Психолого-педагогический анализ работы учителей по применению тестовых заданий на уроках математики



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

ГлаваI. Теоретико-методические основы  тестовых заданий и его видов

1.1. Психолого-педагогические основы контроля……………………………...6

1.2. Тестирование как вид контроля………………………………………….....9

1.3. Тесты на уроках математики……………………………………………...14

ГлаваII. Психолого-педагогический анализ работы учителей по применению тестовых заданий на уроках математики

2.1. Анализ опыта учителей по применению тестовых заданий на уроках математики………………………………………………………………………….16

2.2. Особенности применения тестовых заданий на уроках математики в начальной школе……………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….24

Библиография…………………………………………………………………….26

Приложение……………………………………………………………………....27

Введение

Современный этап развития общества предъявляет новые, высокие требования к качеству образования, вследствие чего возникают вопросы о совершенствовании системы образования. Для решения проблемы повышения эффективности контроля качества образования проводятся исследования учебных достижений и успехов учащихся, разрабатываются и проводятся пробы различных систем педагогического мониторинга, построенные в основном на тестовом контроле знаний и умений учащихся. Одной из важнейших задач образования является разработка объективного, надежного, эффективного способа оценки качества образования, соответствующий постоянно меняющимся концепциям обучения и контроля, образовательным потребностям личности. Это обусловлено требованиями, которые определены отдельными положениями Закона РК «Об образовании», которые указывают на необходимость контроля за усвоением обучающимися учебных программ. [4]

Глава 8, статья 54, пункт 2 Закона РК «Об образовании» гласит: «Государственное регулирование в области образования осуществляется путем правового обеспечения, управления качеством образования, стандартизации, проведения контроля». [5]Система образования активно осваивает тестовые технологии, прочно укрепившиеся в международной практике образования. На данный момент стандартизированные, хорошо отлаженные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам вводятся в систему образования и используются на всех её уровнях.

    В соответствии с Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы Национальное тестирование уже в 2015 году будет проводиться после окончания не только основной и профильной, но и начальной школы. [3] Из этого следует, что обучающиеся должны быть готовы к тестированию. Для этого необходима система тестовых заданий, позволяющая выявить уровень подготовки учащихся по предмету, по необходимости корректировать содержание образования, усовершенствовать методы обучения и отследить динамику учебного прогресса.

    Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта школ выявил, что повышен интерес к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными казахстанскими учеными: Е. А. Батешовым, Г. К. Мустафиной, Ш. Ж. Тажиевой, а также российскими учеными: В. П. Беспалько, В. Г. Кузнецовым, А. Н. Майоровым, А. И. Огорелковым, П. И. Пидкасистым, С. С. Степановым, И. А. Цатуровой, и др.

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что возрастает потребность общества и государства в качественном образовании. Увеличивается необходимость применения системы контроля и оценки результативности обучения. Значительно улучшить процесс образования помогают тесты, потому что имеют ряд преимуществ перед другими методами контроля знаний. При этом важно не только систематически осуществлять контроль с помощью тестов, но и правильно его организовать. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что проблема организации и проведения тестирования на уроках математики в начальных классах является актуальной.

    Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.

    Предмет: использование тестов в обучении математике в начальной школе.

    Цель исследования: Изучить особенности организации, применения и эффективности использования тестов в обучении математике в начальной школе.

    Задачи:

    Методы исследования:

    Методологической основой курсовой работы является теория познания и теория о социальной активности личности, государственные документы Республики Казахстан в области образования.

Гипотеза исследования: использование на уроках математики тестов как средства диагностики и управления деятельностью учащихся, позволяет повысить у учащихся уровень овладения материалом и действиями.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

    Во введении раскрывается актуальность темы, определены объект и предмет изучения, сформулированы цель и задачи курсовой работы, подобраны методы исследования.

    В 1 главе дана сущность и классификации методов, раскрыты основные вопросы методов контроля, а именно тестов и их видов, истории тестирования, цель, задачи, классификации, требования и критерии составления.

    Во 2 главе дан психолого-педагогический анализ опыта учителей по составлению и применению тестовых заданий на уроках математики с целью проверки знаний школьников.

    В заключении сформулирован вывод и даны рекомендации организации тестирования на уроках математики в начальной школе.

    Библиография состоит из 19 источников.

