Сравнительный анализ библиотечных интернет-порталов



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава 1 Библиотечный интернет-портал как корпоративный информационный ресурс ……………………………………….…. 6

  1. Интернет-портал: понятие, назначение, классификация ….… 6

  1. Специфика интернет-порталов библиотек ………………….. 13

Глава 2 Сравнительный анализ библиотечных интернет-порталов …… 20

2.1 Функциональные характеристики библиотечных интернет-

порталов …………………………………………………….……… 20

  1. Анализ контента библиотечных интернет-порталов ……….. 26

  1. Представление  продуктов  и  услуг  библиотек  на  интернет-

порталах ………………………………………...………………….. 32

Заключение ………………………………………………………………… 40

Список литературы …………………………………………………….….. 43

Приложение ………………………………………………………………... 50

2

ВВЕДЕНИЕ

Современная библиотека, ее функциональность и качество предоставления услуг рассматриваются не только в традиционном реальном аспекте, но и в виртуальном. Виртуальное пространство библиотеки стало привычным и естественным для пользователя, оно не просто дополняет осязаемую реальность, а скорее является ее неотъемлемой частью.

Виртуальный вариант библиотечного обслуживания, эволюционируя, учитывая потребности современного пользователя, становится все более востребованным, об этом свидетельствуют большое количество интернет-

сайтов библиотек, блогов, где помимо традиционного ресурса – каталога – библиотеки публикуют и другие собственные ресурсы, в том числе и полнотекстовые. В результате у библиотеки для обслуживания появляется целый комплекс ресурсов, каждый из которых имеет свои специфические особенности.

Также в библиотечном интернет-пространстве создаются виртуальные сообщества. Бесспорно, основное внимание направленно на создание корпоративных каталогов, и для этого библиотеки объединяются в корпоративные системы, как правило, в них входят библиотеки города, области или региона, страны. Тем не менее, создаются и порталы которые, так или иначе, ориентируются на профессиональное библиотечное сообщество.

Кроме того, интернет-порталы ориентированы на обеспечение доступа граждан к информации, создание механизмов информационного взаимодействия с гражданами, а также для иных задач в области информационной политики сферы культуры.

В библиотечной среде корпоративные ресурсы, известные как библиотечные порталы, также становятся популярны. Под ними подразумевается целый класс систем, которые позволяют создать единый интерфейс доступа к разнородным библиотечным ресурсам и управлять доступом к ним.

3

На порталах, как правило, доступны ресурсы и сервисы сразу нескольких библиотек и ресурсы, создаваемые коллективно. Более того, порталы становятся информационной платформой для реализации бизнес-процессов по созданию сводных каталогов, корпоративных базы данных.

Проблему определения понятия «интернет-портал» поднимали в своих работах Е. Долматова [14], Р.С. Гиляревский, Г.Ф. Гордукалова [48], Т.

Кузнецова, Т. Корякова [24].

В  данной  работе  будут  рассмотрены  библиотечные  интернет-порталы.

Объект исследования – интернет-порталы. Предмет – библиотечные интернет-

порталы.

Гипотеза – библиотечные интернет-порталы способствуют расширению сферы предоставления библиотечных услуг, привлечению пользователей и удовлетворению их информационных потребностей.

Цель исследования – выявить и проанализировать сервисные и функциональные возможности интернет-портала в условиях библиотечных учреждений. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Проанализировать основные теоретические подходы к определению понятия «интернет-портал», их назначения и классификации.

  1. Раскрыть специфику библиотечных интернет-порталов.

  1. Выявить интернет-порталы библиотек.

  1. Дать характеристику существующих интернет-порталов библиотек,

провести их сравнительный анализ.

Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

раскрывающаяпонятие,классификациюинтернет-порталовиспецифику

интернет-порталовбиблиотек;вовторойпредложенанализисследования

4

интернет-порталов библиотечных учреждений с обобщенной характеристикой состава, частоты встречаемости рубрик.

Список литературы содержит 51 источник, среди которых законодательные акты, государственные стандарты, справочники, учебные пособия, монографии, статьи из периодических профессиональных изданий,

ресурсов Интернета.

5

ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ КАК

КОРПОРАТИВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

1.1 Интернет портал: понятие, назначение, классификация

Термин «портал» пришел из архитектуры как «парадный фасад здания».

В интернет-среде «портал» приобрел значение достаточно близкое к архитектурному – вход / доступ на другие ресурсы Интернета, т.е. место, с

которого значительное количество пользователей начинает работу с ресурсами веб-пространства.

Первыми порталами стали сайты провайдеров (например, AOL), каталоги

(Yahoo)  и  поисковые  машины  (Lycos,  AltaVista).  Зайдя  на  эти  платформы,

пользователь получает легкий доступ ко всей необходимой ему информации.

Толковый  интернет-словарь  дает  определение  портала  как  веб-ресурс,

предоставляющий множество сервисов и услуг: поиск в Интернете, новости,

всевозможные справочники, бесплатную электронную почту, дискуссионные группы по интересам, онлайн-шоппинг, а также интернет-каталог ссылок на другие сайты [36].

Признанныекорифеибиблиотечногодела,Р.С.Гиляревский,Г.Ф.

Гордукалова предлагают называть порталом «мощную информационную систему, представляющую как сервисы (электронную почту, форум,

конструкторы персональных страниц), так и собственное содержание (новости,

каталоги, рубрикаторы)» [48, с. 30].

Н.И. Колкова, И.Л. Скипор в учебном пособии «Прикладная информатика: технологии курсового и дипломного проектирования», в

классификации сайтов, выделяют портал как сайт с особой формой организации информации и характеризуют его как совокупность объема информационных ресурсов и сервиса в определенной предметной области [19,

с. 65].

6

Рекомендации Европейской сети MINERVA «Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем» предлагают следующее определение: «веб-портал

– это веб-сайт, формирующий вход в крупную группу интернет- или интранет-

ресурсов. Наиболее значительные веб-порталы предоставляют широкий спектр коммерческих или культурных услуг, контент и различные виды взаимодействия» [7, с. 96].

Большинство исследователей сходятся во мнении: портал должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом,

чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей. Основная идея существования портала заключается в том, что, создав некую массу сервисов, можно набрать такое количество пользователей, которое будет

«самопополняющимся», после чего посещаемость портала растет практически без дополнительных затрат на рекламу.

Поэтому портал в строгом смысле слова – это ресурс, организованный особым образом, а именно – представляющий собой совокупность большого объема информационных ресурсов и сервиса в определенной предметной области (например, в образовании, управлении, бизнесе и т.п.). При помощи портала посетитель может направиться в любом интересующем его направлении. Это удобный интерфейс, который помогает сориентироваться в сети, найти нужную информацию по всему Интернету.

Портал предлагает пользователю данные как из структурированных источников, таких, как базы данных, электронные приложения корпоративных ресурсов, так и из неструктурированных источников, т. е. со страниц Интернета, из документов и электронной почты. Он включает в себя механизм поиска и огромное количество распределенных по категориям и классифицированных списков множества страниц размещаемой в интранет информации. Он может содержать новости, получаемые извне, и даже продукты групповой работы, которые позволяют сотрудникам совместно реализовывать проекты.

7

Помимо навигационной части интернет-портал имеет оригинальный контент – новости, обзоры, финансовые сводки и сервисную часть, которая включает в себя различные услуги – почту, форумы, информацию о погоде,

доски объявлений, голосования, развлечения, и т.п.

Интернет-портал это необязательно «ресурс обо всем». Портал может быть и узкотематическим. Но полноценный портал, помимо информации должен предоставлять полезные сервисы, воспользоваться которыми может пользователь. Это может быть возможность разместить объявление или статью,

создать страничку, загружать фотографии.

С точки зрения информационных технологий портал – это или вход в какое-либо информационное хранилище, или некий интерфейс между посетителем и информацией, находящейся в этом хранилище. Таким информационным хранилищем в общем случае является собственно Всемирная паутина, а интернет-порталы предоставляют пользователю возможность попадать в самые различные точки (узлы), следуя указанием расположенных на портале ссылок. Как вариант, в качестве вышеупомянутого информационного хранилища могут служить и отдельные крупные сайты информационной направленности – их нередко именуют информационными порталами.

Согласно определению Gartner (исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий),

портал – это интернет-сайт, предназначенный для специфической аудитории.

Он обеспечивает объединение информационного наполнения и доставку важной для данной аудитории информации; совместную работу и коллективные услуги; доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе строгой персонализации. Специалисты компании отмечают, что главным отличием между сайтом и порталом является соотношение ресурсов, которые вносит администратор, и ресурсов,

размещаемых пользователями [14].

На сайте ресурсы пользователей составляют приблизительно 0,5-1% от всей информации. В портале информация его участников составляет до 100%.

