Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка



                                                       Содержание

Введение

Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

1.1 Характеристика основных понятий исследуемой проблемы

1.2 Обоснование педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

2.1 Определение уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

2.2 Реализация педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения

                                                         Введение

  В современном обществе наблюдается глобальный процесс перемен во всех его структурах. И, как следствие, идет переоценка ценностей, требований к личности. Соответственно, к воспитанию, как процессу целенаправленного руководства духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе предъявляются особые требования.

  Стратегическая цель образования состоит в личностном развитии ребенка, и именно это является основным показателем эффективной воспитательной деятельности образовательного учреждения. Русский язык развивает память, внимание, усидчивость, ответственность.

  Активное вовлечение учащихся в творческую деятельность учит мыслить на языке чувств, ощущений, в результате чего ребенок становится открытым, с развитыми эмоциональными качествами, то есть более нравственным.

  В наше время все больше обращаются к таким сторонам жизни человека, как благополучие, свобода, развитие способностей, реализация творческих сил, освобождение от пороков.

  Кризис, переживаемый нашей страной, в значительной степени вызван утратой гуманистических нравственных ценностей. Становится все более очевидным, что одних только социально-экономических и политико-правовых реформ для преодоления недостаточно. Необходимо сформировать новое мировоззрение, отношение к жизни. Любые социальные преобразования только тогда имеют прогрессивный смысл, когда служат духовно-нравственному возрождению и совершенствованию общества.

  Присущий морали критический настрой по отношению к действительности, неудовлетворенность реальностью и ее оценка, являются необходимыми предпосылками соответствия социальной практики провозглашаемым гуманистическим целям. Нравственное возрождение, духовное совершенствование человека – это и цель, и средство прогрессивных и успешных социальных преобразований. Таковыми они могут быть только при условии приобщения каждого человека к функциональным нравственным ценностям, превращения их в устойчивые убеждения и мотивы поведения.

  Предмет «Русский язык» играет огромную роль в формировании культурной нравственно воспитанной личности. По средствам уроков русского языка возможно усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей. Исследование названных сторон формирования культуры поведения на уроках русского языка привело к обнаружению противоречий между:

  - потребностью общества в культурной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;

  - развивающейся системой учебной деятельности младших школьников и недостаточной разработанностью содержательно-технологических компонентов деятельности, направленных на формирование нравственных качеств у подрастающего поколения.

Проблема: Каковы же педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка?

Цель исследования: Выделить и обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка.

Объект исследования: Процесс формирования нравственных качеств у младших школьников.

Предмет исследования: Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1. Обосновать важность формирования нравственных качеств у младших школьников.

2. Разработать концепцию нравственного развития учащихся средствами уроков русского языка;

3. Способствовать усвоению учащимися нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей;

4.  Изучить литературу о методах нравственного воспитания учащихся;

5. Провести диагностику школьников, определяющую результаты нравственного воспитания средствами уроков русского языка.

Гипотеза: Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Систематическое пополнение знаний о нравственных качествах у учащихся.

2.  Применение нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка.

Методы: Наблюдение, беседа.

Структура: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

  1. Характеристика основных понятий исследуемой проблемы

   Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».

   В словаре С. И. Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». [11]

   Нравственность понимается как обращенность человека к высшим ценностям, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя.

   В повседневной жизни мы нередко используем слово «нравственность».

   Нравственность – моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу.

  Нравственность есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества.

  Нравственность есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

  К понятиям нравственности относится понятие «добра». Понятие «добро» соотносится с двумя понятиями – доброты и добродетели. Добрым мы называем человека, который несет добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно отличаются.

  Так, например, главными добродетелями греческого мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к тем же добродетелям.

  В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступает смирение и неизбирательная любовь, которая обращена даже к врагам.

  А гордость – гордыня – напротив, причисляется к порокам.

  Нравственными качествами одновременно является смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие.

  Начиная с XVII – XVIII веков в Европе формируется представление о нравственности как системе взаимной полезности. В соответствии с взглядами живущих в то время философов добро есть все, что полезно, т.е. все, что отвечает удовлетворению какой - либо потребности человека. Такое добро оказывается, прежде всего, совокупностью материальных и социальных благ.

  В моральном сознании истинное добро – это то, что является добром для всех, как для человечества, так и для каждого индивида. Но это добро достаточно абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения.