ГлаваI. Теоретико-методические основы тестовых заданий и их видов

  1. Психолого-педагогические основы контроля

    Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

    Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, может быть, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса. [10; 292]

    ВикторГюгоговорил: «Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его»

    В курсе лекций Т. А. Ильиной дается такое определение обучения: «Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» [6; 202]

    В учебнике  Подласого И. П. «Педагогика» этот термин объясняется по-другому: «Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели».[10;294]

    Вот так трактовал понятия «обучение» и «воспитание» аль-Фараби в трактате «О достижении счастья»: «Обучение – это наделение теоретическими добродетелями и искусствами, основанными на знании. Обучение осуществляется только словом, тогда как при воспитании народам и горожанам прививают привычку совершать действия, исходящие из свойств, основанных на знании, побуждая их к действиям, возбуждая в них желание совершать их, делая так, чтобы эти свойства и связанные с ними действия завладели душами [людей] и чтобы [люди] как бы воспылали к ним страстью. Возбуждение же желания совершать что-то осуществляется иногда посредством слова, иногда посредством действия». [1; 371]

    Но сущностную характеристику обучения составляет не только взаимодействие учителя и учащихся (хотя оно имеет место), сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она не протекала.

    В таком случае более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.[14; 137]

    В учебнике «Педагогика» И. Ф. Харламова говорится: «Для организации учебно-познавательного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный,  операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный». [14; 139]

    Н. Векшин говорил: «Идея вдохновляет, опыт исполняет, метод – царствует».

    В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова дается понятие: «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность».[12; 278]

    Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Этимология (происхождение) этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. [14; 179]

    Определение «метод» из учебника Подласого И. П. «Педагогика. Новый курс»: «Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей».  [10; 470]

    Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. [14; 180]

    Метод обучения (от греч.metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. [10; 470]

    Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков.

    Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. [10; 473]

    В 20-е годы Б. В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только 2 метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. [14; 180]

    Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.

Традиционная классификация методов обучения (5 методов):

Классификация методов по назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов):

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

    Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников и др.)

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

    Некоторые дидакты (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанизде и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические.[14; 181]

    Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос – индивидуальный фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; программированный контроль.

    Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего года. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующие:

а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой четверти;

в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

г) выпускные и переводные экзамены. [14;208]

    Сущность и содержание контроля заключается в том, что на этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания. (Е. Я. Голант).[10; 503]

    Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.

    Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г. И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю. К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь). [8; 355]

  1. Тестирование как вид контроля.

    Наиболее эффективным методом контролирования является тестирование, которое в последнее время все больше проникает и в младшую школу. Слово «тест» английского происхождения и означает испытание, проверку. [9; 367]

    Сегодня тесты  активно используются в образовательном процессе. А задумывались ли вы над тем когда же появился первый тест? Как оказалось, история возникновения и использования тестирования как диагностического метода уходит в глубь веков. Есть сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. Однако всё вышеперечисленное нельзя назвать тестами в современном понимании этого термина.

    Широкое развитие применение тестов в образовательном процессе получило за рубежом. В школьной практике тесты начали применяться Ф.Галтоном в 1892 году. В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам – первыми стали применяться тесты для проверки правописания). Основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк (1874—1949). Ему приписывают разработку первого педагогического теста.  В 1904 году вышла его книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений». Признанный авторитет в области педагогического тестирования Э. Торндайк  выделяет три этапа внедрения тестирования в практику американской школы:

    1. Период поисков (1900—1915). На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия и других, предложенных французским психологом А. Бинэ. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

    2. Последующие 15 лет — годы «шума» в развитии школьного тестирования, приведшие к окончательному осмыслению его роли и места, возможностей и ограничений. Были разработаны и внедрены тесты О. Стоуна по арифметике, Т. Келли разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых (при изучении алгебры).

    3. С 1931 г. начинается современный этап развития школьного тестирования. Поиски специалистов направляются на повышение объективности тестов, создание непрерывной (сквозной) системы школьной тестовой диагностики, подчиненной единой идее и общим принципах, созданию новых, более совершенных средств предъявления и обработки тестов, накопления и использования диагностической информации.

    Педагогика, развившаяся в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. Первые научные труды по теории тестов появилась в начале ХХ века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Педагогическая тестология - это прикладная методическая теория научной педагогики. Ключевыми понятиями тестологии, как одной из методических теорий, являются измерение, тест, содержание и форма заданий, надежность и валидность результатов измерения.