8

Администратор лишь следит за соответствием вносимых ресурсов тематике портала. Таким образом, зарегистрированный пользователь может разместить здесь свой собственный информационный ресурс (например, научную публикацию, монографию, учебное пособие и т.д.).

Структура портала – это внутренняя сеть филиалов одной или нескольких организаций. За любым порталом, в первую очередь, стоит организация, и если сайт лишь отражает ее деятельность, то через портал эта деятельность осуществляется. Портал – это механизм создания единой информационной структуры организации, и, когда он становится ее неотъемлемой частью,

портал начинает жить самостоятельно. При этом нужно помнить, что ни портал без организации, ни организация без портала уже не могут существовать.

РекомендацииЕвропейскойсетиMINERVAприводятмнение,

сформулированное в «Open Directory Project» (Открытом каталоге), «сайт может считаться порталом, если он обладает следующими характеристиками:

Сами разработчики рекомендаций предлагают отличать портал и сайт по

характеристикам, отраженным в таблице 1:

9

Таблица 1 – Сравнительная характеристика интернет-сайта и интернет-

портала [7, с. 13]

Параметр

Сайт

Портал

Восприятие

Формируется

сущностью

Формируется объединением

качества

организации с учетом:

организаций в рамках портала с

1.

связи с историей организации;

учетом:

2.

подтверждения

миссии

1. определения общей истории или

организации;

тематического характера портала;

3.

разграничения   контента   на

2. подтверждения общей миссии

информационные

ресурсы,

участников портала;

соответствующие

параметрам

3. признания тесного взаимодействия

организации,   и   на   специальный

между институтами-побратимами и

контент.

общих характеристик контента.

Сложность

1. Определяется единым

1. Определяется множественностью

структуры

институциональным авторством и

авторства и контента.

контентом.

2. Децентрализованное управление

2.

Управляется и поддерживается

осуществляется организациями и

конкретной организацией.

менеджерами портала.

3.

Определяется четкой группой

3. Бесшовная интеграция

пользователей.

разнообразных групп пользователей.

4.

Интеллектуальная собственность

4. Интеллектуальная собственность

контролируется

контролируется менеджерами

организацией.

портала при признании прав

организаций на владение контентом.

Управление

1. Структурированная коллекция

1. Сложные услуги и взаимодействие

знаниями

веб-страниц для предоставления

с пользователями на основе развитых

контента и услуг с включением

средств навигации и поиска.

локальных средств навигации и

2. Персонализация и

поиска.

профилирование пользователей

2.

Знание организации и ее фондов

расширяют функциональность

позволяет пользователям находить

портала и позволяют

требуемый материал путем

индивидуализировать работу разных

простого поиска с использованием

групп пользователей.

поисковой машины сайта.

10

Из таблицы видно, что сайты представляют, как правило, одну организацию, отвечающую за все аспекты сайта и за его содержание, порталам может понадобиться более сложная модель. Информационные и технические ресурсы, составляющие суть портала, могут быть самыми разными и часто децентрализованными. Под термином «сайт» часто подразумевается структурированная коллекция веб-страниц, предоставляющая контент и услуги даже без участия развитых средств навигации или анализа. Портал, наоборот,

означает приложение, обеспечивающее более сложное взаимодействие с пользователями, как правило, на основе контента, представленного другими веб-приложениями, которые пользователи могут выбирать посредством более или менее развитой поисковой машины и/или справочного аппарата.

По форме организации выделяют горизонтальные и вертикальные интернет-порталы.

-Горизонтальныепорталы,ихещеназываютуниверсальные,

ориентированы на максимально широкую аудиторию, предлагают разноплановый контент и имеют большой набор разнообразных сервисов. Как правило, они выстраиваются вокруг поисковых систем.

-Вертикальные порталы или порталы-нишиэто порталы узкотематические. Они направлены на какую-то определенную тематику или сферу деятельности и представляют интерес для пользователей сети по определенным направлениям. Среди таких тематических порталов наиболее распространены финансовые, технологические, развлекательные и религиозные ресурсы, а

также это могут быть региональные порталы – сайты какого-нибудь региона,

города.

Существует разновидности интернет-порталов, которые в какой-то степени можно отнести к вертикальным.

-Корпоративные порталыэто ресурсы,которые предназначены длявнутреннего пользования сотрудниками какой-либо компании. Они предоставляют доступ сотрудникам к корпоративной информации и к ограниченному количеству внешних сайтов. В отличие от публичных, такие

11

порталы доступны для ограниченного числа пользователей. Примером такого портала может служить сайт про строительство коттеджей.

По форме собственности порталы делят на государственные и негосударственные:

законодательство, образование). Обновление информации на них происходит в реальном времени. Среди них можно выделить еще порталы общего назначения

– они объединяют несколько тем и ориентированы на широкую аудиторию и смешанные порталы – они сочетают в себе функции электронной торговли и справочных сервисов.

Иное деление по форме организации предлагают аналитики из компании

Gartner, по их мнению, можно выделить следующие виды порталов [51]:

-Мегапорталы.Возникли одними из первых(Yandex, Rambler, Mail.ru).

Они обращались к сообществу Сети, а не отдельным группам пользователей.

Основная функция таких порталов – быть специфически сетевым средством массовой информации.

-Вертикальные  порталы.Иногда  их  называют  нишевыми  порталами

(RBC, Neftegaz.ru, Livejournal.ru). Они предназначены для специфических групп пользователей – например, медицинские порталы, порталы для женщин и т.п.

-B2Bпорталы.Это  электронные  торговые  и  аукционные  площадки,

которые разрабатываются для ведения бизнеса в Сети, и обычно принадлежат той или иной компании, активно ведущей бизнес в рассматриваемой области.

-Корпоративные порталы(Enterprise Portals).Разрабатываются для нуждодной компании, для решения как внутрикорпоративных задач, так и для

12

коммуникациисвнешниммиромспокупателями,поставщиками,

партнерами.

Если учитывать все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что портал – это ресурс с множеством служб, который является общей стартовой точкой работы в Интернете, достаточно большой виртуальный массив информации, включающий множество различных тематических разделов меньшего размера, либо небольшое количество самостоятельных проектов.

Портал – это не просто страница веб со множеством ссылок на интересующие пользователей узлы. На самом деле это страница, которая предлагает пользователю данные как из структурированных источников, таких, как базы данных, электронные приложения корпоративных ресурсов, так и из неструктурированных источников, т. е. со страниц веб, из документов и электронной почты.

Главное отличие интернет-портала от интернет-сайта состоит в том, что он является путеводителем по Интернету, позволяет определить нужное пользователю направление для поиска, помогает найти профильный сайт,

позволяет формировать свой контент зарегистрированному пользователю.

Остановимся на рабочем определении, интернет-портал – это интернет-

ресурс,формирующийвходвкрупнуюгруппуинтернет-илиинтранет-

ресурсов,который  представляет  как  сервисы  (электронную  почту,  форум,

конструкторы персональных страниц), так и собственное содержание (новости,

каталоги, рубрикаторы).

  1. Специфика интернет-порталов библиотек

благодатная среда для развития и рекламы своих ресурсов и услуг, в первую

очередь через сайты. Сегодня можно уже утверждать, что большинство (если не

13

практически все) библиотек имеют свой сайт или страницу. Говоря о всех библиотеках, следует иметь ввиду, что в российской практике муниципальные библиотеки объединены в централизованные системы (ЦБС), именно ЦБС и являются юридическими лицами, и именно каждая, или почти каждая, ЦБС, и

все государственные и федеральные библиотеки имеют сайт. В случае с ЦБС – один сайт для всех библиотек, объединенных в систему.

Помимо официальных сайтов государственных и муниципальных библиотек, а также библиотек учебных заведений, существуют интернет-

представительства библиотечных ассоциаций, консорциумов, отдельных библиотечных проектов, неофициальные сетевые журналы – блоги и т.д. В

настоящее время интернет-сайт библиотеки становится одним из основных путей предоставления информационного обслуживания широкому кругу читателей, так как все больше людей обращается к Интернету как ведущему информационному ресурсу [45, с. 68].

Для  библиотеки  сайт  –  это  современный  и  очень  удобный  механизм,

который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг, оказываемых посетителям. Сайт дает возможность быстро сообщать о событиях, которые организует учреждение культуры и в которых оно само принимает участие, демонстрировать обзорный взгляд на сферу или учреждение, налаживать обратную связь со своими посетителями,

раскрывать фонды и ресурсы, используя современные механизмы представления информации [35, с. 68].

Следующей стадией развития, после сайтов, более высоким уровнем предоставления информации являются порталы. Под ними подразумевается целый класс систем, которые позволяют создать единый интерфейс доступа к разнородным библиотечным ресурсам и управлять доступом к ним.

Библиотечный портал – это общий старт работы в Интернете, который представляет участницам возможность корпоративного взаимодействия на одной большой площадке, объединяющем множество различных тематических разделов меньшего размера либо самостоятельных проектов.

