сферах, направлениях и  социальной работы. В  отношении мы можем  что содержанием профессионального  является помощь  (группе), имеющему  проблемы; ликвидация  последствий социального  и их профилактика, излечение  болезней».

Наиболее «мелким»,  является специфическое  профессионального общения,  для какой-либо одной  роли, должностной  направления деятельности. Значимым фактором,  специфику содержания  общения, выступают  особенности региона, в  осуществляется социальная  тип населенного пункта и

Психологическое содержание  общения можно  по различным основаниям.

В  Н.Б. Шмелевой  модель содержания  ценностей социальной  которая включает в  в частности, такие   как непредвзятое отношение,  права на выбор,  информирование, неразглашение  демократический стиль  уважение к личному  стремление к сотрудничеству и  [18, с. 115].

Очевидно, что в  модели представлено не  содержание ценностей  работников, а нормативно  Реальные социальные  могут разделять эту  не разделять или разделять  Необходимо понимать, что в  профессиональная деятельность  работника полимотивирована и в  мотивов далеко не  место могут  не столь благородные  как описанные выше.  социальный работник,  получать внутренне  не от помощи нуждающимся, а,  от осознания своего  превосходства над ними.

Таким  содержание профессионального  в социальной работе  собой обмен  касающейся социальных  и способов их решения, и  сложную социально-психологическую  образованную как социальной  транслируемой информации, так и ее  смыслом для участников  [2, с.23].

Выбор  социальной работы, по     И.М.  Невлевой    и

Трутнова, зависит не  от конкретного содержания  и индивидуальных проблем, но и от  социального учреждения,  занимается их решением [11, с.

Социальная работа как вид  является коммуникативной.  взаимодействие - это взаимосвязь,  Основная цель  социального работника и  предполагает:

- увеличение  самостоятельности клиента, его  контролировать свою  и более эффективно  возникающие проблемы;

-   условий, в которых  может максимально  свои возмож

-   адаптация или реадаптация  в обществе.

Конечная  деятельности социального  предполагает достижение  результата, когда у  отпадает необходимость в его

Все формы и методы  социального работника  разделить на две группы:

-    с проблемой клиента;

-  по поводу этой  с другими учреждениями,  службами.

Клиентом  служб человек  добровольно, на базе  желания изменить  ситуацию [2, с.23].

При этом  Гришина говорит о  в процесс изменений не  «системы клиентуры»,  из множества людей,  за помощью, но и «системы », ᴛ.е. лиц, нуждающихся в  изменениях, по мнению  группы. К примеру, в  пьянства в семье  референтной группой  являться родственники или  При этом практика  работы, с одной  имеет цель - решение проблем  нуждающихся в помощи, а с  стороны - должна  направлена на развитие  клиентуры. На действия и  клиентуры, и системы  могут влиять при  силы побуждения -  усиливающие мотивацию к  и силы сопротивления,  с их непринятием. К числу сил  изменениям можно : нежелание принимать  помощь, боязнь  собственной позиции или  неверие в возможность  изменений, создание  для сотрудничества и пр. [10,с. 90]. 

Силы  включают: желание  помощь, готовность  изменения ситуации,  в достижимость перемен,  и т.д. Следует  что и те, и другие силы  также проявляться в  самих специалистов как  перемен.

По мнению  Демидовой система  помощи клиенту в  включает систему  перемен (специалистов по  работе, которые  с конкретными людьми и  изменений в их сознании,  отношении к окружающему  а также их агентств);  клиентуры и систему  которые, нуждаясь в  выступают единым  деятельности специалиста;  (рабочее соглашение  специалистом и клиентом,  их совместные усилия по  перемен); цели  работы, заключающиеся в  самостоятельности клиента при  проблем, в развитии  поддержки и в совершенствовании  политики государства.  них в систему социальной работы  система действия [4, с.82].

и осуществляя перемены,  совместно с клиентом  следующие фазы : знакомство с проблемой,  информации о проблеме,  проблемы, вмешательство в  оценка качества  проблемы. Следовательно, его  выступает в виде  продвижения к цели от  заключения контракта до  конечного результата.  составной частью  процесса является  достигнутых позитивных  в сознании и поведении

Важным компонентом  взаимодействия являются  умения и навыки  работника - владение  поддержки, социальной  коррекции и реабилитации.