   Распространение психолого-педагогической диагностики связано с возникновением в  20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка.  Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др.  Однако, начиная с 30-х годов наука о тестах стала называться буржуазной, все её цели  считались "реакционными". После постановления ЦК ВКП(б) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной.

    Однако, в последние годы мы наблюдаем активное внедрение тестов в образовательный процесс. И не смотря на недостатки, которые имеют место при использовании такой формы контроля и оценки знаний, тестирование занимает довольно прочную позицию. [16]

    Тест обученности — это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения элементов обучения. Тесты обученности (успеваемости) теперь все чаще называют тестами достижений, потому что они действительно показывают, какого уровня достиг ученик в обучении и воспитании.

    Правильно составленные тесты достижений должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть: относительно краткосрочными, т. е. не нуждаться в больших затратах времени; однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания; правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов; относительно краткими, требующими сжатых ответов; информационными, т.е. такими, которые позволяют выставить количественную оценку за выполнение теста; удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов; стандартными, т. е. предназначенными для широкого практического использования - измерения достижений всех школьников.

    Тесты достижений, или, как их еще называют, школьные тесты, - это всего лишь одна из разновидностей психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности. В этом случае классификация тестов будет выглядеть следующим образом:

    1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.

    2. Тесты специальных способностей.

    3. Тесты обученности, успеваемости, воспитанности, достижений.

    4. Тесты для определения отдельных качеств (памяти, мышления, характера и др.)

    5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

   Применение тестов будет наиболее эффективным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания. Поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер. Делать общие выводы, например, об уровне развития школьников на основе применения лишь тестов обученности было бы непростительной ошибкой. [9; 367]

    Тесты достижений (обученности и воспитанности) применяются на всех этапах педагогического процесса. С их помощью учитель сможет

эффективно проводить предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль. [9; 368]

     Обычно тестирование как метод исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявлением уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала. Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть. Но большинство тестов находится между этими крайностями. В отличие от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содержат небольшое количество вопросов. Обычно в таких заданиях от 5 до 10 вопросов.

[10; 59]

    Положительными качествами тестирования являются:

    Недостатки тестирования можно свести к следующему:

    В практике применяется много разновидностей тестовых заданий. Приведем примеры по курсу теоретической педагогики:

    Известны и другие способы организации тестовых заданий, как, например, тестовые задания на определение соответствия, последовательности, тестовые задания на умение выявлять, распознавать, искать определенный объект, классифицировать по заданным признакам и т. д. [10; 59]

    Сегодня уже подготовлены и изданы сборники тестов для начальной школы. Но это не исключает того, что часть тестов учителя разрабатывают сами, исходя из своих конкретных требований, условий и возможностей. При подготовке материалов для тестового контроля учитель будет придерживаться таких основных правил:

    - включать только правильные ответы и избегать ответов, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована

школьниками;

    - конструировать неправильные ответы на основе типичных ошибок так, чтобы они были правдоподобными;

    - размещать неправильные ответы среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке;

    - вопросы не должны повторять формулировку учебника;

    - ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие;

    - вопросы не должны содержать "ловушек". [9; 367]

    Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

    Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет запас времени, которым располагает разработчик.

    Подытоживая, подчеркну, что в практике начальной школы все больше распространяется тестирование достижений, как признанный мировой педагогикой надежный способ диагностирования. Если развитие педагогики в нашей стране пойдет по мировому руслу, то систематическому тестированию будут подвергаться все дети, начиная с детского сада. Для начальной школы разрабатываются и издаются сборники тестовых упражнений. Некоторые тестовые вопросы разрабатывают сами учителя, опираясь на определенные педагогические требования. [9; 368]

  1. Тесты на уроках математики.

    Математика начальной школы является органической частью курса математики основной школы. Этим обусловлена необходимость достижения следующих задач в обучении математике в начальной школе:

    В настоящее время работа с тестами в начальной школе строится следующим образом:

    До начала разработки тестовых заданий следует определить, сколько требуется создать вариантов и тестовых заданий к ним.

    Учителя в начальной школе применяют тесты на уроках математики  с целью:

    В основном применяются тестовые задания закрытого типа, где каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных; реже – тестовые задания открытого типа, где на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать знак, формулу, число, единицу измерения и т. д.

