Развитие речи ребенка третьего года жизни



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №

города Ставрополя

Консультация для родителей

«Развитие речи ребенка третьего года жизни»

Подготовила:

Учитель-логопед:

Ставрополь, 2016-2017 учебный год

Тема: «Развитие речи ребенка третьего года жизни».

Цель: Оказание помощи родителям (законным представителям) в решении данной проблемы.

Задачи:

1. Ознакомить родителей (законных представителей) с возрастными особенностями ребенка данного возраста.

2. Подобрать рекомендации родителям по развитию речи ребенка.

3.Расширить знания родителей по развитию речи детей (подбор упражнений – артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры и т.п.).

План проведения индивидуальной консультации

1. Развитие речи ребенка третьего года жизни.

2. Лексика.

3. Почему заговорить бывает трудно

4. Задержка речи на стадии называния.

5. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым.

6. Роль артикуляционной гимнастики в развитии звукопроизносительной стороны речи.

7. Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

8. Необходимость дыхательной гимнастики

Развитие речи ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом – огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? – не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения – идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года – 300 слов, к трем годам – до 1000 – 1200 слов.

Лексика

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Коля идет гулять».

Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин». Затем появляются характеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: «так, туда, тут».

Овладение слоговой структурой слова – точное воспроизведение слогового ряда – звукового оформления, - к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН – это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД - ВИПЕД, ФОТОАППАРАТ и вовсе – АГРОФЕН. Разумеется помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определенной слоговой последовательности:

- односложные слова – СОК, МЯЧ, ЛЕС;

- простые двусложные слова без стечения согласных, слоги прямые – МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;

- трехсложные слова без стечения согласных – КОРОВА, ВОРОНА, ВОРОТА;

- трехсложные слова со стечением согласных – БАРАНКА, БУРЕНКА;

- слова с закрытым слогом – БАРАБАН, КАРАНДАШ;

- четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных – БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД;

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «Лото». Ежедневно следует анализировать не более 2-3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка – овладение грамматической структурой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: «Катя села на стул. Катя спряталась за стул. Катя легла в постель. Катя залезла под стол.»

Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение  словарного запаса способствует вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (Ш, Ж, Ч), а также сонорные (Л, Р).  Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан – БАЛЯБАН, горка – ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани – СЯНИ, зайка – ЗЯЙКА), заменяют шипящие – свистящими (шайба – СЯЙБА, жаба – ЗЯБА) или звуками [т] - [д]: шуба – ТЮБА, жук – ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у малыша? Не выдается ли вперед нижняя ли верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите ребенка врачу – ортодонту, так, как от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными импровизациями.

Чтобы правильно воспроизводить услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним привлекайте его к разным звукам: как поют птицы, журчат ручьи, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите определить малыша тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т.д. – они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба». Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата – улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связанны движения пальцев рук. По данным М.М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать, шнуровать ботинки. Можно предложить народные игры с пальчиками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии – театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2 – 2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2 – 2,5 лет.

Задержка речи на стадии называния.

Ребенок научившейся обозначать предметы словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятным, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во – вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И в – третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым.

Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредотачиваясь на предметах, и не доставляя окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного  контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «сороку – ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер – куклу жалеть, кормить, лечить. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

«Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины потребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.

Роль артикуляционной гимнастики в развитии звукопроизносительной стороны речи.

Многих из вас, уважаемые родители, интересует  вопрос о нормах развития звукопроизносительной стороны речи, то есть когда и во сколько  у ребенка должны появиться те или иные звуки. Если позволите, на этом вопросе я остановлюсь подробнее, и вы сможете сравнить и сделать анализ по отношению к вашему ребенку. Хочется сразу отметить, что современная логопедия отходит от представленных ранее данных на год-полтора, что связано с индивидуальными особенностями детей и неблагоприятными внешними факторами, присутствующими в нашей современной жизни.

1 год - появляются или уже есть гласные звуки, и некоторые согласные Д*, Л*, Н*, С*, Х*, М*.

2 года - в речи ребенка  четко звучат твердые согласные Н, Т, Д.

3 года – у ребенка есть свистящие звуки С, З, Ц и появляются шипящие Ш, Ж, Ч, Щ.

4 года -  появляются сонорные звуки Р, Р*, Л, Л*.