14

Обычнопорталысоздаютсяоднойбиблиотекойилинесколькими,

заинтересованными в обмене информацией с партнерами или другими участниками проекта. Это позволяет затрачивать минимальное время на поиск необходимой информации.

В статье Н. Редькиной отмечено, что «сегодня многие библиотеки идут по пути интеграции своих ресурсов и уделяют большое внимание продвижению в поисковых системах. Так, в 2011 году организации The Combined Regions и

Центр OCI.C (Online Computer Library Center) планируют запустить объединенный электронный каталог публичных библиотек Великобритании. В

каталоге представлены библиографические данные 80% публичных библиотек страны, которые откроют интернет-пользователям доступ к 9 млн библиографических записей, 50 млн. книг и другим материалам. По мнению создателей, это должно значительно улучшить информированность о ресурсах библиотек и направить значительно выросший в последние годы поисковый трафик (то есть виртуальных посетителей) обратно в библиотеки» [30, с. 11].

Библиотечный портал – это разносторонние плюсы как для библиотек,

так и для пользователей, т.к. позволяют возможность объединить однотипные ресурсы и обеспечивают быстрый поиск информации в объединенных ресурсах. На порталах, как правило, доступны ресурсы и сервисы сразу нескольких библиотек, создаваемые коллективно. Более того, порталы становятся информационной платформой для реализации бизнес-процессов по созданию такого ресурса (сводные каталоги, корпоративные базы данных) [34,

с. 6].

Создание портала – многозадачный процесс, требующий участия разных специалистов. Независимо от сложности планируемого ресурса, к его реализации должны быть привлечены профессионалы – программисты,

дизайнеры и т. п. И, что немело важно, портал, хоть и не является средством массовой информации, эту информацию распространяет, и потому его необходимо оценивать и с правовой точки зрения. Работа интернет-порталов должна строиться в соответствии с законодательством Российской Федерации,

15

основные из них: Конституция РФ; Гражданский Кодекс РФ (IV часть) [12], ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [42];

ФЗ«Опротиводействииэкстремистскойдеятельности»[41],ФЗ«О

библиотечном деле» [39].

Первоначально важным условием успешного функционирования будущего портала является техническое задание, отражающее ясный и подробный список тех задач, которые планируется решать с его помощью. На этом этапе полезным будет знакомство с порталами библиотек и анализ удачно

/ неудачно реализованных элементов ресурсов. Мониторинг позволит взглянуть на будущий ресурс с точки зрения пользователя.

Выбор доменного имени – уникального наименования ресурса – немаловажный этап в создании портала, именно с ним в дальнейшем будет ассоциироваться сайт, поэтому доменное имя должно быть легко произносимым, недлинным и запоминающимся.

Большую часть технического задания на портал должно составлять описание структуры сайта, где нужно учесть, какая информация и в каком виде будет представляться через портал, какая информация интересная и нужна пользователю.

Послевоплощенияпорталнеобходимопротестироватьи,возможно,

доработать. Со временем портал может меняться, преобразовываться его дизайн, но основные концептуальные установки останутся неизменными, при условии продуманного подхода к формированию технического задания и взаимопонимания с разработчиком. Обоснованность этого подтверждают создатели портала общедоступных библиотек Санкт-Петербурга, отмечая, что

«задача, которую мы поставили перед собой, не исчерпывалась представлением общедоступных библиотек Санкт-Петербурга в интернет-пространстве, и тем более этот проект не был пиар-акцией. Создание портала должно стать отправной точкой для достижения основной цели – создания современной общегородской единой автоматизированной системы обслуживания горожан для привлечения их в библиотеки [24, с. 16].

16

Для благополучного развития портала важно, чтобы его контент поддерживался в актуальном состоянии, своевременно вносились изменения,

удалялась устаревшая информация или собиралась в архив, велась модерация ресурса в целом.

Размещаемую на портале (как и на сайте) информацию условно делят на три типа:

динамическая (новости, галереи, пополнение коллекций и книжных новинок, афиша);

статическая (история учреждения, контакты, обзоры, каталоги);

пользовательская (голосования, виртуальные справки, комментарии) [36,

с. 73].

Обязательным условием функционирования любого сайта, а портал, как определили выше, – это разновидность сайта, является взаимодействие с внешней средой. Этот постулат, по мнению О. Кулевой, напрямую относится и к библиотечному сайту. Традиционная библиотека проецирует свою деятельность в веб-пространство, которое определяет форму его существования как точки доступа к разнородным информационным ресурсам библиотеки и, в

то же время, он сам становится глобальным ресурсом [25, с. 16].

Исследователь предлагает следующую схему для иллюстрации взаимодействия сайта, как системы, с окружающими системами:

Интернет-среда

Библиотечная

среда

Сайт

Рисунок 1 – Взаимодействие сайта с внешней средой

Таким образом, реализуются принцип двойственности и феномена открытой системы.

17

Как и любой сайт, портал имеет определенную упорядоченную компонентную структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей:

программно-технического оснащения, пользовательского интерфейса и ресурсной базы, включающей информационные, трудовые и финансовые ресурсы. В соответствии с этим можно выделить основные его компоненты,

совокупность которых определяет ее целостность.

Библиотечный портал должен оставаться ресурсом, посвященным культуре, в любых деталях и мелочах. Решение этой задачи, по мнению О. А.

Сусловой, предполагает важные условия: тексты должны быть написаны грамотно, специальная информация (библиографические описания, справки на предметы искусства и пр.) – соответствовать нормам и правилам, инструменты для работы с видео и картами должны использовать общепринятые и популярные ресурсы (YouTube, Vimeo, Google Maps, Яндекс.Карты),

информация должна быть предоставлена в общедоступных форматах и программах, не требующих лицензионных отчислений (PDF, ODF, JPEG, ZIP).

Желательно использование разносторонних механизмов поиска. Все это позволит создать впечатление серьезного ресурса, которому можно доверять и которым удобно пользоваться [36, с. 73].

Публичная библиотека – это организация, созданная, поддерживаемая и финансируемая обществом через местные органы управления или через другие формы общественной организации. Она предоставляет доступ к знаниям,

информации и продуктам творческой деятельности с помощью целого ряда ресурсов и услуг. Основной задачей библиотеки является предоставление ресурсов и услуг для распространения, архивирования и сохранения всех видов культуры и способов самовыражения, независимо от их источника или местоположения.

Следовательно, библиотечный портал должен способствовать обеспечению доступности информации для пользователя, с его помощью реализуется основная функция библиотек – не формирование фондов, а

18

распространение информации, хранящейся в документах, среди различных групп населения, а значит, помощь в труде, учебе, отдыхе.

В этой связи особое значение приобретает создание интерактивной среды, призванной осуществлять передачу информации, знаний и культуры.

Она должна однозначно указывать характер организации и ее миссию и демонстрировать приверженность высоким стандартам качества. Веб-сайт организации по культуре, предлагающий хорошо структурированный и организованный контент, является однозначной демонстрацией желания организации использовать инновации и изменяться [7, с. 10].

В то же время библиотечные порталы ориентированы на ту же группу пользователей, что и веб-сайты отдельных организаций, и поэтому они превращаются в их конкурентов в борьбе за интерес и лояльность пользователей.

Пользователями библиотечного портала могут быть люди с разным опытом работы вИнтернете, именно поэтому портал, стремящийся привлечь к себе большое число пользователей, должен быть простым и удобным в использовании. Это достигается при выполнении таких требований,как логичность информационной структуры,простота навигации, доступность разным категориямпользователей, интерактивность.

Специфика библиотечных порталов раскрывается на уровне функциональности самих библиотек, т.е. они призваны предоставлять пользователю доступ к достоверной информации, способствовать реализации его рекреационных потребностей, в то же время, в отличие от сайта, портал позволяет библиотекам-участницам вести совместные проекты и корпоративное взаимодействие на одной площадке, объединенной одним функционалом.

19

ГЛАВА2СРАВНИТЕЛЬНЫЙАНАЛИЗБИБЛИОТЕЧНЫХ

ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ

  1. Функциональные   характеристики   библиотечных   интернет-

порталов

С целью отбора библиотечных порталов был проведен поиск в сети Интернет. Было сформулировано три поисковых запроса: «библиотечный портал», «портал библиотек», «информационный портал». Поиск производился по первым 50 ссылкам в системах Yandex, Google.

На запрос «библиотечный портал» из 50 первых ссылок 11 имели отношение к искомому ресурсу. Запрос «портал библиотек» выдал 6 ресурсов и

«информационный портал» – 4 ресурса необходимых для выполнения задания.