    Типы и виды тестовых заданий, используемые на уроках математики:

тесты с множественным выбором (необходимо выбрать один или несколько ответов из списка);

    Практика показывает, что целесообразно создавать от двух до четырех вариантов тестовых заданий. Это позволит решить проблемы, связанные с рассаживанием испытуемых, раздачей тестовых наборов, передачей информации во время тестирования или утечкой ее после его окончания и т.п.

    Считается, что в тесте, где оценка выполнения задания имеет только две градации («верно» – «неверно»), должно быть не менее 20 заданий, иначе надежность результатов будет низкой. При определении времени тестирования следует учитывать возрастные особенности младших школьников.

    Таким образом, тестирование в качестве средства контроля позволяет получать информацию об уровне учебных достижений по предметам начальной ступени образования. Оптимальное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения и контроля позволяют достигнуть более высоких результатов в учебном процессе [13;107]

    Вывод: тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. При работе с тестовыми заданиями на уроках математики в начальной школе учащиеся осваивают специфику работы с ними, что даёт возможность быстро и беспрепятственно адаптироваться к подобным видам деятельности в средней школе. Включение тестов в учебный процесс способствует повышению качества знаний.

ГлаваII. Психолого-педагогический анализ работы учителей по применению тестовых заданий на уроках математики

2.1. Анализ опыта учителей по применению тестовых заданий на уроках математики

  Метод контроля тестирование широко используют учителя в современных школах.

  Например, учитель начальных классов Э. А. Нурашева  из школы-гимназии №105 г. Алматы, в 4 классе при проведении урока контроля и оценки знаний использует тест обученности в двух вариантах. Каждый вариант состоит из 20 вопросов закрытого типа с множественным выбором, где испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ из приведенного списка. Данный тест позволяет провести итоговый контроль по разделу. Проведение теста способствует выявлению конкретных знаний по разным темам: знаний разрядов чисел, порядок чисел, единиц измерения длины, времени, массы, скорости; деление с остатком; решение уравнений; квадрат и куб числа; решение задач; компоненты при делении и т.д. Тест соответствует требованиям и критериям при составлении и проведении тестов на уроках математики.

    Учащиеся при работе с заданиями знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, поэтому тест соответствует критерию валидности.

После прочтения задания учащиеся четко понимают, какие действия необходимо выполнить, значит тест соответствует критерию определенности.

Формулировка заданий и ответы на них четкие и краткие. Задания имеют единственно правильный ответ – эталон. Это говорит о соответствии теста критерию простоты. Так же в теста можно определить равнотрудность, так как он состоит из двух вариантов, результаты по вопросам во всех вариантах одного и того же задания стабильны.

    При составлении данного теста учитель придерживалась основных правил: включила только правильные ответы и исключила применение ответов, неправильность которых на момент тестирования не могла быть обоснована школьниками; конструировала неправильные ответы на основе типичных ошибок так, чтобы они были правдоподобными; разместила неправильные ответы среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке; вопросы не повторяют формулировку учебника; ответы на одни вопросы не являются подсказками для ответов на другие вопросы; вопросы не содержат «ловушек», составлены четко, ясно, соответствуют возрастным особенностям детей и уровню их знаний. [7]

    А учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» города Сафоново Смоленской области Ирина Николаевна Коровина на уроке математики во втором классе использует тест «Подготовка к усвоению табличных случаев умножения», целью которого является проверка смысла умножения, терминологии, табличных случаев умножения с числом 9. Тест выполнен в форме презентации. Задания заимствованы из пособия: Н. Б. Истомина, О. П. Горина Математика. Тестовые задания. 2 класс. Смоленск, изд. «АссоциацияXXI век» 2013 г.

    Тест состоит из одного варианта, в котором 10 вопросов закрытого типа с множественным выбором, где ученику нужно выбрать один правильный ответ из трёх предложенных. Данный тест является текущим. Проведение теста способствует проверке смысла умножения, табличных случаев умножения с числом 9. Тест соответствует требованиям и критериям при составлении и проведении тестов на уроках математики. В ходе проведения теста происходит выделение не формальных, а существенных признаков при работе с заданиями, что свидетельствует о соответствии требованию валидности. Учащиеся четко понимаю после прочтения, какие действия необходимо выполнить, значит тест соответствует требованию определенности. Задание имеет единственный правильный ответ. Задания и ответы сформулированы кратко, четко, поэтому тест соответствует критерию простоты. Равнотрудность в данном тесте отсутствует, так как тест предоставляется в одном варианте.