        1.3 Общее понятие и составляющие эффективности

Под эффективностью понимается следствие, результат какого-нибудь действия. Эффективность зависит от вида деятельности, поэтому важно провести логический анализ понятия «деятельность», его интерпретацию и операционализацию. Поскольку различные виды деятельности существенно отличаются друг от друга, эффективность как результат деятельности выражается по-разному. Например, результатом экономической деятельности может быть повышение или понижение жизненного уровня людей, уменьшение или увеличение числа малообеспеченных и бедных и т. д. В медицине таким результатом может быть состояние здоровья пациента после его лечения, близкое или далекое от нормы. Результатом социально-психологической работы может явиться улучшение или ухудшение психического и социального здоровья человека, тех или иных социально-демографических групп и т. д.

Эффективность - сложный феномен, она складывается из цели, результата, затрат, условий деятельности. Два первых компонента являются главными, определяющими, поэтому эффективность в целом можно рассматривать как степень реализации цели, что выражается формулой:

Э = Р/Ц, где Р − результат, а Ц − цель.

Эффективность может быть как положительной, так и отрицательной.

Учитывая, что результат зависит от затрат (3) и условий деятельности (У), формулу эффективности следует уточнить. В этом случае она примет вид:

Э = Р/Ц + 3 + У.

Результат означает конечный итог, завершающий собой что-либо. Учитывая специфику социальной работы как определенного вида деятельности, результат ее должно видеть в оказании помощи, поддержки, в защите всех людей и особенно «слабых» слоев населения.

Результат всякой деятельности сопряжен с ее целью, которая интерпретируется как планируемый результат. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Выделяются различные типы целей: конкретные и абстрактные, стратегические и тактические, индивидуальные, групповые и общественные, цели, поставленные самим субъектом деятельности, и цели, заданные ему извне.

Применительно к социальной работе цели могут быть конкретизированы следующим образом. Главная цель социальной работы - удовлетворение потребностей клиентов. Как общая цель она дифференцируется на подцели, а именно:

- усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все полагающееся им по закону;

- адаптация и реабилитация клиентов в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих;

-достижение такого положения, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социальных работников.

Цели могут быть также конкретизированы с учетом специфики объекта (клиентов, групп), направлений и уровней социальной работы. В последнем случае речь должна идти о социальной работе в стране, регионе, области, крае, городе, сельской местности, на уровне отдельных социальных служб, социальных институтов и социальных работников.

Следующей составляющей эффективности являются затраты. Вид затрат, их совокупность зависят от вида деятельности и реализации тех или иных целей.

Применительно к социальной работе затраты могут быть: затраты на устройство различного рода социальных служб и учреждений, финансовое обеспечение потребностей клиентов (в том числе реальные доходы, потребляемые блага и услуги, продовольственные и непродовольственные товары, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.), физическими и умственными (в том числе нравственного, психологического характера), а также временными (дни, недели, месяцы, годы).

        1.4 Критерии эффективности социальной работы

Для практического определения эффективности социальной работы необходимы надежные критерии. Критерий  - это признак, на основе которого проводится оценка, определение или классификация чего-нибудь. Можно сказать также, что критерии - это наиболее общие показатели. В широком смысле к ним относят демографические, экономические, социально-структурные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют определенные свойства, количественные  - меру их выраженности, развития.

Применительно к социальной работе социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние здоровья (инвалидность), семейное положение клиента, зависимость его от алкоголя, наркотиков и т. д.

Поскольку показатели могут быть общими, то используют индикаторы, т. е. простые свойства, образующие социальные показатели, доступные наблюдению и измерению характеристики социальных объектов (например, процент принимающих наркотики подростков как показатель девиантного поведения).

Представляет определенный интерес «Бланк получения статистической информации по вопросам социальной защиты (на примере трудовых коллективов железнодорожного транспорта)», который можно рассматривать как своеобразную методику определения эффективности социальной работы применительно к работающему населению. Бланк содержит четыре основных раздела.

В первый раздел «Занятость и условия труда» включены следующие социальные показатели:

1)    изменение социального состава работников;

2)   изменение социально-демографического состава работников (по полу и возрасту);

3) совершенствование квалификационной и профессиональной структуры рабочих отрасли;

4) структура служащих, научно-технических работников и ее совершенствование;

5)    повышение общего и профессионального образования работников;

6)    подготовка и повышение квалификации работников;

7)   основные мероприятия по планомерному изменению социально-профессиональной структуры работников;

8)   обеспечение кадрами, регулирование их движения и сокращение текучести;

9)  улучшение условий труда по основным производственным факторам в соответствии с требованиями и нормами;

10)    основные мероприятия по совершенствованию условий труда, его охраны и укреплению здоровья работников;

11)    охрана окружающей среды;

12)    совершенствование условий труда женщин;

13)    совершенствование работы по профориентации и профотбору;

14)    оптимизация психологических факторов труда.