В результате в исследование вошли: Библиотечный портал Псковской области, Библиотечный портал республики Марий Эл, Корпоративный информационно-библиотечный портал Ямало-ненецкого автономного округа, LipLib.ru Портал липецких муниципальных библиотек, Библиотечный портал Информационно-просветительского портала Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, НОЮБ, портал библиотек Новосибирской области, Портал КСОБ СПб. Корпоративная сеть общедоступных библиотек Санкт-Петербурга,

Портал библиотек Самарской области, Единый информационный портал библиотек Удмуртии, Библиотеки Пермского края, Портал библиотек Ярославской области (на стадии разработки), Библиогород Библиотечно-

информационный портал города Москвы, Библиотеки области, Челябинская областная научная библиотека, Библиотечный портал Кемеровской области,

ИнформационныйпорталГБУКЦБС«Люблино»,БиблиотекиДона:

электронные ресурсы и услуги онлайн, Портал «Финно-угорские библиотеки России», Информационный портал специальных библиотек для слепых, The European Library Connecting knowledge, Информационный портал школьных библиотек.

20

Таким образом, в экспериментальный массив вошел один портал иностранного происхождения, по одному – информационный портал школьных библиотек и портал специальных библиотек для слепых, 14 порталов объединяют участников по региональному признаку, 4 сформированы для сети городских библиотек. Иллюстрация видового деления представлена на рисунке

2.

1

Иностранного происхождения

1

1

Школьные библиотеки

4

Специальные библиотеки

Муниципальные библиотеки

14

городских округов

Муниципальные и

государственные библиотеки

региона

Рисунок 2 – Количество библиотечных интернет-порталов по видовой характеристике

Основная масса этих ресурсов начала свою работу в 2008 – 2012гг. Не на всех порталах можно найти достоверную информацию о времени создания. Из тех, где информация о годе начала работы указана, самые старшие Информационный портал специальных библиотек для слепых (2003), Портал библиотек Самарской области (2006), Информационный портал школьных библиотек (2007).

В теоретической части было определено, что библиотечные порталы являются единой информационной точкой выхода на ресурсы библиотек – участниц проекта, призваны предоставлять наиболее актуальную информацию о направлениях их деятельности и услугах, предоставлять собственные ресурсы. Организация доступа к актуальной информации неотделима от структурирования всех материалов, объединения их в рубрики, понятное и

21

доступноепользователю,накоторогоориентированданныйресурс.

Необходимо, чтобы портал имел удобную навигацию для простого посетителя и инструмент для совместной деятельности библиотек-участниц – внутренний портал, желательно со справочным разделом, – что делает работу по его наполнению максимально удобной. Проанализировать внутреннюю страницу не представляется возможным, т.к. доступ туда ограничен и, как правило,

дается только библиотекам-участницам.

На интернет-порталах современный пользователь может получать информацию, но в более быстром, полном объеме, сконцентрированном в одном месте. Удовлетворение этой потребности эффективно решает сводный каталог библиотек-участниц, размещенный на порталах.

Динамика жизни, развития информационных технологий, изменения форматов ресурсов предполагает не только пересмотр политики комплектования фондов с привнесением в состав электронных изданий, но и пересмотр стратегии предоставления ресурсов и услуг библиотек с помощью современных средств. Библиотечные порталы в данном направлении играют роль навигатора огромного информационного пространства, сформированного как самими библиотеками-участницами, так и приобретенными ими у сторонних агрегаторов.

Возможности порталов позволяют активно информировать пользователей о ресурсах, их особенностях и достоинствах, о возможности при их помощи решать возникающие проблемы в учебе, работе, организации досуга. На порталах библиотеки представляют презентации новых электронных ресурсов,

услуг и сервисов, материалы (памятки, инструкции) по их эффективному самостоятельному использованию, учат пользователей ориентироваться в этом море информации, отбирая официальную, самую достоверную и ценную.

Умение быстро получать необходимую информацию из сети по запросам и предоставлять свои ресурсы и услуги стало существенной частью информационной деятельности библиотек [38].

22

Порталымогутпредложитьпользователюинформирование.

Технологическая схема, в общем виде, на базе вебтехнологий представлена следующим образом: пользователь регистрируется в системе (вводит информацию о себе, включая электронный адрес), заполняет раздел тематических предпочтений (ключевые слова или предметная область) и

устанавливает  желаемую  частоту  рассылок  и  способ  доставки  информации.

После этого подписчик получает регулярные сообщения по выбранной им теме по мере обновления информационного ресурса в течение определенного периода [50].

Библиотечные порталы предлагают информацию о предстоящих мероприятиях, рассказывают о прошедших. На порталах дается информация о конкурсах: от традиционных, посвященных юбилейным датам, до конкурсов,

посвященных вечности книги, слова, роли библиотеки в образовании людей. На порталах размещаются не только объявление, положение и результаты конкурса, но и сведения о поступающих работах, присутствует голосование с отзывами и оценками тех или иных творческих работ.

Представлено и такое традиционное направление деятельности для библиотек, как развитие и поддержание читательского интереса. Основная работа направлена на объединение членов местного сообщества для проведения книжно-читательских акций и кампаний, организацию встречи людей,

читающих и любящих книгу. Параллельно идет внедрение новых форм продвижения чтения, например, публикация на порталах наравне с привычными электронными книжным выставкам буктрейлеров – видео аннотации книг. В ролике не более 3 минут информация о книге подается нестандартно, что способствует и привлечению внимания к изданию.

Библиотеки, ориентированные на потребителя и получение позитивных результатов деятельности, постоянно ведут диалог с пользовательской аудиторией. Порталы, выбранные для исследования, не всегда следуют правилу обратной связи и ведут работу по отслеживанию пользовательского мнения о ресурсах и услугах, лишь на 12 из них у пользователя есть возможность

23

высказать свое мнение и пожелание. Здесь стоит отметить, что данный сервис,

если он позиционирует себя как виртуальная приемная, не сможет полноценно выполнять свою функцию, т.к. портал в целом представляет работу нескольких библиотек, а пожелания и замечания высказываются конкретной библиотеке.

Следовательно, разумнее будет разместить подобный сервис на библиотечном сайте или на странице библиотеки-участницы, представленной на портале.

Подобным образом устроена Виртуальная приемная на Библиотечном портале Кемеровской области, на рисунке проиллюстрировано это направление.

Наглавнойстраницемини-сайта(страницыбиблиотекинапортале)

размещено сообщение:

Рисунок 3 – Ссылка на виртуальную приемную

Переход по ссылке предлагает заполнить форму в Виртуальной приемной, где также размещено сообщение о правилах оформления и обратной связи. Образец представлен на рисунке 4

Рисунок 4 – Виртуальная приемная

24

На библиотечных порталах организована обратная связь с пользователем:

опросы, мониторинги, анкетирование. Оценки удовлетворенности обслуживанием, отражают то или иное комплексное отношение пользователей

информационных ресурсов, уровень профессиональной компетентности персонала, условия пользования библиотекой (здания, помещения,

техническую оснащенность и т.п.) [32].

Основная часть порталов выделяет страницы профессионалам, размещая на них методические рекомендации, программы и планы деятельности,

организуя внутрибиблиотечное общение, обмен опытом. Следует отметить, что на многих страницах для коллег имеет место пересечение интересов как специалистов, так и далеких от библиотечного дела людей. К таким разделам можно смело отнести музейные экспозиции, касающиеся библиотечного дела,

как части истории нашей страны.

Развитиюбиблиотечныхпорталовспособствуеткомплекснаясвязка:

портал, сайты, блоги и социальные сети, каждый из ресурсов ведет работу со своей аудиторией и в соответствующем ему интонационном русле [44].

Демонстрацию этой связки можно увидеть в виде иконок выбранных социальных сетей. Такой тандем содействует появлению новых читателей,

абонентов межбиблиотечного абонемента и электронной доставки, виртуальной справочной службы, увеличивает спрос на электронные ресурсы.

Таким образом, через порталы идет продвижение информационных ресурсов в заинтересованную среду, реализуются воспитательная и просветительская функции. Библиотечные интернет-порталы предлагают пользователям специализированные информационные материалы, помогающие в навигации по ресурсу и дающие общую информацию о нем, предоставляют сервисные возможности, в том числе регламентированные законодательством,

также порталы выполняют основную функцию библиотек – информационное обслуживание.

25

2.2 Анализ контента интернет-порталов

Соответствие функциональной модели учреждений-участников контенту библиотечного портала, необходимо для полноценности отражения совокупность направлений деятельности, характерной в целом для библиотек-

участниц, и обеспечения полноты представления общественной значимости библиотеки как социального института.

Главные страницы нескольких библиотечных интернет-порталов представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Примеры оформления главной страницы библиотечных интернет-порталов

26

Согласно современному законодательству, библиотека – это информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающее организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам [39].