    При составлении данного теста учитель придерживалась основных правил: включение только правильных ответов и исключение применения ответов, неправильность которых дети не могут обосновать; составление неправильных ответов на основе правдоподобных; размещение неправильных ответов среди всех предлагаемых вариантов в случайном порядке; вопросы не повторяют формулировку учебника; ответы на одни вопросы не являются подсказками для ответа на другие вопросы; вопросы без «ловушек», составлены четко, ясно, соответствуют возрастным особенностям и уровню их знаний. А применение для тестирования слайдовой презентации с наглядной интерпретацией вопросов и ответов способствует наглядно-образному восприятию задания, что в свою очередь помогает учащимся быстрее понять задание и выбрать правильный ответ. [17]

    Таким же способом (т.е. с помощью презентации) проводила тест по математике вот втором классе учитель начальных классов МБОУ «Екатеринославская СОШ» Оренбургской области, Тюльганского района Червонова Т.М. Тест проведен во втором классе. Тема: «Решение задач». Тест так же состоит из одного варианта, в котором содержится 6 вопросов закрытого типа с множественным выбором, где ученику также нужно выбрать единственный правильный ответ из трёх предложенных вариантов. Данный тест является текущим. В тесте используются задачи на нахождение суммы, на увеличение/уменьшение на несколько единиц. Данный тест соответствует критериям и требованиям при составлении и проведении тестов на уроках математики. При работе с заданиями теста выделяют существенные признаки – тест соответствует критерию валидности. После того как учащиеся прочитают задание, они четко понимают, какие действия необходимо выполнить. Значит тест соответствует критерию определенности. Так же соответствует критерию простоты, так как задания сформулированы четко и ответы на них краткие, точные. Задания имеют один верный ответ. Равнотрудность у данного теста определить невозможно, так как он состоит из одного варианта.

    Учитель придерживалась основных правил при составлении данного теста: включила только единственно правильные ответы и исключила применение ответов, неправильность которых на момент проведения теста не может быть обоснована учащимися; неправильные ответы составляла на основе типичных ошибок так, чтобы они были правдоподобными; среди всех предлагаемых ответов разместила неправильные ответы в случайном порядке; вопросы не повторяют формулировку учебника, т.к. это задачи; ответы на одни вопросы явно не являются подсказками для ответов на другие; вопросы не содержат «ловушек». Задачи составлены четко, ясно, основываясь на опорных знаниях учащихся о видах задач и способах их решения. Презентация позволяет каждому учащемуся представить сюжет задачи, что помогает при решении данных задач. На последнем слайде дана таблица с ответами. Дети при данной работе могут сами оценить уровень усвоения данной темы.

    Данный тест можно применять при устном счете, при проверке навыков решать задачи. [18]

    Не менее интересным способом проведения теста на уроке математики является тест, проведенный учителем начальных классов МБОУ «Янгличская СОШ» Канашского района Петровой Надеждой Егоровной в 3 классе. Урок проведен с использованием технологии развивающего обучения. Тема урока: Умножение и деление с числом 7. Цель данного теста: закрепить знания таблицы умножения и деления с числами 2-6. Данный тест является текущим, проведен на этапе актуализации знаний. Учитель предлагает выполнить тест в парах на бумаге для каждой пары. Тест состоит из 1 варианта, в котором содержится 7 вопросов закрытого типа с множественным выбором, где ученику требуется выбрать единственный правильный ответ из четырёх предложенных вариантов. Данный тест соответствует всем  критериям и требованиям (за исключением вопроса № 3: в нем неполное задание, отсутствуют числа, частное которых следует найти)  при составлении и проведении тестов на уроках математики. При составлении заданий выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний, что говорит о соответствии критерию валидности. Так как после прочтения заданий учащиеся четко понимают, какие действия необходимо выполнить, тест соответствует критерию определенности. Формулировка заданий и ответы на них четкие и краткие, задания имеют один правильный ответ – соответствие критерию простоты. Равнотрудность данного теста определить невозможно, так как он состоит из одного варианта.