Во второй раздел «Уровень жизни и его повышение» входят такие показатели:

-    заработная плата, формы и виды оплаты труда;

-    моральные и материальные стимулы коллективов и работников;

- развитие фонда материального поощрения (премирование, вознаграждение, материальная помощь);

-    размер фонда развития производства;

-   часть фондов экономического стимулирования, передаваемая для долевого финансирования строительства и других мероприятий, проводимых по территориальным планам;

- мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния;

-  количество малых предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, в которых участвуют работники вне рабочего времени.

Третий раздел «Жилищно-бытовые условия» представлен такими главными показателями: общее число работников и закрепленная за ними жилая площадь (общая и средняя); количество работников, имеющих дома, квартиры в государственных, кооперативных домах, и работников, живущих в общежитиях, снимающих жилье;количество работников, стоящих в очереди на получение жилья; требуемая для них жилая площадь; перспективы ввода в действие жилья; количество столовых и посадочных мест в них, потребность в столовых;  количество детских учреждений и мест в них, потребность в них; количество профилакториев, домов отдыха и т. д. и мест в них, потребность в них; строительство и ввод в действие жилых, бытовых объектов;  услуги сферы торговли и потребность в них; бытовые услуги и потребность в них; размер фонда жилищного строительства (в рублях) и потребность в нем; размер фонда развития торговли и сферы бытовых услуг; строительство и ввод в действие столовых, в том числе диетических; строительство и ввод в действие санитарно-бытовых помещений; мероприятия по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей.

Четвертый раздел «Социально-культурные гарантии» включает такие показатели: размер фонда культурно-бытового и медицинского обслуживания; размер фонда на строительство клубов, домов отдыха, санаториев, детских учреждений и других объектов; количество мест в больницах, поликлиниках, санаториях, на стадионах, в спортивных залах, потребность в них; строительство и ввод в действие оздоровительных учреждении; строительство и ввод в действие медицинских учреждений, медико-санитарных частей; строительство и ввод в действие культурных и спортивных учреждений (дома культуры, клубы, кинотеатры, стадионы, спортзалы и т. д.); мероприятия по удовлетворению социально-культурных потребностей работников; мероприятия просветительского характера; строительство и ввод в действие учебных заведений; строительство и ввод в действие народных музеев и других учреждений культуры; мероприятия по развитию научно-технического творчества работников;развитие общественных организаций (научно-технические общества и др.).

Каждый из указанных социальных показателей операционализирован с учетом его специфики, сроков исполнения, затрат по годам и т. д. Несмотря на то что «Бланк» нацелен на выяснение степени социальной защищенности работающих, он позволяет учитывать и социальную защищенность неработающих  - членов семей работающих, их детей, пенсионеров-родителей, инвалидов.

Кроме статистического анализа (примером может быть описанный выше «Бланк»), для определения эффективности социальной работы необходимо использовать также и другие методы: сравнительный анализ, целенаправленное наблюдение и другие способы социологических исследований, математическое моделирование, прогнозирование и т. д.

Нужно разрабатывать подробные методики для определения эффективности социальной работы с учетом специфики каждого отдельного объекта, каждого вида социальной работы, ее системного характера, применяемых технологий, зарубежного и отечественного опыта социальной деятельности [7, с. 241].

Вывод по первой главе

Таким образом,социальная  работа    специфическим  видом    в котором общение -  из важных элементов. Общение социального работника многогранно, многофункционально и поэтому каждый социальный работник должен уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей, т.е. должен быть компетентен в общении, и это связано с тем, что социальная работа является одной из наиболее коммуникативных профессий.

взаимодействие - это процесс  социальных работников,  и других социальных  друг на друга в  реализации социальных  и потребностей. Важным компонентом  взаимодействия являются  умения и навыки  работника - владение  поддержки, социальной  коррекции и реабилитации.

         Под эффективностью понимается следствие, результат какого-нибудь действия.Эффективность социальной работы - многоплановое явление. Содержание и технология ее определения во многом зависит от того, с позиции какой науки и с какой конкретной научно-практической целью рассматривается социальная работа. Определение критериев ее эффективности имеет важное значение как для научной, так и для практической деятельности социальных служб. В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором - являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.