5 лет – Звуковая сторона речи усвоена.

Вы, наверное, заметили, что к пяти годам лишь 20% детей правильно произносят все звуки русского алфавита. На это есть несколько причин, которые мы сейчас рассмотрим:

Недоразвитие фонематических процессов. У таких детей  чаще бывают пропуски  и замены звуков. Например: вместо шишка ребенок произносит сыска или ак вместо рак.

О развитии фонематических процессов вам сообщали мои коллеги, поэтому отнеситесь, пожалуйста, к  данной ранее информации серьезно. Если причина неправильного звукопроизношения именно в этом, то развивая фонематический слух, ребенок начнет правильно произносить звуки.

Более серьезная причина - органическое поражение речевого центра головного мозга. У таких детей затруднена не только постановка, но и автоматизация звуков, то есть очень долго ребенок не пользуется в речи поставленным  звуком. Такому ребенку необходима комплексная помощь логопеда, невропатолога, психиатра.

Неподготовленность артикуляционного аппарата, то есть вялая мимика губ, малоподвижный или массивный язык, укороченная уздечка.

Немного остановлюсь на последнем. Вы самостоятельно можете проверить укорочена подъязычная уздечка у вашего ребенка  или нет, попросив ребеночка высунуть язычок вперед, если язычок раздваивается посередине, то уздечку можно считать укороченной. Не бойтесь, вам не придется вмешиваться оперативно, так как есть специальные упражнения ( «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка), которые помогут растянуть уздечку.

На сегодняшний день у большинства детей с неправильным звукопроизношением встречается именно эта причина - слабость, вялость артикуляционного аппарата. Все это исправимо и вы самостоятельно сможете помочь своим детям с помощью артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика- это комплекс упражнений, направленный на развитие и укрепление мышц языка, губ, всего артикуляционного аппарата. Существуют определенные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

Систематичность. Упражнения должны проводиться ежедневно, перед зеркалом, в хорошо освещенной комнате.

Переход (переключение) от одного движения к  другому по принципу от простого к сложному. В первую очередь выполняются для губ, затем для языка

Качество. Добиваться качественного выполнения всех упражнений.

Существуют специально разработанные комплексы для формирования правильного произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Вы, наверное, зададите   вопрос: как двух-трехлетнего малыша усадить перед зеркалом и потребовать делать то, что хочет взрослый в течение 15-20 минут? Есть специальная методика проведения артикуляционной гимнастики - это сказка, сказка о веселом язычке. Вы можете ее придумать самостоятельно, используя свою фантазию и воображение. Можно начать так: жил – был веселый язычок в своем домике, домик это рот, двери в домике постоянно то открывались, то закрывались. Однажды язычок решил выйти погулять и погреться на солнышке (упражнение «Лопаточка»). Вдруг подул сильный ветер, и язычок съежился от  холода (упражнение  « Иголочка»). И так далее…

И в заключении, мне хочется пожелать Вам, дорогие родители,  терпения, удачи и хороших результатов и обращаться за более подробной консультацией по поводу проведения артикуляционных упражнений непосредственно к учителям – логопедам нашего детского сада.

Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут быстро и эффективно преодолеть нарушение:

согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);

систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;

не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;

работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.).

Необходимость дыхательной гимнастики

Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.

2. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.

3. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее".

4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.

5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий.

6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение "Задуй свечку"

Описание упражнения:  Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку"

Описание упражнения: Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение "Горячий чай"

Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук,  имитируя дутье на горячий чай.

Упражнение "Воздушный шар"

Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Развитие речевой активности у детей третьего года жизни

2. Развитие лексической стороны речи у детей четвертого года жизни

3. Взаимодействие педагога с родителями детей третьего года жизни в период их адаптации к ДОО

4. Формирование певческих навыков у детей пятого года жизни средствами колыбельных песен

5. Подвижные игры на прогулке как средство повышения двигательной активности детей шестого года жизни

6. Формирование правильной осанки у детей седьмого года жизни посредством коррекционно-развивающих подвижных игр на свежем воздухе

7. НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, ПЕРЕНЕСШИХ ГИПОКСИЮ

8. Развитие диалогической речи старшего дошкольника с общим недоразвитием речи

9. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

10. Влияние массажа на двигательное развитие детей до 1 года