    Учитель придерживалась основных правил при составлении данного теста: включила только правильные ответы и не допустила применение ответов, неправильность которых учащиеся не могут обосновать на данный момент; составляла неправильные ответы на основе типичных ошибок таким образом, чтобы они были правдоподобными; в случайном порядке разместила все неправильные ответы; вопросы не повторяют формулировку, данную в учебнике; ответы на одни вопросы не являются подсказкой для других; вопросы не содержат «ловушек». Вопросы составлены четко, ясно, с опорой на знания учащихся.  Исключение составляет вопрос № 3, в котором дано неполное задание, в связи с чем учащиеся не могут правильно ответить на данное задание. После завершения теста проводится коллективная проверка. [19]

    Интересен годовой тест по математике во втором классе,  составленный учителем начальных классов из Алматинской области, Илийского района, посёлка Отеген батыр, ЧЛГ «Ай-Нур» Туленовой З. О.

    Цель данного теста: годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости за год. При подготовке материала для данного теста учитель придерживалась основных правил: включила только правильные ответы и избегала ответов, неправильность которых на момент тестирования не могла быть обоснована учениками; сконструировала неправильные ответы на основе типичных ошибок так, чтобы они были правдоподобными; в случайном порядке размещала неправильные ответы среди всех предполагаемых; вопросы не повторяют формулировку учебника; ответы на одни вопросы не являются подсказками для ответов на другие; вопросы не содержат «ловушек».

    Вид данного теста: тест смешанного типа, так как в нем присутствуют как задания закрытого типа, в которых каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных, так и задания открытого типа, в которых на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: вставить цифру, знак, установить соответствия и т.д.

    В тесте учащемуся предоставляются задания, которые нужно выполнять по-разному. Есть задания с множественным выбором, где учащемуся нужно выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка; с альтернативным выбором, где нужно ответить «да» или «нет»; есть задания на установление соответствия, где испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков; задания на дополнение, где необходимо сформулировать ответы с учетом предусмотренный в задании ограничений. Рассмотрим соответствие теста требованиям: при составлении заданий выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Учащиеся знают и выделяют существенные признаки, значит тест соответствует критерию валидности (адекватности целям проверки). После прочтения задания учащиеся понимают, какие действия необходимо выполнить, из этого следует, что тест соответствует критерию определенности. Не все задания имеют единственно правильный ответ, поэтому тест не соответствует критерию простоты. Равнотрудность, как и в предыдущих тестах, определить невозможно, потому что тест состоит из одного варианта.

    Данный тест соответствует возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся. Составлен с разнообразными видами заданий, охватывает большой объем тем программы 2 класса. [11]

2.2. Особенности применения тестовых заданий на уроках математики в начальной школе

    После прохождения нескольких видов практик(«Пробные уроки в школе», «Преддипломная практика»), был изучен и накоплен методический материал по теме курсовой работы. Ниже приведены примеры применения тестов на уроках математики в процессе прохождения педагогической практики.

    Тест по математике во втором классе, который позволяет осуществить итоговый контроль по итогам 1 четверти. Тема теста: Сложение и вычитание без перехода через десяток. Целью является проверка знаний по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток». Тест состоит из двух вариантов, в которых по 14 вопросов закрытого типа с множественным выбором, где ученику нужно выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных. Тест соответствует требованиям и критериям при составлении и проведении тестов на уроках математики. Выделение не формальных, а существенных признаков при работе с заданиями; учащиеся при работе с заданиями знают и выделяют существенные признаки, отсюда следует, что тест отвечает критерию валидности. Учащиеся четко понимаю после прочтения, какие действия необходимо выполнить и выполняют их без особых затруднений. Это говорит об определенности теста. Показатель простоты теста: задание имеет единственный правильный ответ. Задания и ответы сформулированы кратко, четко. Еще один показатель простоты данного теста: высокая скорость выполнения заданий. В двух вариантах по вопросам одного и того же задания присутствует стабильность результатов, поэтому тест соответствует критерию равнотрудности.