Несмотря на продолжающиеся дискуссии и различные точки зрения теоретиков и практиков на состав функций библиотек, отметим, что приведенное определение закреплено законодательством, и на него в данной работе будем ориентироваться. Из него следует, что информационная составляющая – основное направление деятельности библиотек. Очевидно, что в первую очередь речь идет об организации доступа к ресурсам, в отношении порталов будем говорить о доступе к электронным ресурсам. В связи с проводимой государством информатизацией всех сфер деятельности,

формированием электронного правительства и переходом на электронные услуги, именно удаленный доступ рассматривается, как неотъемлемый ресурс развития библиотек и местного сообщества. Данный самостоятельный компонент формирования информационной среды представлен в виде доступа к полнотекстовым ресурсам и сводному электронному каталогу библиотек-

участниц.

С ростом объемов информации общедоступные универсальные библиотеки, работающие с документами любой тематики и видов и любыми группами пользователей, осуществляют информационное обслуживание пользователей наряду со специальными информационными службами,

специализирующимися на информировании определенных групп пользователей, становятся конкурентами в сфере информационных услуг и досуговой деятельности. Применительно к библиотечной отрасли это означает необходимость точного определения своей ниши в социокультурном и информационном пространстве [29, с. 8]. Сводная таблица функций библиотек и их отражение в рубриках порталов представлена ниже.

27

Таблица 2 – Отражение функций библиотек в структуре контента портала

Функции библиотек

Наименование рубрик

Информационная

Электронный каталог, Выход на ресурсы участников, Новости,

Виртуальная   справка,   Информация   о   документационном

обеспечении, Конкурсы

Образовательная

Методические  рекомендации,  Пропаганда  книги  и  чтения,

Электронные ресурсы, Повышение квалификации

Культурная

Виртуальная экскурсия / музей / выставка,

Мемориальная (на уровне

Краеведение, Документы

региона)

Организационная

Интрасайт,Главная,Контакты,Поиск,Опортале,

Персонификация, Обратная связь,

Приоритетной у разработчиков порталов является рубрика «Новости» –

общая  новостная  лента.  Здесь  представленаинформация  для  пользователя,

освещающая работу библиотечного сообщества, достижения и проблемы отрасли, важные и интересные моменты в жизни отдельных библиотек,

оригинальные проекты, масштабные культурно-просветительские и социально-

значимые акции; знакомящая с сокровищами фондов. Данная рубрика не представлена лишь портале Библиотек Пермского края. Следовательно, 95%

порталов предлагают посетителям новостную информацию.

Информацияобиблиотеках-участницах,ихуслугах,ресурсах,

возможностьвыйтина«индивидуальный»сайтбиблиотекиподрубрикой

«Библиотеки» («Библиотеки-участницы» и др.) встречается в 25% (18) случаях.

Страницы дают контактную информацию: адреса, в том числе сайта и электронные адреса, часы работы и др., т.е. то, что поможет большему числу людей найти эту организацию, посетить мероприятия или просто ознакомиться с ее коллекциями в удаленном режиме. Здесь можно познакомиться с информацией о государственных (муниципальных) услугах, предоставляемых библиотеками, или перейти на нее по ссылке, а также узнать о работе центров,

клубов и любительских объединений при библиотеках.

28

Следующая  по  популярности  рубрика«Методические  рекомендации».

Название этого раздела может быть и другим, например «Методическая копилка» или более конкретно адресная «Комплектатору». Под этим названием в работе были объединены рекомендации, адресованные библиотекарям. 76% (16) порталов имеют такую рубрику. Форма представления информации здесь разнообразна, начиная от простого текста, заканчивая видео. Здесь встречаются рекомендации, снабженные скриншотами, созданные в виде презентации.

Разделы снабжены гиперссылками на другие полезные в работе ресурсы, в том числе на профессиональные издания.

Не менее популярна на порталах рубрика, посвященная пропаганде книги и чтения. 71% (15) порталов располагают такими материалами. Названия встречаются разные: «Центр чтения», «Книжная полка», «Советуем прочитать», «Виртуальная книжная выставка» и др. Основная цель раздела – пропаганда чтения как модного, престижного, современного занятия. Разделы позиционируют свою деятельность как формирование и развитие общественного интереса к чтению, пропаганда чтения как вида деятельности,

связанного с успехом в жизни. На страницах этих рубрик часто можно встретить информацию о литературных конкурсах и национальных премиях в области литературы.

Аналогична популярность рубрики, представляющей полнотекстовые ресурсы: базы данных, архивы, издания, адресованные посетителю-читателю. 71% (15) порталов имеют на своих страницах корпоративные полнотекстовые ресурсы. Здесь представлены, как правило, краеведческие документы,

структурированные и организованные как базы данных или архивы, или как самостоятельные издания.

Более половины порталов – 67% (14) – публикуют документы о своей деятельности, а также организационно-правовые документы или дают на них ссылку. 52% (11) порталов дают информацию о рассматриваемом ресурсе,

рассказывают и миссии, цели, задачах.

29

Далее по частоте встречаемости рубрика «Повышение квалификации» или ее аналоги, 48% (11). Этот раздел встречается также и как подрубрика раздела «Коллегам» («Профессионалам» и т.п.), у которого аналогичный рейтинг – 52% (11) порталов представляют, персонифицируют профессиональную информацию, делая ее адресной для конкретных пользователей. Здесь также встречаются, уже как подрубрика, методические рекомендации, и дается информация о новых технологиях, направлениях и формах работы библиотек, материалы отраслевых совещаний и конференций,

документы (как подрубрика).

Такое же количество порталов предоставляет возможность обратной связи на форумах: рубрика «Форум», «Обратная связь». Здесь происходит общение с наиболее активными потребителями услуг библиотеки.

Сводные каталоги библиотек-участниц доступны на 43% (9) порталов, о

чем уже упоминалось и выше при характеристики услуг, предлагаемых на порталах. Активное использование различных электронных ресурсов и информирование, например, через службы «Виртуальная справка» и

электроннаядоставкадокументов,прослеживаетсяв43%(9)ресурсах.

Пользователи этих порталов оперативно удовлетворяют свои информационные запросы через портал в удаленном режиме.

Ряд порталов, 38% (8), публикуют информацию о литературных и других профильных конкурсах, которые проводят библиотеки-участницы, или о конкурсах местного, регионального, федерального значения.

Такое же соотношение наблюдается и в публикации таких ресурсов, как

«Виртуальный музей», «Виртуальная экскурсия».

Таким образом, наиболее популярные рубрики и подрубрики порталов предоставляют посетителям информацию о мероприятиях и событиях библиотек, ассортименте товаров и услуг; знакомят с электронными версиями корпоративных материалов различного характера: информационного,

мемориального и др.,  с формируемыми базами данных: фактографическими,

библиографическими, полнотекстовыми. Помогают читателю сориентироваться

30

в книжном потоке, знакомят с некоторыми из новинок и рассказывают, кому они могут быть интересны.

Достаточно часто встречаются рубрики с методическими разработками,

конспектами лекций, рабочими и учебными программами и тому подобными документами, призванными помочь организовать эффективную систему повышения квалификации специалистов библиотек.

В меньшем приоритете, судя по частоте встречаемости рубрик рассмотренных порталов, возможность поиска документов в сводном каталоге и в электронных каталогах библиотек-участниц, оформление заказа на копии фрагментов книг и статей из периодических изданий и сборников. Реже встречаются рубрики приглашающие принять участие в конкурсах и в обсуждении тем на Форумах; поделиться мнением о работе библиотек, оставив свои отзывы и предложения; познакомиться с книжными новинками.

На сводной гистограмме, рисунок 6, представлена частота встречаемости рубрик в интернет-порталах библиотек.

95,2

90,0

85,7

76,2

76,2

80,0

71,4

71,4

66,7

70,0

61,9

57,1

60,0

52,4

47,6

42,9

42,9

42,9

42,9

50,0

38,1

38,1

40,0

30,0

19,0

20,0

10,0

0,0

Рисунок 6 – Частота встречаемости рубрик на интернет-порталах

31

Как видно, в приоритете у библиотечных порталов собственно позиционирование участников их деятельности, привлечение пользователя в библиотеку, на это указывает большое число порталов, где есть раздел

«Новости». Многие порталы дают выход на ресурсы участников, что и является одной из важных характеристик такого ресурса, как портал. Немаловажным представляется для порталов продвижение своих электронных ресурсов в пользовательской среде. Большой вопрос вызывает отсутствие на многих библиотечных порталах ссылки на сводный или какой-либо каталог.

В целом можно отметить, что библиотечным порталам присущи основные характеристики порталов как таковых. Специфика же выражена на уровне рубрик и разделов.

2.3 Представление продуктов и услуг библиотек на интернет-

порталах

Привлечение пользователей – одна из задач библиотек. Осложняется ее решение тем, что, привлекая пользователя, библиотека призвана передавать знания и быть источником знаний, ориентированных на самую широкую аудиторию. Характеристики, присущие Сети, стимулируют библиотеки развивать услуги, которые могут способствовать появлению и увеличению удаленной аудитории пользователей.