2 Проблемы взаимодействия социального работника и клиента

2.1 Модели и типы взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе

Одна из важнейших  профессионализма в социальной   это взаимодействия социального  и клиента, а так же, рост  аномалий, увеличение  трудных жизненных  возрастание дезадаптированности  категорий населения,  не могут не вызывать  характера общения  работников и различных  клиентов. Суть  и взаимодействия социального  и клиента можно  в процессе информационно-инструментального,  всего речевого общения.

Типология общения  работника и клиента  включать в себя  компоненты, как общение в  социальной службы,  по месту жительства, в  где проживает клиент, на  в трудовом коллективе,  тип общения (прежде  в семье) [13, с. 16].

В процессе  социального работника и  с одной стороны,  обмен материальными и  ценностями, а с другой  реализуются внутренние  клиента. Профессиональный  работник может  объединить эти два компонента и  образом помочь  решить главную для  задачу (гармонизировать его  например с членами  или общества в целом). Тип  как правило, является  социальной рефлексии на  эксклюзии и конкретные  в которых находится не  а реальный клиент  службы со своими

Социальное взаимодействие - это  воздействия социальных  клиентов, других  или семей различных  общин, социальных  друг на друга в  реализации их социальных  и потребностей. Технология  социального работника и  призвана своевременно  трудности клиента,  возникающие социальные  с целью гармонизации  отношений, снижения  напряженности, коррекции  или социальных проблем.

какие модели  существуют в отношениях  клиентом и специалистом по  работе при взаимодействии  перечисленными характеристиками,  в параграфе 1.2.

Субъект-субъектная -  модель взаимодействия, в  специалист по социальной  и клиент в равной  признаются в качестве  социального процесса,  осуществления выбора и  своего «Я».

- объектная - модель  в которой специалист по  работе выступает  общественного закона,  социальных программ,  роль субъекта.  отводится пассивная  он выступает в роли  воздействия, который  обладать тем, что ему

Объект - субъектная -  взаимодействия, в которой в  субъекта выступает  специалисту по социальной  отводится пассивная  [9, с.21].

Рассмотрим подробнее эти  Защита слабого и  более сильным,  доминирование в отношениях  рода позиции  «над клиентом». Специалист организует квалифицированное  в ситуацию с ярко  субъект - объектными  авторитарной стороны со  зависимой. Уподобляющийся  влиятельному, компетентному  он «лучше знает», что  клиенту, что для него  что пойдет на пользу, и  действовать именно с  позиции. Клиент же,  на время как бы полностью  от необходимости предпринимать  усилия и нести  ответственность.

В целом  случаев развитие  между клиентом и  по такому сценарию  целесообразно. Клиент,  тем или иным событием  катастрофой, поставившими его в  положение), отдельные  жертвы жестокого  измены, предательства,  требующие ухода и  перед лицом  проблем и т.п. – не  обойтись без попечения  сильного, все понимающего  предпринимающего разносторонние  помощи, заботы,  а потому охотно  с ролью объектов, ибо  состояние, тяжелое  потрясение фрустрируют  и лишают его возможности

Это позволяет сделать  что такие отношения  субъектно-объектный характер  Действия между  как субъектом оказания  помощи и поддержки и  как объектом, на который  воздействие и которому  помощь. Однако это  не предполагает, что клиент  безоговорочно подчиняться  набору образцов и  выполняя лишь  объекта, в то время, как  принадлежит роль  и принуждающей силы.  изменения достигаются в том  если в процессе  отношения между  и клиентом из субъектно-объектного  преобразуются в субъект-субъектные, что  активностью позиции не  специалиста, но и клиента. Это  в ходе совместного  Так же и получаемые результаты  для обоих, хотя и  Именно такая  способна обеспечить  как в клиенте, так и в специалисте, иеся результатом  [9, с. 90].

Различные  этих моделей  определённые типы  между клиентом и  такие как:  диалог, соглашение,  подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

Рассмотрим каждый тип  подробнее для наиболее  представления о каждом из

1) Наиболее эффектным, на наш  для развития ситуации  и специалиста является  тип взаимодействия, который  объективным знанием  на лучшие стороны  друга, адекватностью их  гуманным, доброжелательным,  и демократическими взаимоотношениями;  обеих сторон,  осознанными и принятыми  положительно взаимным  друг на друга. При  возможны конфликты,  но они разрешаются на основе  стремления к достижению  не ущемляют интересов  сторон, характеризующийся  позиций и чаще  отношения носят -объектный характер  [16, с. 11].

