Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка



                                                       Содержание

Введение

Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

1.1 Характеристика основных понятий исследуемой проблемы

1.2 Обоснование педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

2.1 Определение уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

2.2 Реализация педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения

                                                         Введение

  В современном обществе наблюдается глобальный процесс перемен во всех его структурах. И, как следствие, идет переоценка ценностей, требований к личности. Соответственно, к воспитанию, как процессу целенаправленного руководства духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе предъявляются особые требования.

  Стратегическая цель образования состоит в личностном развитии ребенка, и именно это является основным показателем эффективной воспитательной деятельности образовательного учреждения. Русский язык развивает память, внимание, усидчивость, ответственность.

  Активное вовлечение учащихся в творческую деятельность учит мыслить на языке чувств, ощущений, в результате чего ребенок становится открытым, с развитыми эмоциональными качествами, то есть более нравственным.

  В наше время все больше обращаются к таким сторонам жизни человека, как благополучие, свобода, развитие способностей, реализация творческих сил, освобождение от пороков.

  Кризис, переживаемый нашей страной, в значительной степени вызван утратой гуманистических нравственных ценностей. Становится все более очевидным, что одних только социально-экономических и политико-правовых реформ для преодоления недостаточно. Необходимо сформировать новое мировоззрение, отношение к жизни. Любые социальные преобразования только тогда имеют прогрессивный смысл, когда служат духовно-нравственному возрождению и совершенствованию общества.

  Присущий морали критический настрой по отношению к действительности, неудовлетворенность реальностью и ее оценка, являются необходимыми предпосылками соответствия социальной практики провозглашаемым гуманистическим целям. Нравственное возрождение, духовное совершенствование человека – это и цель, и средство прогрессивных и успешных социальных преобразований. Таковыми они могут быть только при условии приобщения каждого человека к функциональным нравственным ценностям, превращения их в устойчивые убеждения и мотивы поведения.

  Предмет «Русский язык» играет огромную роль в формировании культурной нравственно воспитанной личности. По средствам уроков русского языка возможно усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей. Исследование названных сторон формирования культуры поведения на уроках русского языка привело к обнаружению противоречий между:

  - потребностью общества в культурной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;

  - развивающейся системой учебной деятельности младших школьников и недостаточной разработанностью содержательно-технологических компонентов деятельности, направленных на формирование нравственных качеств у подрастающего поколения.

Проблема: Каковы же педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка?

Цель исследования: Выделить и обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка.

Объект исследования: Процесс формирования нравственных качеств у младших школьников.

Предмет исследования: Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1. Обосновать важность формирования нравственных качеств у младших школьников.

2. Разработать концепцию нравственного развития учащихся средствами уроков русского языка;

3. Способствовать усвоению учащимися нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей;

4.  Изучить литературу о методах нравственного воспитания учащихся;

5. Провести диагностику школьников, определяющую результаты нравственного воспитания средствами уроков русского языка.

Гипотеза: Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Систематическое пополнение знаний о нравственных качествах у учащихся.

2.  Применение нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка.

Методы: Наблюдение, беседа.

Структура: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

  1. Характеристика основных понятий исследуемой проблемы

   Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».

   В словаре С. И. Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». [11]

   Нравственность понимается как обращенность человека к высшим ценностям, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя.

   В повседневной жизни мы нередко используем слово «нравственность».

   Нравственность – моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу.

  Нравственность есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества.

  Нравственность есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

  К понятиям нравственности относится понятие «добра». Понятие «добро» соотносится с двумя понятиями – доброты и добродетели. Добрым мы называем человека, который несет добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно отличаются.

  Так, например, главными добродетелями греческого мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к тем же добродетелям.

  В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступает смирение и неизбирательная любовь, которая обращена даже к врагам.

  А гордость – гордыня – напротив, причисляется к порокам.

  Нравственными качествами одновременно является смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие.

  Начиная с XVII – XVIII веков в Европе формируется представление о нравственности как системе взаимной полезности. В соответствии с взглядами живущих в то время философов добро есть все, что полезно, т.е. все, что отвечает удовлетворению какой - либо потребности человека. Такое добро оказывается, прежде всего, совокупностью материальных и социальных благ.