Структурно конечные результаты деятельности любой библиотеки состоят из двух видов: материальных (библиотечная или научная продукция) и

нематериальных – услуг, предоставляемых библиотекой своим пользователям.

В соответствии с ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» библиотечная услуга определяется как «конечный результат библиотечного обслуживания,

удовлетворяющийопределеннуюпотребностьпользователябиблиотеки

(выдачу  и  абонирование  документов,  предоставление  информации  о  новых

32

поступлениях, справки, выставки, консультации и т.д.) [11].

Продукт обладает потенциальной возможностью удовлетворять потребности пользователей при наличии двух условий: если у конкретного пользователя возникает в них потребность и если к этим продуктам будет обеспечен доступ в виде услуги. Доступ – это и преодоление пространственных ограничений (в т. ч. и передача электронных документов по телекоммуникационным каналам), и система моделей, позволяющих получить представление о продукте, например, о включенных в фонд документах, и

любая трансформация данных, помогающая удовлетворению информационных потребностей пользователя (например, аналитический обзор) [15, с. 122].

В настоящее время Интернет является основным каналом продвижения оказываемых библиотеками услуг, и именно определению уровня развития интернет-представительств уделяют особое внимание многие исследователи

[10]. В условиях развития интернет-технологий услуги, а также библиотечная продукция, имеют возможность приобретать новое качество, они могут быть перенесены в электронную среду, и к ним может быть организован доступ потенциально неограниченному кругу пользователей, как внутри библиотеки,

таки вне ее стен. Значительно увеличивается не только номенклатура, но и качественные характеристики услуг: ряд услуг, реализуемых через Интернет,

могутпредоставлятьсябезограниченийповремени,т.е.круглосуточно;

значительная часть продукции библиотеки, переведенная и электронную форму, с организацией доступа к этой электронной форме приобретает новые потребительские качества.

В связи с этим, специалисты РГБ предлагают следующее определение:

услугибиблиотеки(библиотечно-информационныеуслуги)общественно-

полезные действия, обеспечивающие доступ к документам и информации, в т.ч.

к электронным библиотечно-информационным ресурсам, а также Интернету; те или иные удобства, предоставляемые населению библиотекой. Различают библиографические, документные, культурно-просветительские,

образовательныеуслугиидр.Куслугамбиблиотекитакжеотносятся

33

мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, в т.ч. обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в т.ч. использования сетевых ресурсов библиотеки [29, с. 18].

В данной работе на примере интернет-порталов рассмотрим наличие информации об услугах библиотек и удаленного доступа, что также трактуется как услуга, к:

библиографической информации (каталогам); электронным документам (хранимыми, приобретаемыми для

использования или создаваемыми в библиотеке); бездокументарной информации – возможность получения пользователем

устной консультационной поддержки от библиотекаря, направленной на эффективное использование (или создание собственных) электронных документов (консультационная поддержка здесь рассматривается в самом широком смысле, включая в себя устную форму любых обучающих, консультационных, ориентирующих услуг);

информации рекламного, новостного характера.

Следует отметить, что две первые услуги для государственных и муниципальных библиотечных учреждений являются, как правило, соответственно – государственными и муниципальными. Нормы ФЗ №83 от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [40] и ФЗ № 210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

[43],документыпоповышениюэффективностибюджетныхрасходов,

принятые Правительством Российской Федерации, предусматривают бюджетное финансирование этих услуг и их ориентацию на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов, одновременно с повышением доступности и качества услуг.

СпециалистыРГБрассматриваютгосударственные(муниципальные)

34

услуги библиотеки: 1. способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и организаций (физических и юридических лиц) на получение в т.ч. в электронном виде библиографической и текстовой информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав, осуществляемый посредством взаимодействия пользователя (потребителя услуги) с библиотекой; 2. библиотечно-информационные услуги, оказываемые библиотекой в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ от 8 мая 2010 г.28 [29, с. 18].

Выбранные для анализа порталы разительно отличаются друг от друга уровнем представленности услуг, содержанием страниц. Даже основной ресурс

– электронный каталог или ссылки на него – присутствует не на всех порталах. Отметим, что в реализации функций порталов существенным направлением является создание единого доступа к библиотечно-информационным ресурсам

– электронным каталогам и каталогам оцифрованных библиотеками документов, сводным каталогам. Среди проанализированных ресурсов 57% (12

из 21), т.е. более половины не предлагают пользователю доступ к основной библиотечной услуге – справочно-поисковому аппарату библиотек. При этом, как отмечено в исследовании Н.С. Редькиной, «наиболее востребованной группой ресурсов стали электронные каталоги библиотеки, что априори является важнейшим ресурсом, который библиотеки могут предложить пользователям» [31, с.67-68]. Возможно, ответ в том, что сводного каталога у участников выбранных ресурсов нет, и сведения о документах находятся лишь в разрозненных каталогах библиотек.

Воспользоваться корпоративными полнотекстовыми электронными ресурсами в удаленном режиме предлагают лишь 13 порталов, т.е. около 62%. В данном случае речь идет именно о полнотекстовых ресурсах, опубликованных на портале или на которые непосредственно даны прямые ссылки. В то же время можно утверждать, что почти все порталы, выбранные для исследования, дают выход на сайты, а, следовательно, и ресурсы,

35

участников. Исключение составляют Информационный портал специальных библиотек для слепых и Информационный портал школьных библиотек. При этом если для портала специальных библиотек это вопрос реально решаемый,

то для школьных, это сделать будет сложно в силу количества школьных библиотек. Поэтому утверждение о наличии на порталах выходов на сайты библиотек-участниц допустимо считать истинным. Таким образом, в данной части они соответствуют определениям, которые были рассмотрены в теоретической главе.

Общепризнанно, что в Интернете завязываются новые взаимоотношения библиотеки и пользовательской аудитории, в том числе уникальные возможности доступа к информационным ресурсам, что было показано выше,

персонификация общения, реклама, проведения исследований и др.

Следуетотметить,чтотакаяуслуга,какинформирование,т.е.

возможность рассказать удаленному пользователю о библиотеках и их делах,

разместитьновости,рекламу,используетсяфактическинавсехпорталах.

Посетители порталов в курсе деятельности библиотеки: текущих и планируемых мероприятиях (конференции, семинары, книжные выставки и др.); смене расписания; проводимых конкурсах. Выбившийся из общего числа портал «Библиотеки Пермского края» является исключением, но здесь стоит учесть, что названный ресурс построен исключительно как выход на другие библиотеки (муниципальные, государственные, ведомственные, школьные и т.п.) и предлагает минимум собственных ресурсов – инструкции о работе на портале и библиографическая информация об изданиях краеведческого характера. Какой-либо функционал, характерный для порталов, у портала

«Библиотеки Пермского края» отсутствует.

Возможности персонификации используются мало. Лишь Информационный портал ГБУК ЦБС «Люблино» предлагает ресурсы отдельно для читателей и для специалистов, для детей и взрослых. Другие ресурсы используют более привычную и традиционную персонификацию на порталах,

выделяя  информацию  «Коллегам»  /  «Специалистам»  /  «Профессионалам»  и

36

т.п., почти половина, 48% (10) порталов не предлагают разграничение информации и не адресуют ее конкретным пользователям.

Порталы, по определению, должны предоставлять различный функционал и сервисы, в том числе обратную связь и интрасайт с возможностью конструировать свои страницы пользователям-участникам ресурса. Обратная связь на открытом доступе представлена несколькими видами: голосование,

анкетирование, форум, виртуальная приемная. При этом не все ресурсы предоставляют пользователю такую возможность: 43% (9) порталов не используют сервис обратной связи ни в каком виде.

Такой функционал как интрасайт и конструирование страниц участников отследить невозможно, если информация об этом не представлена на портале в качестве характеристики ресурса.

Сводная гистограмма, иллюстрирующая предоставление услуг на библиотечных интернет-порталах, представлена на рисунке 7.

На примере рассмотренных библиотечных порталов видно, что подобные ресурсы открывают дополнительные возможности библиотекам на основе кооперирования и взаимоиспользования информационных ресурсов. Это направление сотрудничества нашло свое отражение в виде возможности поиска в сводном каталоге библиотек-участниц ресурса. Порталы знакомят посетителей с электронными версиями корпоративных материалов различного характера: информационного, мемориального и др.; с формируемыми базами данных: фактографическими, библиографическими, полнотекстовыми,

электронным каталогом.

Таким образом, на библиотечных порталах представлены услуги, которые обладают базовыми признаками и библиотечной услуги, и информационной,

т.е. это услуга, которая предоставляет как ранее подготовленную информацию в соответствии с поступившим запросом, так и по выявленной информационной потребности. Теоретически они должны обеспечить высокое качество информационно-консультационных услуг на основе использования

37

достоверных источников,  в  том  числе  и  правовых  информационных систем

[23].