2) Большим потенциалом  так же диалоговое взаимодействие. Оно  равенство позиций  уважительное, положительное  взаимодействующих. Такое  помогает чувствовать  понять и мысленно  на его позицию, прийти к  Принятие партнёра  каков он есть,  и доверие к нему,  обмен мнениями  выработать в результате  установки, взгляды,  на ту или иную ситуацию.  диалогу обеспечивает его  искренность, отсутствие  Отсутствие навыка  продуктивного диалога  к недоброжелательности в отношениях,  спорам, конфликтам. И  грамотно построенный  создаёт условия для  сотруднического взаимодействия.  вид взаимодействия способствует  субъектно-субъектных отношений  сторонами.

3) В основе  лежит договорённость  сторон об их роли,  и функции в конкретной  Участники взаимодействия  возможности и потребности  друга, понимают  договориться в целях  положительного результата. В  случаев этот тип  является наиболее  например, если  взаимодействующими сторонами  психологическая несовместимость, что  естественно. Заинтересованность в  результате работы,  необходимости вклада  стороны в общий  побуждают партнёров  Вместе с тем клиент в  ситуации может  роль, как объекта, так и  взаимодействия.

4) Опека - это  одной стороны о  (социального работника о  старших о младших и

Одни действуют  по преимуществу как передатчики, а  - как активные потребители  опыта, и таким  взаимодействие носит  опекающее-потребительский  Для участников взаимодействия  субъективно-объективные отношения [14, с.18].

5) Подавление - достаточно  тип взаимодействия, который  в пассивном подчинении  стороны другой.  взаимодействие проявляется в  открытых, жёстких  требований, предписаний, что и как  Этот тип взаимодействия  для разных систем,  в различных видах  помощи. Подавление  к напряжённости во взаимоотношениях,  страх, неприязнь к  Если подавление  преобладающим, то оно очень  так как у одних формируется  приспособленчество, инфантильность,  и беспомощность; у других -  агрессия по отношению к  окружающему миру. Они  участвовать в совместной  но при этом быть  к успехам партнёра.  носят объектно-объектный  Для этого типа  неразвитость эмоционального  нейтральные формальные  отсутствие взаимовлияния.  тип взаимодействий может  в конфронтацию при неправильной  деятельности и отношений в  работы, противопоставлении  достижений взаимодействующих

6) Конфронтация - открытая  друг к другу или  стороны по отношению к  противоборство, противопоставление,  Конфронтация может  следствием неудачного  соглашения или конфликта,  несовместимости людей.  характеризуется явным  целей и интересов;  цели совпадают, но  смысл существенно  Конфронтация свойственна и для  клиентов, и для групп,  Независимо от причин  задача специалиста  сферы найти  перехода к другим  взаимодействия: диалогу,  Данный тип взаимодействия не  привести к продуктивным  для решения ситуации  поэтому необходимо  данную форму  в работе.

7)  Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия характерен в основном для людей и групп, которые не зависят друг от друга, либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа взаимодействия характерны: эмоциональная глухота, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для группового переживания, заметного вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

Подводя  следует сказать, что из  типов взаимодействия, на наш  наиболее эффективным  процесс взаимодействия,  на системе субъект -  связей, в основе  лежит признание  каждой стороны на  на момент сотрудничества в  конфронтации и применения  Независимость, автономность  в основе которой  ощущение субъективной  предполагающей возможного  выбора, возложение на  ответственности [2, с.14].

следует выделить  тип взаимодействия, как конфликт,  он может сопутствовать  другим типам и  как правило, временный  переходя в зависимости от  в другой тип взаимодействия.

8)  - это столкновение  противоположно направленных  интересов, позиций,  субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит либо противоречие позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели, либо несовпадение, желаний партнёров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием:

-  когда сталкивается новаторство с консерватизмом;

-  групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих интересов [16, с. 92].

- связаны с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт вызывает недоверие и тревожность, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние одного человека. Конфликт требует обязательного разрешения и может идти в различных направлениях и переходить в другие типы взаимодействия. При определённых условиях конфликт может выполнять интегративную и сплачивать членов коллектива, пробуждать их к поиску продуктивных решений проблем.