  В моральном сознании истинное добро – это то, что является добром для всех, как для человечества, так и для каждого индивида. Но это добро достаточно абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения.

  Полезное для человечества может быть неполезным для отдельно взятого индивида, интересы которого нередко могут не учитываться и игнорироваться, для достижения всеобщего «большого добра». Высшими моральными ценностями являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармония с миром, творчество на благо Родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной материальной выгоды, практического преуспевания. Напротив, ради них люди жертвуют многим другим.

  Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в высокой морали добро всегда включает в себя лишь такие ориентиры, которые объединяют людей друг с другом. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Добро всегда должно быть бескорыстно.

   Настоящее добро, возможно, делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедро отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии в душе и не бояться, что, истощившись, сам останешься без него. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям.

  Исследователь проблемы нравственного воспитания детей С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке».

  Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это все – понятия нравственности.

  По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

  Суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого ученика и превращаются в нормы и правила поведения.

  Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

   Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их, добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствам.»

  Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно.

  Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, а она бесконечна. Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

  Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.

  Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Но это не значит, что школа не должна заниматься воспитанием.

  Задача каждого педагога найти возможные пути развития нравственности учащихся. На уроках русского языка такие возможности имеются, и их необходимо использовать.

  Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

  - мотивационно - побудительный;

  - чувственно – эмоциональный;

  - рациональный, или умственный.

  Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть морального мира человека.

  Мотивационно - побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим.

  Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.[1]

  Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

  Эмоции, как известно, бывают положительными: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п. Человеку свойственно также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать.

  Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются  человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

  Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге.

  Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира.

  Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты, обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности.

  Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.

  «Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский,  у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу».[13]

   Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их, добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствам.

   Нравственное поведение — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то нравственное поведение раскрывает, каким конкретно образом осуществляются требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.

  Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и прочем.

  Нравственное поведение означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль. В широком плане в данное понятие входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).

1.2 Обоснование педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

  Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

  Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача формирования нравственных качеств состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

  Пути решения проблемы формирования нравственных качеств могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время, могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

  Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

  Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

  В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Высоко оценивал роль этических бесед А. С.Макаренко. «Я помню, - говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

  Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем проводить обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

  Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

  Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

  Формирование нравственных качеств является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

  Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В развитии и воспитании нравственности учащихся важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

  Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.[4, с. 168 ].Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л. И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

  На уроках русского языка постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане.

  Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему и умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения меду собой [20, с.52 ].

  Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию[2, с.53].

  Для выявления уровня сформированности нравственных качеств у школьников необходимо использовать произведения разных видов искусств, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

  Наши великие педагоги К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих работах отмечали, что процесс воспитания проходит тогда успешно, когда и родители, и школа едины в предъявляемых требованиях. Задача педагога найти способы и методы убеждения, чтобы выработать одинаковые критерии воспитания своих учеников вместе с родителями класса. Предъявление одинаковых требований к поведению детей со стороны взрослых составляет обязательное условие в воспитании культуры поведения в школе и дома.

  К. Д. Ушинский и Л.Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

  Анализ различных УМК показал, что тема формирования нравственных качеств и воспитания культуры поведения младших школьников активно поднимается на уроках русского языка.

Например, учебник Чураковой Н.А. Русский язык. 1 класс  УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивает формирование личностных и метапредметных УУД, достижение предметных результатов.

  Также в данном УМК представлены формулы речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведение за столом, совершенного поступка). Их использование в устной речи и при общении со сверстниками и взрослыми. Разработана «Азбука вежливости»: закрепление основных форм речевого этикета.

  УМК «Школа России», авторский коллектив: В.Г. Горецкий и др. «Русская азбука». Л.М. Зеленина и др. «Русский язык». Л.Ф. Климанова и др. «Родная речь». Главная концептуальная идея комплекта, сформулированная авторами: «Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все то, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы.

 Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно - развивающие, граждански - ориентированные, глобально - ориентированные.

  Цели обучения русскому языку: духовно - нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи.

Выводы по 1 главе

  Нравственное воспитание в широком общепедагогическом значении можно рассматривать как процесс передачи подрастающим поколениям социального морального опыта с целью их нравственной подготовки к жизни в обществе, то есть  как процесс моральной социализации растущего человека.

  Личностный аспект нравственного воспитания характеризуется понятием индивидуализации, которая определяет сущность личностно ориентированного подхода к формированию нравственности младших школьников.

  Понятие индивидуализации раскрывает личностную сторону нравственного воспитания и другую из сторон нравственности личности - ее индивидуальность.

 Воспитание нравственных качеств как психологических образований обусловлено условиями и факторами окружающей среды, содержанием социального морального опыта, теми социальными отношениями, в которые младшие школьники включаются в результате своей деятельности и общения, а также их активностью в них.

  Движущей силой процесса воспитания нравственных качеств выступают объективные и субъективные противоречия, которые вызывают переживание младшими школьниками внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнями нравственной воспитанности и стимулируют активность в своем нравственном совершенствовании.

  Анализ социально-экономических процессов, происходящих в современном российском обществе, позволяет вскрыть причины и противоречия, происходящие в воспитательном процессе. В современный период особо остро встает проблема повышения духовного и нравственного уровня развития младших школьников. Анализ практики показал, что воспитание нравственных ценностей эффективно, если оно строится на основе системного целостного подхода, признания личности ученика высшей ценностью, приобщения младших школьников к общечеловеческим ценностям и формирования на их основе адекватного этим целям поведения.

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

2.1 Определение уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

А. Г. Ковалев выделяет в воспитании три этапа:

1) Анализ личности, выявление качеств, которые надо развивать, и тех, от которых надо избавляться;

2) Постановка цели и разработка программы воспитания;

3) Осуществление воспитания, которое поводится путем регуляции деятельности, поведения, включая контроль и самоконтроль [27, 77].

  Мы солидарны с ним и поэтому экспериментальную работу начали именно с выявления начального уровня нравственной воспитанности школьников – констатирующего эксперимента.

  Объектом явились учащиеся третьего класса.

  Для того чтобы определить  точность и глубину поставленной проблемы мы применили следующие методы исследования: наблюдение, беседы, диагностические методики.

  Наблюдение. Сущность применяемого в нашем исследовании наблюдения заключается в том, чтобы точно и полно фиксировать факты, которые позволяют судить о нравственном воспитании учащихся. Метод наблюдения давал возможность фиксировать конкретные события, факты, позволяющие определить внутренние психические процессы. Так, основными объектами нашего выступления выступили характер предметной деятельности учащихся, их отношение к ней, общение в процессе деятельности.

  Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

  При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

  Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

  О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Диагностические методики.  Нами были использованы следующие методики:

Методика 1. «Ранжирование понятий» (авторская). Эта методика направлена на выявление личной значимости понятий, необходимых в жизни каждого человека. Необходимо проранжировать по степени личной значимости такие понятия, как друзья, слава, семья, богатство, здоровье, общение, родина, любовь. ( Приложение 1)

Методика 2. «Пословицы» (на основе методики, разработанной кандидатом психологических наук С. М. Петровой) [5]. В данной методике учащимся необходимо выбрать из предложенных вариантов продолжение пословицы.

Пословицы представлены в приложении 2. Методика «Пословицы» используется нами для оценки личностного роста и конечной цели воспитания. Она показывает уровень нравственного развития учащихся и ценностные ориентации.

  На первых местах в ранжировании понятий по личной значимости оказались такие понятия, как друзья, семья, богатство. Такие понятия, как здоровье, Родина оказались второстепенными. Такой вариант ранжирования показывает высокий уровень нравственного воспитания учащихся; сформированности у них представлений о главных человеческих ценностях.

  Для продуктивной оценки результатов работы над темой исследования определены следующие критерии сформированности  нравственных качеств младших школьников: критерий нравственного сознания, критерий нравственных отношений, критерий нравственного поведения.