  Полезное для человечества может быть неполезным для отдельно взятого индивида, интересы которого нередко могут не учитываться и игнорироваться, для достижения всеобщего «большого добра». Высшими моральными ценностями являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармония с миром, творчество на благо Родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной материальной выгоды, практического преуспевания. Напротив, ради них люди жертвуют многим другим.

  Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в высокой морали добро всегда включает в себя лишь такие ориентиры, которые объединяют людей друг с другом. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Добро всегда должно быть бескорыстно.

   Настоящее добро, возможно, делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедро отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии в душе и не бояться, что, истощившись, сам останешься без него. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям.

  Исследователь проблемы нравственного воспитания детей С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке».

  Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это все – понятия нравственности.

  По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

  Суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого ученика и превращаются в нормы и правила поведения.

  Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

   Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их, добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствам.»

  Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно.

  Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, а она бесконечна. Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

  Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.

  Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Но это не значит, что школа не должна заниматься воспитанием.

  Задача каждого педагога найти возможные пути развития нравственности учащихся. На уроках русского языка такие возможности имеются, и их необходимо использовать.

  Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

  - мотивационно - побудительный;

  - чувственно – эмоциональный;

  - рациональный, или умственный.

  Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть морального мира человека.

  Мотивационно - побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим.

  Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.[1]

  Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

  Эмоции, как известно, бывают положительными: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п. Человеку свойственно также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать.

  Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются  человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

  Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге.

  Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира.

  Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты, обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности.

  Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.

  «Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский,  у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу».[13]

   Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их, добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствам.

   Нравственное поведение — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то нравственное поведение раскрывает, каким конкретно образом осуществляются требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.

  Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и прочем.

  Нравственное поведение означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль. В широком плане в данное понятие входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).

1.2 Обоснование педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

  Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

  Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача формирования нравственных качеств состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

  Пути решения проблемы формирования нравственных качеств могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время, могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

  Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

  Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

  В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Высоко оценивал роль этических бесед А. С.Макаренко. «Я помню, - говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

  Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем проводить обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

  Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

  Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

  Формирование нравственных качеств является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

  Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В развитии и воспитании нравственности учащихся важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

  Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.[4, с. 168 ].Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л. И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

  На уроках русского языка постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане.

  Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему и умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения меду собой [20, с.52 ].

  Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию[2, с.53].

  Для выявления уровня сформированности нравственных качеств у школьников необходимо использовать произведения разных видов искусств, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

  Наши великие педагоги К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих работах отмечали, что процесс воспитания проходит тогда успешно, когда и родители, и школа едины в предъявляемых требованиях. Задача педагога найти способы и методы убеждения, чтобы выработать одинаковые критерии воспитания своих учеников вместе с родителями класса. Предъявление одинаковых требований к поведению детей со стороны взрослых составляет обязательное условие в воспитании культуры поведения в школе и дома.

  К. Д. Ушинский и Л.Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

  Анализ различных УМК показал, что тема формирования нравственных качеств и воспитания культуры поведения младших школьников активно поднимается на уроках русского языка.

Например, учебник Чураковой Н.А. Русский язык. 1 класс  УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивает формирование личностных и метапредметных УУД, достижение предметных результатов.

  Также в данном УМК представлены формулы речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведение за столом, совершенного поступка). Их использование в устной речи и при общении со сверстниками и взрослыми. Разработана «Азбука вежливости»: закрепление основных форм речевого этикета.

  УМК «Школа России», авторский коллектив: В.Г. Горецкий и др. «Русская азбука». Л.М. Зеленина и др. «Русский язык». Л.Ф. Климанова и др. «Родная речь». Главная концептуальная идея комплекта, сформулированная авторами: «Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все то, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы.

 Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно - развивающие, граждански - ориентированные, глобально - ориентированные.

  Цели обучения русскому языку: духовно - нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи.

Выводы по 1 главе

  Нравственное воспитание в широком общепедагогическом значении можно рассматривать как процесс передачи подрастающим поколениям социального морального опыта с целью их нравственной подготовки к жизни в обществе, то есть  как процесс моральной социализации растущего человека.

  Личностный аспект нравственного воспитания характеризуется понятием индивидуализации, которая определяет сущность личностно ориентированного подхода к формированию нравственности младших школьников.

  Понятие индивидуализации раскрывает личностную сторону нравственного воспитания и другую из сторон нравственности личности - ее индивидуальность.