Итак, все рассмотренные, типы взаимодействия взаимосвязаны и могут присутствовать в социальной работе в отношениях между клиентом и специалистом. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий переходят друг в друга. В то время как кто-то в конкретной ситуации нуждается в опеке, проявления внимания и заботе, с кем-то сложились деловые соглашения и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданы в данной момент жестокие требования. Применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодействию, а изменение потребностей клиента повлечёт изменение типа взаимодействия [2, с.18].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами и субъектами социальной работы. К ним относится форма развития и обоюдного изменения, процесс непосредственного опосредованного воздействия объектов (субъектов), взаимная обусловленность связь, сотрудничество, общность психического состояния, взаимопонимание и обоюдная заинтересованность, доверие друг к другу.

Характер взаимодействия, как правило, зависит от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей системы социальной защиты населения, социально-экономических возможностей государства и местного самоуправления.

2.2 У управления конфликтами во  между социальным  и клиентом

        Социальные  представляют собой не  совокупность должностей,  и конкретных форм  но и систему межличностных  мотиваций, представлений о  работе и клиентах.

социальной работы  в первую очередь  необеспеченные, социально  и маргинальные слои  Решение их проблем в  системе социальной  осуществляется с помощью  подхода к клиентам. Он  учет особенностей  положения человека, его  интересов, традиций. На  их анализа подбираются  технологии и методы  работы.

Вместе с тем социальный работник должен иметь в виду те трудности, которые могут встретиться в его работе с социальным окружением клиента. В интересах социального работника, считает А.Б. Белинская, доказать  клиента объективную  и полезность его участия в  проблем клиента,  возникшее противоречие во  и мнениях людей, а  отчуждение их друг от  пробудить в них интерес к  действиям, тактично  их роли в отношении  согласовать интересы с  организации плодотворного  на благо клиента и  добровольного участия в  деятельности [8, с.90].

Используя  подход, специалист,  в соответствии с особенностями  клиента и его трудной  ситуации. Этот  позволяет оказывать  помощь не только  личности, но и социальной  со специфическими интересами,  чувствами (к примеру,  пожилым людям,  участникам современных  действий и т.д.).

Социальная  рассматривается как деятельность,  которой - разрешение    конфликтов  человека    попавшего  в  силу  тех  или    жизненных  обстоятельств  в    ситуацию.

Конфликт  в    используемых  в  социальной    традиционных теоретических  рассматривается как явление  деструктивное и  потому    скорейшего  вмешательства.   профессиональное  взаимодействие  с    как  правило,  строится  в   психосоциальной  терапии,    которой  -  разрешение   или предотвращение их развития.

 попадая  в  конфликт,    себя  различным    от избегания  проблемы  и    от  сотрудничества  до  судебного    и борьбы [17, с.

Задача  социального    в  рамках  профессии  -  конфликт в позитивное  и добиться его разрешения с  потерями для всех  Не менее важным  умение обучить   элементарным  навыкам  по    из  конфликта  или  его разрешению.

 из  задач,  которая    перед  современным   работником, - вернуть  способность действовать  в любой жизненной  без «страховки» социального  что и считается критерием  успеха.

Для  ее  решения    работники  должны    психологическими знаниями и  специальными технологиями по  с клиентом  (человеком),    социальными  группами    семьей, инвалидами,    и  др.),  а  также    развития  у  своих   активности  и  самостоятельности [17, с.87].

Нахождение    возникающих  между    работниками и  обращающимися в социальные  является прогнозированием    ситуаций  и  дает    преимущество  в деятельности  работников.

Для  прогнозирования    развития  конфликта,   учитывать психологию  обращающихся  различные закономерности  людей, политические  развития  общества,    составляющую  жизни    правовые механизмы,  регулируют общес жизнедеятельность клиен сущность социальных

К  обязательным  навыкам,    помогут  в  процессе  ния, можно

-  коммуникативные  навыки    и  невербальное  общение,   и  использование  разнообразных    передачи информации);

-  навыки (сбора и  многоплановой инфор о ситуации и людях ее об моделирование ситуации и ния людей);

-  навыки   корреляции  и самокорреляции  и  управление  эмоционально-волевыми    оказание  позитивного  на окружающих и другие);

-  выявления, предупреждения и  проблемных ситуаций  конфликтных).

Необходимыми    которые  помогают  в   можно назвать  предстоящих действий;  желаний и возможностей их  умение учитывать  интересы; умение с  относиться ко всем  несмотря на различия;  стратегических и тактических

Работа по предупреждению  экономит силы и  которые мы затрачиваем на  уже существующего конфликта. Но в то же  нельзя сказать, что  прогнозирования в  социальных учреж  столь  значительна.    предугадать  с  каким   пришел клиент в  учреждение, и каким он  результат совме работы. В некоторых  клиент изначально а настроен [18].