  На основе выделенных критериев выделили уровень воспитанности исследуемых нравственных качеств у младших школьников: высокий, средний, низкий.

  Высокий уровень: характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях; сформированность нравственных мотиваций.

  Средний уровень: неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации.

  Низкий уровень: несформированность нравственных понятий, неустойчивое,  импульсивное поведение, отсутствие навыков совместного сотрудничества.

 В диагностике уровня сформированности нравственных качеств приняли участие 25 учащихся младшего школьного возраста. Их работы оценивались по трем уровням: высокий, средний и низкий. Основным показателем являлось количество ошибок в выполнении работы. Результаты диагностики приведены в таблице:

                                                                                                               Таблица 1

Уровень и критерий

Высокий уровень

(в работе допущено от 0 до 1 ошибки)

Средний уровень

(в работе допущено 2-3 ошибки)

Низкий уровень

(в работе допущено больше трех ошибок или имеется невыполненное задание)

Количество учащихся

20 человек

( 80%)

3 человека

(12%)

2 человека

(8%)

Также мы можем рассмотреть данные результаты на диаграмме

« Уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников»

  Полученные результаты свидетельствуют о нравственной ориентации; высокой культуре поведения, о сформированности у младших школьников представлений о духовных и нравственных ценностях; а также о сформированности  у них нравственной  мотивации.

2.2 Реализация педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности дл развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

  Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой.

  Задачи эти определяются потребностями общественного развития.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

  Действительно, если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создает в классе творческую обстановку, то такое обучение является не только познавательным и развивающим, но и воспитывающим.

  Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

  Преподавание в младших классах строится  так,  чтобы  оно  захватывало  не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на  уроках  атмосферы творческого  поиска,  высокого  эмоционального  тонуса   не   самоцель,   не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие  получения  знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.

  Подробнее рассмотрим, как этого можно достичь на уроках русского языка в начальной школе.

  Учебный процесс в школе расчленен на следующие этапы: ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала, повторение пройденного и применение приобретённых знаний на практике. На всех этих этапах учебного процесса протекает разнообразная познавательная деятельность учащихся. Мы попытаемся на практике внедрить во все эти этапы урока воспитывающий компонент, основанный на включении  заданий с использованием пословиц и поговорок.

  Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Важнейшими его видами являются изложение учебного материала педагогом и самостоятельное изучение новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный материал включает в себя вопросы, требующие запоминания, понимания, пересказа, критической оценки, а иногда и исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в - третьих - анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.

   Сообщение учителем научных знаний может быть информационно-объяснительным и информационно-проблемным. В первом случае преподаватель старается добиться, чтобы учащиеся слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения. Во втором случае наряду с осуществлением названной функции особое значение приобретает творческое освоение учащимися получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и решать их.

  Так, например, на уроке по теме «Склонение существительных» учитель дал детям следующее задание: выпишите из этих пословиц имена существительные.

Правда светлее солнца.

Деньги смогут много, а правда все.

Правда – свет разума.

Доброе дело – правду говорить смело.

Кто за правду горой, тот истинный герой.

  Далее детям предлагалось объяснить смысл каждого высказывания. С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к I-ому склонению, ко II-ому склонению, к III-ему склонению. При выполнении такого задания учащиеся не только закрепляют изученную тему (Склонение существительных), но и воспитывают стремление к правде, посредством пословиц объясняя ее необходимость в жизни общества. Фрагмент данного урока представлен в приложении 3.

  Существенное значение в нравственном воспитании учащихся имеет воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при закреплении и повторении изученного материала.

  При включении воспитательного момента в ходе закрепления и повторения учебного материала учащиеся не только воспроизводят то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых явлений и процессов, уточняют связи и отношения между ними, в ряде случаев расширяют и углубляют свои знания.

  При обобщающем повторении особенно ярко обнаруживается единство воспроизводящей и творческой деятельности. Наряду с дословным или близким к тексту воспроизведением требуется воспроизведение, основанное на сознательной логической обработке материала, на сравнении и сопоставлении различных грамматических явлений, на их объединении или разграничении по признакам общности или отличия. И здесь необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразования, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов в самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.