    При составлении данного теста учитель придерживалась основных правил: включение только правильных ответов и исключение применения ответов, неправильность которых дети не могут обосновать; составление неправильных ответов на основе правдоподобных; размещение неправильных ответов среди всех предлагаемых вариантов в случайном порядке; вопросы не повторяют формулировку учебника; ответы на одни вопросы не являются подсказками для ответа на другие вопросы; вопросы без «ловушек», составлены четко, ясно, соответствуют возрастным особенностям и уровню их знаний. В тест включены задания по нахождению соседей числа, нахождению пропущенного числа, уменьшаемого, значения выражения, сравнения, по решению задач, уравнений, нахождению верного равенства. Таким образом, данные тестовые задания выступают для ученика не только как контрольная работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания теста развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать мысли, устанавливать причинно-следственные связи и т. д. (приложение 6)

    В 3 классе используется тест по математике, который позволяет осуществить итоговый контроль по итогам 1 полугодия. Тема теста: Числа в пределах 100, табличное умножение и деление. Целью данного теста является проверка знаний по разделу «Числа в пределах 100, табличное умножение и деление». Тест состоит из одного варианта, в котором 12 вопросов. При подготовке материалов теста учитель не отступает от основных правил: вопросы не повторяют формулировку, данную в учебнике; ответы на одни вопросы не являются подсказками для ответов на другие; вопросы не содержат «ловушек», изложены точно, лаконично; неправильные ответы сконструированы на основе типичных ошибок, чтобы они были правдоподобными, что помогает учащимся более быстро ориентироваться в правильных ответах, исключая неправильные; неправильные ответы учитель размещает среди всех в случайном порядке, чтобы исключить логическую догадку в размещении правильных ответов под одним вариантом; включает только правильные ответы и избегает тех ответов, неправильность которых не могла быть обоснована учащимися на момент выполнения теста.

    Вид теста: тест смешанного типа, так как в нем присутствуют вопросы закрытого типа – каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных и вопросы открытого типа, где на каждый вопросы испытуемый должен предложить свой ответ: закончить определение, заменить умножение суммой одинаковых слагаемых; решить задачу;  записать выражения и найти их значения, вставить пропущенные числа и т.д.

    В тесте учащемуся предоставляются задания, которые нужно выполнять по-разному. Есть задания с множественным выбором, где учащемуся нужно выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка. Также присутствуют задания, предполагающие дополнение, то есть испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений. Есть задание для свободного изложения, где учащиеся должны самостоятельно сформулировать ответ.

    Тест отвечает не всем требованиям к тестам. При составлении заданий выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Тест отвечает критерию валидности, так как учащиеся при работе с ним знают и выделяют существенные признаки, а не формальные. После прочитанного задания учащиеся четко понимают, какие действия необходимо выполнить и какие полученные знания они будут применять для решения данного задания. Тест отвечает критерию определенности, потому что после прочитанного задания учащиеся действуют и отвечают правильно. Формулировка заданий и ответы на низ краткие и четкие. Показатель простоты – высокая скорость выполнения заданий. Многие задания с множественным вариантом ответа имеют единственный правильный ответ. Но есть и вопросы, предполагающие выбор нескольких правильных ответов. Поэтому тест не полностью соответствует критерию простоты. Тест не соответствует критерию равнотрудности, так как тест составлен в одном варианте и не предполагает стабильности результатов одного и того же задания во всех вариантах.

    При составлении тестов учитель использует вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Вопросы и задания данного теста служат не только для контрольной проверки знаний и умений, но и способствуют развитию мыслительных операций детей. (приложение 7)

    При проведении открытого урока математики в 3 классе на тему «Закрепление изученного материала», целью которого является закрепление знаний учащихся по пройденному материалу учитель использует мини-тест из 5 вопросов в двух вариантах. Тест используется на этапе закрепления и является текущим.

    Учитель придерживалась основных правил при составлении данного теста: включила только правильные ответы и не допустила применение ответов, неправильность которых учащиеся не могут обосновать на данный момент; составляла неправильные ответы на основе типичных ошибок таким образом, чтобы они были правдоподобными; в случайном порядке разместила все неправильные ответы; вопросы не повторяют формулировку, данную в учебнике; ответы на одни вопросы не являются подсказкой для других; вопросы не содержат «ловушек». Вопросы составлены четко, ясно, с опорой на знания учащихся.

    Вид теста: тест закрытого типа: каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один  правильный.

     В тесте учащемуся предоставляются задания с множественным выбором, где учащемуся нужно выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка.