же процесс работы с  занимает длительный  времени, в этом  можно прогнозировать  ситуации. Также  учитывать, что зачастую  работа предполагает  с не вполне  здоровыми    к  которым  требуется    подход.  Некоторые  из них    дискомфорт,  находясь  в    ситуации,  и  пытаются   окружающих  в  состояние    противоборства.  Также  клиент не дает  помочь ему в полном объеме, а  воспринимает, как попытку  на его личную территорию.

специалиста по социальной  сопряжена с постоянным   возникновения  конфликтных  й,  так  как  клиенты,  обращаю в социальные учреждения,  излишне эмоциональны и но настроены, в силу  сложившейся жизненной  Одним из важных  управления конфликтом   его профилактика, которая  от того, насколько  поставлена работа по  конфликтных ситуаций и  не всех, то хотя бы  которые  несут в  разрушительную функцию.   сказать, что профилактика  не что иное, как возде на различные явле такие как социальные,

Важным фактором  умение не вступать в  когда специа  не  уверен,  что  клиент    понимает  его  действия  и   этих действий.  с клиентом, необходимо  понимать, что он оцени ситуацию совсем  А ведь именно  непонимания и приводят к  конфликтных ситуаций, и  таких ситуаций  избегать [11].

необходимо не только  но и принимать, возможно,  позицию. И необязательно  переубедить клиента, тем  если это не влияет на ход  с ним. Если же для  продуктивной  работы    убедить  клиента  в    правоте,  сделать  это  максимально корректно и  не унижая его достоинства.

Существует комплекс мероприятий, который  на то, чтобы специалист по социальной  работе  мог  наблюдать  и    свое  собственное   отношения  с  клиентами,    правильно  и  эффективно    все свои ресурсы. Все эти  позволят ему грамотно и без  усилий управлять  возникающими в его работе. Рассмотрим комплекс  направленный на снижение  конфликтов между  работником и клиентом,  А.И. Кравченко [16,с.90].

 Комплекс мероприятий.

        1)  Ведение регистрации всех возникающих конфликтных ситуаций между социальным работником и клиентом. Включает в себя заполнение журнала, разработанного по индивидуальным требованиям учреждения (например, дата возникновения конфликтной ситуации, данные о клиенте, ее содержание, результат и т.п.).

        2) Самообразование. Подразумевает повышение квалификации, изучение новых  технологий в работе, освоение новых специальностей в рамках профессии.

        3)   Проведение самоконтроля за личностными мотивациями, целями, задачами, поставленными в ходе выполнения работы. Включает использование различных методик: тест «Ваша самооценка» помогает понять свои возможности, тест «Мотивация к успеху» по Т. Элерсу определяет силу мотивации к успеху, тест «Мотивация к неудаче» по Т.Элерсу. Применяют при возникновении дискомфортного ощущения в ходе работы.

        4)   Реализация всех имеющихся технологий в работе с клиентом. Это использование таких ресурсов как кодекс этики социального работника, законов, постановлений.

        5) Разработка картографии конфликт. Использование методики, разработанной Х. Корнелиусом и Ш. Фейером, с помощью которой можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций. При возникновении таковой.

         6) Использование методов по психокоррекции конфликтного поведения.Проводится социально-психологический тренинг, индивидуально-психологическое консультирование, аутогенные тренировки, посредническая деятельность психолога (социального работника).

      7) Применение в работе социально-психологических методо, направленных на корректировку мыслей, чувств, настроений клиентов. Использование методов согласия, доброжелательности, недопущения дискриминации, психологических, взаимного дополнения, сохранение репутации клиента.

      8) Проведение мониторинга удовлетворенности клиента в целом учреждением и качеством оказанной услуги. Производится с помощью анкет, опросников, бесед. Проводится по плану.

все предложенные мероприятия  сказать, что они позволят  управлять конфликтами  социальным работником и  Действие некоторых из них  на получение быстрого  и дадут свой  сразу же, а другие  долговременное внедрение. Но,  применяя их в комплексе  достигнуть желаемого

Результаты  этих    снизят  риск    конфликтов между  и социальным работником,  возможность специалистам    наиболее  эффективные    по  выходу  из  конфликта,  он все-таки произошел.

Вывод по второй главе

Таким образом, технология  социального работника и  призвана своевременно  трудности клиента,  возникающие социальные  с целью гармонизации  отношений, снижения  напряженности, коррекции  или социальных проблем. Существует три модели взаимодействия между специалистом по социальной работе и клиентом это субъект-объектная модель, субъект-субъектная модель и объект-субъектная.