  Так, примером такого задания могут служить следующие упражнения:

1. Поговорку заменить предложением, сохранив при этом смысл.

Чужими руками жар загребать.

Свалился как снег на голову.

Отправился к черту на кулички.

Когда рак на горе свистнет.

Бить баклуши.

2. «Слоговица». Перед детьми рассыпанные слоги. Нужно собрать из них поговорку или пословицу, а затем объяснить ее смысл.

- ску    ко      день  ли      де      чен    до     не      го      ве      че      ра      лать   че.

 - без  не      тру    вы     да      пру    нешь и       ку      рыб   из      да.

- клу    бить  ши     ба.

  Выполняя такие упражнения, дети помимо жажды знаний, учатся самостоятельности, усидчивости, уверенности в своих силах, трудолюбию.

Кратко рассмотрев отдельные этапы познавательной деятельности учащихся, более подробно мы остановимся на этапах закрепления материала по русскому языку.

  Мы разработали систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес школьников, для использования на этих этапах обучения.

 При этом акцент на этапе закрепления материала мы делаем на творческие упражнения, которые используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной творческой практической деятельности. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих положительные и ответственные эмоциональные переживания к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.

  Выполнение творческих упражнений имеет важное значение для совершенствования применяющихся при этом многочисленных знаний, умений и навыков. «Грамматические знания и умения, речевые и орфографические навыки, — говорится в программе восьмилетней школы, — можно считать вполне усвоенными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться учащимися в их высказываниях, и не только в словах и предложениях, но и в изложениях и сочинениях»

  Говоря  о необходимости проведения, например, цикла письменных работ нарастающей трудности, В.А. Добромыслов отмечал: «Подбирая упражнения, необходимо иметь в виду цель, которая должна быть достигнута. Эта цель заключается в том, чтобы школьники научились свободно и правильно пользоваться изученными формами и оборотами речи в соответствующих высказываниях, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, связанные с используемыми категориями в письменной речи. Достижение этой цели требует ряда упражнений в определённой последовательности, начиная от более лёгких и кончая трудными».[3]

  К тому же включенные нами в задания по русскому языку поговорки и пословицы направлены на формирование нравственных эмоций учащихся, таких как правдивость, патриотизм, любовь к родителям, уважение к старшим, заботу о младших, трудолюбие, дружелюбие, доброту, гостеприимство, искоренение гнева, мстительности, злобы, хвастовства, упрямства, болтливости, лживости и др.

   Разработанная нами система заданий включает в себя:

1. Подбор и запись пословиц и поговорок по картинке с последующим выполнением грамматического задания.

2. Подбор и запись на доске ряда пословиц на определенную тему.

3. Дополнение рассказа изучаемыми пословицами и поговорками.

4. Составление и запись рассказа, поясняющего смысл пословицы.

5. Составление и запись изложения с использованием пословиц и поговорок.

6. Составление и запись сочинения, объясняющего смысл пословиц на определенную тему.

7. Подбор к пословицам и поговоркам антонимов и синонимов, поиск многозначных слов и объяснение необходимости их применения в данном высказывании.

8. Объяснение прямого и переносного значения пословицы или поговорки.

9. Поиск по "Толковому словарю" объяснения смысла поговорки.

10. Задание "Ассоциации". Пример: подобрать синонимы к слову Отчизна и вспомнить с ними пословицы и поговорки.

11. Расстановка знаков препинания в предложении, представляющем собой пословицу или поговорку. Примеры:

Корень ученья горек да плод его сладок;

Чему учился тому и пригодился.

12. Вставка пропущенных букв в предложение. Примеры:

Скуч_н        д_нь                   д_     вечера,       коли д_лать        неч_го.

Д_ ло  не     м_дведь,   в        л_с    не      уй_ёт.

Л_нивый      спит,                    л_жа           рабтает.

13. Задания на классификацию. Пример: прочитать пословицы, разбить их на три группы. Назвать каждую группу.