120

100

100

80

57

62

57

60

40

20

0

Доступ к справочно-

Доступ к

Информирование о   Сервис обратной связи

поисковому аппарату

корпоративным

событиях

полнотекстовым

ресурсам

Рисунок 7 – Представление библиотечных услуг на интернет-порталах (%)

Средихарактеристик,неотъемлемыхдлябиблиотечныхпорталов,

отмечены следующие: полезность, способность облегчить доступ к информации, расширить возможности ее выбора, интеллектуальный характер услуги, неотделимость от исполнителя, уникальность (поскольку каждый раз одна и та же форма услуги создается разными партнерами в разных ситуациях,

с помощью разных ресурсов и сочетания их элементов), невозможность накопления и хранения услуг, отражение в структуре услуги предмета запроса,

наличие в структуре услуги формы, содержания, пространственно-временных характеристик.

Традиционные услуги, в частности доступ к сводному каталогу или же к электронным каталогам библиотек, реализованные через дополнительные точки входов, размещаемые на порталах, а также доступ к электронным полнотекстовым документам, реализованный через них, многократно

38

расширяютпользовательскуюаудиторию.Развитиебиблиотечныхуслуг,

реализуемыхвэлектроннойсреде,направленноенаихрасширение,

персонификацию, введение новых форм и обратной связи с пользователями и,

соответственно, на усиление присутствия библиотеки в сетевом пространстве,

способно направить по новому пути существующие взгляды на роль и возможности развития библиотек.

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внутренняя организация любой современной библиотеки, в совокупности с правилами, обеспечивающими ее деятельность, требует использования новых интеграционных механизмов – укрепления взаимоотношений с социальными и культурными институтами общества, позволяющими библиотеке активно участвовать в жизни общества. Возможность сохранения позиций на рынке информации и досуга связана также с виртуализацией, воплощением чего может стать интернет-портал.

В данной работе были проанализированы сервисные и функциональные возможности интернет-портала в условиях информационно-библиотечных учреждений. Основное внимание было уделено теоретическим подходам к определению понятия «интернет-портал», определению специфики библиотечных интернет-порталов, анализу ресурсов с целью сравнения.

По результатам исследования было отмечено: сегодняшняя неустоявшаяся терминология далека от строгости использования слов

«интернет-сайт» и «интернет-портал». Зачастую использование этих двух понятий «сайт / портал» не позволяют однозначно идентифицировать, о чем в действительности идет речь. В работе были отмечены основные аспекты, на которые опираются теоретики и практики в своих определениях интернет-

портала: это ресурс, который сочетает в себе веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы с целью соответствовать потребностям большого числа пользователей.

Важные характеристики библиотечного портала – предоставление выхода на сайты библиотек, на тематически близкие ресурсы, структурированность информации и ссылок и оперативность доступа к ним, объединение ресурсов из различных надежных источников для повышения качества результатов поиска,

наличие собственного информационного контента, различного функционала и интранет-страниц, возможности для участников конструировать свои страницы.

40

В работе было отмечено, что разработчики библиотечных порталов делают разные акценты в создании названных ресурсов, и потому ни один из разделов не встретился стабильно на каждом интернет-портале. В то же время следует акцентировать, что лишь один из выбранных ресурсов не использует портал как информационный центр о библиотеках, их услугах и ресурсах, т.е.

не предлагает новости с целью продвижения библиотек. Также из наиболее часто встречающихся разделов – выход на ресурсы участников, методические рекомендации, пропаганда книги и чтения и собственные полнотекстовые ресурсы, что соответствует прямому назначению библиотек как социального института. Отрицательным моментом стал тот факт, что основной ресурс библиотек участниц сводный каталог представлен менее чем на половине библиотечных интернет-порталов. Следовательно, говорить о полной реализации информационной составляющей библиотек через порталы нет оснований.

Другие функции, закрепленные в законе – культурная и просветительская, например, в виде привлечения к чтению, организации конкурсов и акций в поддержку книги, информирование о других акциях библиотек, реализуются также на части библиотечных порталов.

В то же время гипотезу, выдвинутую в работе о том, что библиотечные интернет-порталы способствуют расширению сферы предоставления библиотечных услуг, привлечению пользователей и их информационному удовлетворению, оправданно можно считать подтвержденной мнением теоретиков и практиков, а также привлечением все большего числа библиотек к созданию корпоративного ресурса – библиотечного интернет-портала.

Подводя итог, отметим, будущее библиотек их востребованность все больше зависит от развития информационно-коммуникационных систем,

технической оснащенности самих библиотек, а самое главное от способности эффективно использовать всю эту инфраструктуру. В связи с этим библиотекам необходимо: совершенствовать практику информационного обслуживания,

делая  ее более оперативной и полной,  усиливая  информационную функцию

41

библиотеки в виртуальной составляющей; расширять и открывать фонды библиотеки, используя сетевые ресурсы с соблюдением авторского права;

перевести онлайновый доступ в разряд обязательных услуг библиотек, активнее использовать облачные и мобильные технологии.

42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аврамова, Е.В. Электронные ресурсы в публичной библиотеке [Электронный ресурс] / Е.В. Аврамова // Университетская книга: информационно-аналитический журнал. – Электрон. дан. – М., 2013. – Режим доступа:http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/1585-elektronnye-resursy-v-publichnoy-biblioteke.html.Загл. с экрана. (дата обращения:09.12.2013).

  1. Алешин, Л.И. Информационная открытость библиотечных сайтов [Текст]: опыт ОУНБ: учебно-методическое пособие / Л.И. Алешин, М.А. Ордынская.

– Москва: Литера, 2013. – 272 с.

  1. Антопольский, А.Б. Состояние электронной культуры в отдельных регионах России [Электронный ресурс]: итоги комплексного исследования, проведенного в 2010 году / А.Б. Антопольский, С.Н. Горушкина, О.В. Шлыкова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. – № 5.

– Режим доступа: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/75/1615/. – Загл. с экрана. (дата обращения: 09.12.2013).

  1. Ашманов, И. С. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах [Текст] / И.С. Ашманов. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Ашманов и партнеры, 2010. – 264 с.

  1. Бесклинская, Л. П. Библиотека – это умный дом для читателя: взгляд на «Открытую библиотечную систему». Электронные ресурсы и услуги для образования и науки [Электронный ресурс] / Л.П. Бесклинская // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3 (9). Электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/biblioteka-eto-umnyy-dom-dlya-chitatelya-vzglyad-na-otkrytuyu-bibliotechnuyu-sistemu-elektronnye-resursy-i-uslugi-dlya-obrazovaniya-i.Загл. с экрана. (датаобращения: 09.12.2013).

43

  1. Буданов, Н. Развитие информационных технологий в библиотеках: инноватика в обслуживании пользователей [Электронный ресурс] / Н. Буданов, С. Грудцев // ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина». – Электрон. дан. – Тамбов, 2013. – Режим доступа:http://www.tambovlib.ru/news/2013/Развитие%20информационных%20технологий%20в%20библиотеках.pdf.– Загл. с экрана. (дата обращения:

09.12.2013).

  1. Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем [Электронный ресурс] / рабочая группа проекта MINERVA EC. – Режим доступа: http://www.minervaplus.ru/publish/Vzaimodeistvie_veb-saitov_po_kulture_s_ polzovatelem.pdf. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.09.2013).

  1. Воронин, А.А. Интернет-портал: не наступайте на грабли [Текст] / А.А. Воронин, М.Б. Тимонова // Интернет-маркетинг. – 2008. – № 3. – С. 148-155.

  1. Гендина, Н.И. Официальный Web-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института [Электронный ресурс] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова,

О.И.  Алдохина  //  МатериалыXVI  международной  конференции  «Крым

2009».Режимдоступа:http://www.gpntb.ru/win/inter-

events/crimea2009/disk/97.pdf.Загл. с экрана. (дата обращения 04.09.2013).

  1. Голубенко, Н.Б. Информационные технологии в библиотечном деле [Текст] / Н.Б. Гоубенко. – Ростов н / Дону: Феникс, 2012. – 282 с.

  1. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Текст] // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост.: Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб.: Профессия, 2006. – С. 11-38.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая [Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 24.11.2006]; [ред. от 12.03.2014] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа:

http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/.Загл. с экрана.

44

  1. Грузова, А.А. Организация текстов в веб-среде для повышения эффективности информационного обслуживания пользователей [Текст] / А.А. Грузова // Вестник СПбГУКИ. – 2011. – № 9. – С. 59-62.

  1. Долматова, Е. Большому университету – региональный портал [Электронный ресурс] / Е. Долматова // Форум. Издание Волгоградского государственного университета. – Режим доступа: http://www.publish.volsu.ru/arhiv/forum_01_04/html/portal.html. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.09.2013).