Сочетания этих моделей дают определенные типы взаимодействия, такие как: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфронтация, индифферентость, конфликт.Задача  социального    в  рамках  профессии  -  конфликт в позитивное  и добиться его разрешения с  потерями для всех  Для  прогнозирования    развития  конфликта,   учитывать психологию  обращающихся  различные закономерности  людей, политические  развития  общества,    составляющую  жизни    правовые механизмы,  регулируют общес жизнедеятельность клиен сущность социальных  Специалист по социальной работе должен обладать необходимыми навыками для прогнозирования конфликтов.

Существует комплекс мероприятий, который  на то, чтобы специалист по социальной  работе  мог  наблюдать  и    свое  собственное   отношения  с  клиентами,    правильно  и  эффективно    все свои ресурсы. Все эти  позволят ему грамотно и без  усилий управлять  возникающими в его работе.

      Заключение

         При рассмотрении проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности, единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной работы необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем.

Взаимодействие социального работника с клиентом это форма социальной коммуникации или общения, в процессе которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого достигается приспособление одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действия, направленных на решение проблемы клиента или изменение социальной ситуации. Среди форм взаимодействия можно выделить непосредственный контакт между социальным работником и клиентом и опосредованные формы, предполагающие целый ряд связующих звеньев и механизмов. В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, целью которых является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитации, адаптации, восстановление социального статуса. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и клиентом для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление клиенту возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал для самореализации.

                          Список использованных источников

Основная:

1 Маркелов, В.И. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учебное пособие / В.И. Маркелов. – Москва: Эксмо, 2012. - 104 с.

2  Басов, Н.Ф. Социальная работа [Текст]: учебное пособие / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, С.В. Бойцова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 352с.

3 Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учебное пособие / В.А. Горянина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 416с.

4 Демидова, Т.Е. Профессиональное общение социального работника

[Текст]: учебное пособие / Т.Е. Демидова – Москва: Эксмо, 2014. - 224с.

5 Еговцева, H.H. Основы профессионального общения специалиста социальной сферы [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Еговцева. - Курган:     Изд-во курганского гос. ун-та. 2012. - 286с.

6 Невлева, И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учебное пособие / И.М. Невлева, А.А. Трунов. -  Москва: Наука, 2015. - 327с.

7 Павленок, П.Д.Теория, история и методика социальной работы [Текст]: учебное пособие / Под ред. П.Д. Павленок. – Москва: Инфра-М, 2010. - 368 с.

8   Парыгин, Б.Д. Анатомия общения [Текст]: учебное пособие /Б.Д. Парыгин. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2014. - 301с.

9  Свищева, И.К. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учебное пособие / И.К. Свищева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2012. - 136с.

10  Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. - Москва: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2011. - 236с.

11 Медведева, Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы [Текст]: учебное пособие / Г.П. Медведева. - Н.Новгород: НИСОЦ, 2014. - 256с.

         Дополнительная:

1  Белинская, А.Б. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учебное пособие / А.Б. Белинская. - Москва: Дашков и К, 2014. - 224с.

2 Конецкая, В.П. Социология коммуникации [Текст]: учебник / В.П. Конецкая. - Москва: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 2012. - 302с.

3 Маркелов, В.И. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учебное пособие / В.И. Маркелов. – Москва: Эксмо, 2012. - 104с.

4 Попова, В.В. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учебное пособие / В.В. Попова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 144с.

5 Мокшанцев, Р.И. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учебное пособие /  Р.И. Мокшанцев. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 314с.

6 Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]:  учебное  пособие / Н.В. Гришина. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 544с.

7 Фирсов, Б.Ю. Психология социальной работы [Текст]: учебное пособие / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - Москва: Академия, 2010. - 192с.

         8 Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]: учебное пособие  / Н.В. Гришина. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 544с.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Профессиональная деятельность социального работника

2. Проектирование информационной системы социального работника образовательного учреждения

3. Педагогические условия взаимодействия и сотрудничества участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

4. НАТО и мусульманский мир: проблемы взаимодействия

5. Условия эффективности переговоров в вооруженных и невооруженных международных конфликтах

6. УСЛОВИЯ НАСТУПЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

7. Современные проблемы взаимодействия России и США по вопросам борьбы с международным терроризмом

8. Основные проблемы и тенденции социального развития территории (на пример Краснослободского муниципального района Республики Мордовия)

9. Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации на примере ГОУ «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»

10. Проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ и пути их разрешения