Все за одного, один за всех.

Терпенье лучше спасенья.

Один в поле не воин.

Терпенье и труд все перетрут.

Хлеб да соль кушай, а хозяина в доме слушай.

По прутику всю метлу переломить можно.

Гость до трех дней.

По гостям, коли любо, гуляй, да и сам ворота отворяй.

14. Составление схемы предложения.

В  согласном стаде волк не страшен.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

   При выполнении всех выше перечисленных заданий учитель должен помнить о необходимости раскрытия смысла каждой используемой пословиц и поговорки. только в этом случае будет достигнута цель нравственного воспитания подрастающего поколения.

Кроме вышеперечисленных заданий можно использовать на уроках инсценировки, объясняющие смысл пословицы или поговорки, которые, на наш взгляд, учат распознавать нравственные эмоции и чувства по их внешним проявлениям. Для распознания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающим. Выразительные движения – это выразительный "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл подтекста.

   Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице другого человека "прочитываем" мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же "прочитываются" разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице.

   Включали мы в уроки и элементы этических бесед с детьми. Содержанием таких бесед становились возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений, отрывок из которых взят для диктанта или изложения, тема сочинения.

   В работе с детьми на уроках русского языка мы увидели, что выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе.

  Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. А это уже непосредственно является нравственным поведением личности.

Выводы по 2 главе

  На основе результатов проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из острейших социальных  проблем нашего общества.

  2. Нравственность – это социально – психологическое образование, базирующееся на личных, интеллектуально – эмоциональных убеждениях, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни.

  3. Устойчивость нравственного поведения выступает в качестве критерия оценки воспитательного процесса.

  4. При этом основным критерием самой нравственности является способность использовать имеющиеся знания и навыки в решении различных нравственных задач на практике.

  5. Задачами нравственного воспитания являются: воспитание чувства социальной ответственности человека за каждый свой поступок; воспитание уважения к другим людям, способность учитывать и уважать особенности и интересы людей. В этой связи хочется отметить, что у русского народа традиционно уважение к старшим, матери, детям; воспитание способности и стремления оценивать свои поступки, выработать понятие хорошего  и плохого поступка;

  6. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

  7. Необходимым условием работы по нравственному воспитанию младших школьников является включении в нее произведений устного народного творчества.

Заключение

В данной работе была представлена попытка изложить свои соображения о необходимости обращения к проблеме нравственного воспитания на уроках русского языка. На этих уроках, как не на каких других процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой, нравственно воспитанной личности. Обучение способствует развитию познавательных сил  творческих способностей учащихся, а воспитание усвоению нравственных норм и правил.

На мой взгляд, урокам русского языка принадлежит огромная роль в общем процессе воспитания школьников. Они являются не только средством вооружения учеников практическими умениями и навыками определенных видов деятельности, но и средством нравственного воспитания. Сам характер деятельности на занятиях по русскому языку создает благоприятные условия для нравственного воспитании. Успешное выполнение различных видов работы дает учащимся нравственное удовлетворение, содействует развитию хорошего настроения. Результаты проведенной диагностики говорят о том, что данный проект дает положительные результаты: наблюдается осмысленное применение основ этикета, более толерантное отношение к окружающим людям, более значимыми становятся такие ценности, как воспитанность, самостоятельность, ответственность, появляется стремление и умение выполнять порученные задания качественно и в срок.

И, думаю, нельзя не согласиться с высказыванием В.Г. Белинского «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.