 Воспитание нравственных качеств как психологических образований обусловлено условиями и факторами окружающей среды, содержанием социального морального опыта, теми социальными отношениями, в которые младшие школьники включаются в результате своей деятельности и общения, а также их активностью в них.

  Движущей силой процесса воспитания нравственных качеств выступают объективные и субъективные противоречия, которые вызывают переживание младшими школьниками внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнями нравственной воспитанности и стимулируют активность в своем нравственном совершенствовании.

  Анализ социально-экономических процессов, происходящих в современном российском обществе, позволяет вскрыть причины и противоречия, происходящие в воспитательном процессе. В современный период особо остро встает проблема повышения духовного и нравственного уровня развития младших школьников. Анализ практики показал, что воспитание нравственных ценностей эффективно, если оно строится на основе системного целостного подхода, признания личности ученика высшей ценностью, приобщения младших школьников к общечеловеческим ценностям и формирования на их основе адекватного этим целям поведения.

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

2.1 Определение уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка

А. Г. Ковалев выделяет в воспитании три этапа:

1) Анализ личности, выявление качеств, которые надо развивать, и тех, от которых надо избавляться;

2) Постановка цели и разработка программы воспитания;

3) Осуществление воспитания, которое поводится путем регуляции деятельности, поведения, включая контроль и самоконтроль [27, 77].

  Мы солидарны с ним и поэтому экспериментальную работу начали именно с выявления начального уровня нравственной воспитанности школьников – констатирующего эксперимента.

  Объектом явились учащиеся третьего класса.

  Для того чтобы определить  точность и глубину поставленной проблемы мы применили следующие методы исследования: наблюдение, беседы, диагностические методики.

  Наблюдение. Сущность применяемого в нашем исследовании наблюдения заключается в том, чтобы точно и полно фиксировать факты, которые позволяют судить о нравственном воспитании учащихся. Метод наблюдения давал возможность фиксировать конкретные события, факты, позволяющие определить внутренние психические процессы. Так, основными объектами нашего выступления выступили характер предметной деятельности учащихся, их отношение к ней, общение в процессе деятельности.

  Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

  При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

  Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

  О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Диагностические методики.  Нами были использованы следующие методики:

Методика 1. «Ранжирование понятий» (авторская). Эта методика направлена на выявление личной значимости понятий, необходимых в жизни каждого человека. Необходимо проранжировать по степени личной значимости такие понятия, как друзья, слава, семья, богатство, здоровье, общение, родина, любовь. ( Приложение 1)

Методика 2. «Пословицы» (на основе методики, разработанной кандидатом психологических наук С. М. Петровой) [5]. В данной методике учащимся необходимо выбрать из предложенных вариантов продолжение пословицы.

Пословицы представлены в приложении 2. Методика «Пословицы» используется нами для оценки личностного роста и конечной цели воспитания. Она показывает уровень нравственного развития учащихся и ценностные ориентации.

  На первых местах в ранжировании понятий по личной значимости оказались такие понятия, как друзья, семья, богатство. Такие понятия, как здоровье, Родина оказались второстепенными. Такой вариант ранжирования показывает высокий уровень нравственного воспитания учащихся; сформированности у них представлений о главных человеческих ценностях.

  Для продуктивной оценки результатов работы над темой исследования определены следующие критерии сформированности  нравственных качеств младших школьников: критерий нравственного сознания, критерий нравственных отношений, критерий нравственного поведения.

  На основе выделенных критериев выделили уровень воспитанности исследуемых нравственных качеств у младших школьников: высокий, средний, низкий.

  Высокий уровень: характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях; сформированность нравственных мотиваций.

  Средний уровень: неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации.

  Низкий уровень: несформированность нравственных понятий, неустойчивое,  импульсивное поведение, отсутствие навыков совместного сотрудничества.

 В диагностике уровня сформированности нравственных качеств приняли участие 25 учащихся младшего школьного возраста. Их работы оценивались по трем уровням: высокий, средний и низкий. Основным показателем являлось количество ошибок в выполнении работы. Результаты диагностики приведены в таблице:

                                                                                                               Таблица 1

Уровень и критерий

Высокий уровень

(в работе допущено от 0 до 1 ошибки)

Средний уровень

(в работе допущено 2-3 ошибки)

Низкий уровень

(в работе допущено больше трех ошибок или имеется невыполненное задание)

Количество учащихся

20 человек

( 80%)

3 человека

(12%)