  1. Елисина, Е.Ю. Электронные услуги библиотек [Текст] / Е.Ю. Елисина. – СПб.: Профессия, 2010. – 304 с.

  1. Зверевич, В. Пространство современной библиотеки: вектор развития [Текст] / В. Зверевич // Библиотечные технологии: наука о мастерстве. – 2011. – № 1 (07). – С. 37-39.

  1. Зубова, Е.Е. Портал «Культура Архангельской области». Будем знакомы [Текст] / Е.Е. Зубкова // Библиотечное дело. – 2013. – № 15 (201). – С. 20-23.

  1. Козин, А. Славное море, священный Байкал: использование интернет-технологий в краеведческой работе библиотек [Текст] / А. Козин // Библиотечное дело. – 2011. – № 08 (146). – С. 26-28.

  1. Колкова, Н.И. Прикладная информатика: технологии курсового и дипломного проектирования [Текст]: учеб. пособие для студентов специальностей «Прикладная информатика (в информационной сфере)», «Прикладная информатика (в социальной сфере)», «Прикладная информатика (в социально-культурной сфере)» / Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. – Кемерово: КемГУКИ, 2007. – 434 с.

  1. Колкова, Н.И. Технологии создания электронных информационных ресурсов [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. – М.: Литера, 2013. – 360 с.

  1. Комплексный проект «Библиогород». Создание и пути реализации единой межведомственной библиотечной системы города [Текст]: сборник

материалов / сост. О.О. Борисова. – М.: Литера, 2013. – 139 с.

45

  1. Кондрашкина, Е.В. Массовое библиотечное обслуживание [Текст]: учебно-практическое пособие / Е.В. Кондрашкина. – М.: Литера, 2012. – 168 с.

  1. Королева, И.С. Создание виртуальной информационной социальной службы [Электронный ресурс] / И.С. Королева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/86/2041/. – Загл. с экрана. (дата обращения: 09.12.2013).

  1. Кузнецова, Т. Внедрение интернет-портала как этап создания автоматизированной системы библиотечного обслуживания населения Петербурга [Текст] / Татьяна Кузнецова, Тамара Корякова // Библиотечное дело. – 2011. – № 08 (146). – С. 16-18.

  1. Кулева, О. Показатели и инструменты оценки эффективности сайта библиотеки [Текст] / О. Кулева // Библиотечные технологии: наука о мастерстве. – 2011. – № 1 (07). – С. 15-19.

  1. Матвеева, И.Ю. Электронный сервис в библиотеке: вопросы содержания и организации [Текст] / И. Ю. Матвеева // Библиография. – 2012. – № 6 (383).

– С. 17-22.

  1. Морвиль, П., Розенфельд Л. Информационная архитектура в Интернете [Текст] / П. Морвиль. – 3-е изд. – СПб.; М.: Символ-Плюс, 2010. – 608 с.

  1. Моргенштерн, И. Г. Справочно-библиографическое обслуживание: теория и практика [Текст]: пособие для специалистов / И.Г. Моргенштерн. – М.: Либерея-Бибинформ, 2011. – 176 с.

  1. Обеспечение качества информационно-библиотечного обслуживания [Текст]: пособие для руководителей библиотек / Рос. нац. б-ка, Рос. библ. ассоц.; отв. сост. и рук. проекта Л.В. Куликова; сост. Т.В. Кузнецова (и др.).

– СПб. : Рос. нац. б-ка, 2013. – 174 с.: табл.

  1. Редькина, Н. С. Внедрение перспективных и эффективных информационных технологий в библиотечную практику [Текст] / Н. С. Редькина // Библиотечные технологии: наука о мастерстве. – 2011. – № 1

(07). – С.10-14.

46

  1. Редькина, Н. С. ИТ-стратегия библиотеки [Текст]: научное пособие / Н. С. Редькина. – М.: Литера, 2012. – 239 с.

  1. Руководство по обеспечению качества информационно-библиотечного обслуживания [Электронный ресурс] / РБА. – Электрон. дан. – М., 2012. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/activities/group/kach/ruk.pdf. – Загл. с экрана. (дата обращения: 09.12.2013).

  1. Серова, О.В. Качество услуг в электронной среде и новые сервисы [Электронный ресурс] / О.В. Серова // Электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-uslug-v-elektronnoy-srede-i-novye-servisy.Загл. с экрана. (дата обращения:09.12.2013).

  1. Соколов, А. В. Российские библиотеки в информационном обществе [Текст] / А.В. Соколов. – М.: Литера, 2012. – 399 с.

  1. Соколова, Н. Функционализм как характерная черта современного веб-пространства библиотеки [Текст] / Н. Соколова // Библиотечные технологии: наука о мастерстве. – 2011. – № 1 (07). – С. 6-9.

  1. Суслова, О. А. Как создать качественный сайт учреждения культуры [Текст] / О.А. Суслова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. – № 9. – С. 67-74.

  1. Толковый словарь [Электронный ресурс] // ТВОЙ-ХОСТИНГ.РУ. – Режим доступа:http://your-hosting.ru/terms/p/portal/.– Загл. с экрана. (дата обращения 04.09.2013).

  1. Туркина, О.Д. Библиотека в цифровой среде: информационное обслуживание пользователей в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке [Электронный ресурс] / О.Д. Туркина // Двадцатая юбилейная Международная Конференция «Крым 2013». – Режим доступа:http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/052.pdf.Загл. с экрана.(дата обращения 04.01.2014).

  1. Федеральный  закон  от  02.12.1994  №  78-ФЗ  «О  библиотечном  деле»

[Электронныйресурс]:[принятГДФСРФ23.11.1994];[посл.ред.от

47

07.07.2013].Режимдоступа:http://base.garant.ru/103585/1/#block_100.

Загл. с экрана. (дата обращения: 09.09.2013).

  1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс]: [с изменениями и дополнениями, последнее – Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ]

  1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 27.06.2002]; [посл. ред. от 25.12.2012 № 255-ФЗ) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139786; –

Загл. с экрана. (дата обращения: 09.02.2013).

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 08.07.2006]; [посл. ред. от 28.07.2012 № 139-ФЗ]

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133341;

Загл. с экрана. (дата обращения: 09.02.2013).

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]: [с изменениями и дополнениями, последнее – 21 декабря 2013 г.] //

– Режим доступа: http://base.garant.ru/12177515/1/#block_100. – Загл. с экрана. (дата обращения: 08.01.2014).

  1. Халворсон, К. Контентная стратегия управления сайтом [Текст] / К. Халворсон. – СПб. [и др.]: Питер, 2013. – 224 с.

48

  1. Хворостьянова, С.В. Веб-сайт: требования к информационной структуре и наполнению [Текст] / С.В. Хворостьянова // Современная библиотека. –

2011. – № 1. – С. 68-73.

  1. Шрайберг, Я. Л. Интеграция библиотек в развивающееся информационное общество: что нас ждет впереди? [Текст] / Я.Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2013. – № 1. – С. 7-49.

  1. Шрайберг. Я. Л. Роль электронной информации в повышении эффективности школьного образования на современном этапе [Текст] / Я.Л. Шрайберг // Школьная библиотека (Секции, мастер-классы, круглые столы, специальные лекции форума «Михайловское 2010»). – 2010. – № 6/7. – С.

24-29.

  1. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках [Текст]: справочник / Р.С. Гиляревский, Г.Ф. Гордукалова. СПб.: – Профессия, 2007. – 663 с.

  1. Эмануэль, А. Корпоративный сайт или информационный портал [Текст] / А. Эмануэль // Интернет-маркетинг. – 2003. – № 2. – С. 19-25.

  1. Юдина, И. Г. Избирательное распространение информации на базе веб-сервисов [Электронный ресурс]: обзор интернет-ресурсов / И.Г. Юдина // Электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/izbiratelnoe-rasprostranenie-informatsii-na-baze-veb-servisov-obzor-internet-resursov.Загл. с экрана. (дата обращения:09.12.2013).

  1. ActionPortal: новый уровень бизнеса [Электронный ресурс]: сайт программных решений для бизнеса. – Режим доступа:http://www.actionportal.ru/?id=3.Загл. с экрана. (дата обращения:09.12.2013).

49




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. СОВРЕМЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

2. Язык животные и людей: сравнительный анализ

3. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности эмитента

4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ СОЛОДОВНИКОВА Ю.А. И ПЕШИКОВОЙ Л.В.

5. Сравнительный анализ акцентуаций характера по Леонгарду и Личко

6. Сравнительный анализ систем образования России и Англии

7. Сравнительный анализ инновационного потенциала стран Латинской Америки

8. Сравнительный анализ избирательной системы в России и зарубежных странах

9. Россия: сравнительный анализ становления рыночных отношений в 20-ые и 90-ые годы ХХ века

10. Сравнительный анализ особенностей проектирования управляющих программ для различных систем ЧПУ