Список литературы

  1. А. И.Герцен, Н.П. Огарев «О воспитании и образовании». - М: Педагогика, 1990.
  2. У.  Б. Далгат  «Литература и фольклор: Теоретические аспекты». М.. 1981
  3. В. А. Добромыслов «О подборе и построении упражнений в учебнике» //Русский язык в школе, 1948. № 5.
  4. Д.К. Зеленин  «Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии». – Сб. музея антропологии и этнографии. Л, 1929-1930, т. 8-9
  5. Зосимовский А. В. «Диагностика моральной воспитанности личности».//Советская педагогика. – 19709.
  6. А.В. Иванов «Этикет и методика его преподавания в школе». – М., ЦГЛ 2006.
  7. Ян Амос Каменский «Великая дидактика». Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский – М: Педагогика,1989.
  8. Конвенция ООН «О правах ребенка» - М., 1989.
  9. В.С. Мухина «Возрастная психология». - М., 1998.
  10. Н.Н. Никитин «Как сделать общественные ценности достоянием личности?». Классный руководитель № 4, 2004.
  11. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» / Российская академия наук. - 4-еизд., дополненное. - М.: Азбуковник,1999.11. Н.Ф. Познанский «В.Г. Белинский о воспитании» - М.Просвещение, 1949.
  12. Психологический словарь
  13. П.В. Степанов «Феномен толерантности» Классный руководитель № 3, 2004.
  14. В.А. Сухомлинский «Письма к сыну». - М.: Просвещение, 1979.
  15. М.И. Шилова «Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников». Классный руководитель № 6, 2000.

Приложения

                                                                                                           Приложение 1

  Методика «Ранжирование».

Цель данной диагностики выявить уровень сформированности нравственных ориентаций и мотиваций у младших школьников.  Учащимся было предложено распределить понятия по значимости. Использовались такие понятия как друзья, слава, семья, богатство, здоровье, общение, любовь, Родина.

   Участие в диагностике приняло 25 человек.

   Вариант оформления работы:

                                            Задание 2.  «Понятия»

Распределите понятия по степени важности.

Друзья

      4

Слава

      7

Семья

      1

Богатство

      5

Здоровье

      2

Общение

      3

Любовь

      8

Родина

      6

                                                                                                           Приложение 2.

Методика «Пословицы». Цель данной диагностики выявить уровень знаний о нравственных качествах у младших школьников, а также выявить у них уровень сформированности нравственных качеств и понятий. Учащимся было предложено закончить пословицы. Из предложенных вариантов младшим школьникам нужно было выбрать верное продолжение пословицы. Нами использовались такие пословицы:

От лишнего поклона спина не сломится.

Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

Мужественный пеняет на себя, малодушный на товарища.

Храбрость — сестра победы.

При храбром начальнике, и трус храбреет.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Гордясь славой, не забывай о скромности.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Участие в диагностике приняло 25 человек.

                                                                                                           Приложение 3.

                           Фрагмент урока русского языка в 3 классе

  Тема:  Склонение имен существительных.

  Цель: Познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Обучающие задачи: ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения; научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

   Развивающие: формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности; развитие речи, умения слушать; развитие внимания и орфографической зоркости; развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил; развитие интереса к предмету

  Воспитывающие: воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности, доброты и честности.

  Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

Формируемые УУД

Первичное закрепление изученного

У: Выпишите из этих пословиц имена существительные:

Правда светлее солнца.

Деньги смогут много, а правда все.

Правда – свет разума.

Доброе дело – правду говорить смело.

Кто за правду горой, тот истинный герой.

Определите склонения выписанных существительных

Д: Выписывают и определяют склонения: Правда ( 1 скл.), солнца (2 скл.), деньги (мн.число), свет (2 скл.), разум (2 скл.), дело (2 скл.), горой (1 скл.), герой (2 скл.).

У: О чем данные пословицы? Как вы понимаете их смысл? Чему учат нас эти пословицы?

Д: Все эти пословицы о правде. Правду говорят только честые люди. Быть честным значит никогда не врать, совершать ответственные и правильные поступки.  Врать очень плохо, поэтому нужно быть .честным.

Регулятивные УУД:

умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Приемы мнемотехники как одно из средств развития речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка

2. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

3. Формирование навыков аудирования на уроках английского языка в младших классах

4. Формирование художественных представлений младших школьников на уроках технологии

5. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СТРОИТЬ АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

6. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

7. Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе

8. Исследование духовно-нравственных качеств личности у детей младших классов с задержкой психического развития (констатирующий эксперимент)

9. Формирование нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами кино

10. Проектная деятельность на уроках русского языка в 7 классе