    Данный тест соответствует требованиям и критериям при составлении и проведении тестов на уроках математики. Учащиеся при работе с заданиями знают и выделяют существенные и несущественные признаки, а не формальные. Исходя из этого, можно определить, что тест соответствует критерию валидности. После прочтения задания учащиеся четко понимают, какие действия необходимо выполнить и действуют быстро, отвечают в большинстве случаев правильно. Поэтому тест соответствует критерию определенности. Формулировка заданий и ответы на них четкие и краткие. Задания имеют единственно правильный ответ – эталон. Налицо соответствие критерию определенности. Тест соответствует критерию равнотрудности, потому что состоит из двух вариантов и результаты по вопросам во всех вариантах одного и того же задания стабильны, то есть равнотрудны.

    Основная часть задания ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. Также в конце теста есть логическая задача, позволяющая детям переключиться от стандартных заданий и подумать логически, применить полученные знания в новой или измененной ситуации. (приложение 8)

    Вывод: таким образом, тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала, при текущей, четвертной, годовой проверке и оценке знаний и при выпускных и переводных экзаменах. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая проверку по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.

Заключение

    Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, развитию познавательных интересов учащихся. Роль тестирования как одного из универсальных инструментов педагогического контроля знаний стремительно возрастает, что создаёт предпосылки для создания конструктивной и эффективной системы управления качеством образования.

    Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым критериям, что поможет учителю определить уровень владения учебным материалом в соответствии с программными требованиями. Ценность тестовых заданий в том, что каждому ученику дается возможность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме, объективно оценить свои успехи, получить указания для дополнительной работы над учебным материалом.

    Анализ психолого-педагогической литературы и анализ работы учителей по применению тестовых заданий на уроках математики позволяют сделать следующие выводы:

    Использование тестовой формы контроля обеспечивает:

высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;

воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;

развивает память, логическое мышление;

умение делать правильный выбор;

снижает уровень тревожности;

помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.

    Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:

в тестировании присутствует элемент случайности. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе;

большая вероятность выбора ответов наугад;

невозможно проследить логику ученика.

    Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

    Из данной курсовой работы можно сформулировать следующий вывод: использование тестирования на уроках математики помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.

    Исходя из вывода можно сформулировать следующие рекомендации для учителей начальных классов по применению тестов как средства контроля за качеством знаний:

Библиография

  1. Абу Насыр аль-Фараби. Добродетельный город: философские трактаты. – Алматы:RS: Международный клуб Абая, 2014. – 504 с.
  2. Батешов Е.А. Основы технологизации компьютерного тестирования: Учебное пособие. – Астана: ТОО «Полиграф-мир», 2011. – 242 с.
  3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – 59 с.
  4. Закон РК «Об образовании» // Казахстанская правда. – 2007, 15 августа. – 151 с.
  5. Закон РК «Об Образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г. – 151 с.
  6. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М., 1984. – 495 с.
  7. Нурашева. Э. А. Тест по математике 4 класс. / Республиканский научно-методический журнал «Начальная школа Казахстана» №2, 2014 г.), с. 51.
  8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 640с.
  9. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. — М; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
  10. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов, 1999. – кн. 1. – 576 с.
  11. Туленова З. О. Годовые тесты по предметам. /Республиканский научно-методический журнал «Преподавание в начальных классах» по всем предметам. №6. 2010 год. Стр. 40.
  12. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1987.–590 с.
  13. Формирование тестовой культуры: практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1-4 классы / Авт.-сост. М.О.Гулюгина. – Волгоград: Учитель, 2008.  – 154 с.
  14. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1997.   – 513 с.
  15. http://www.bala-kk.kz//ru/gosudarstvennaja-programma-razvitija-obrazovanija-respubliki-kazakhstan-na-2011-2020-gody/
  16. http://testobr.narod.ru/2.html/
  17. http://easyen.ru/load/m/2_klass/urok_39_120_test_podgotovka_k_usvoeniju_tablichnykh_sluchaev_umnozhenija/376-1-0-28149
  18. http://easyen.ru/load/m/2_klass/test_reshenie_zadach/376-1-0-27400
  19. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/03/30/konspekt-uroka-po-matematike-v-3-klasse




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2. Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности

3. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

5. Реализация метода проектов на уроках математики в начальной школе

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

7. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СТРОИТЬ АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9. Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе

10. Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей на уроках математики