Дизайн-проект архитектурной среды рекреационной зоны



Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина

Дизайн-проект архитектурной среды рекреационной зоны

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Содержание

Словарь терминов .........................…..................................…............................….3

Введение....................................................................................................………....4

1.1 Исторические предпосылки развития дизайна архитектурной

среды рекреационной зоны..................................................................……....7

1.2 Влияние природно-климатических факторов

на формирование архитектурной среды города............…........……............11

1.3 Понятие и классификация рекреационных зон......................................…….15

1.4 Основные принципы планировки, благоустройства

и оформления рекреационных зон отдыха………………………………….19

1.5 Проектное предложение……………………………………………………....24

2. Проектное решение……………………………………………………………..26

2.1 Предлагаемые услуги и портрет потребителя…………………………....….28

2.2Ситуационная схема и анализ рельефа проектируемого участка………..…29

2.3 Влияние природно-климатических условий города Астаны

на формирование архитектурной среды рекреационной зоны…………......30

2.4 Функциональное зонирование………………………………………….…….30

2.5 Архитектурно-планировочное решение объекта проектирования…..…......31

2.6 Стилистическое решение………………………………………………...…....32

2.7  Предметное наполнение и малые архитектурные формы…………….........32

2.8 Отделочные материалы и колористическое решение…………………….....33

2.9 Принцип формирования озеленения территории

3. Инженерно конструктивная, экономическая часть.

Охрана окружающей среды и труда……………………………………..….…34

3.1 Строение набережной………………………………………...…………..…...34

3.2 Оборудование искусственного водоема..……………………………...….....35

3.3 Строение и оборудование фонтанов………………………………………....35

3.4 Строение и укладка мощения…………………………………………….…..36

3.5 Конструктивное решение мостов………………………………………….…36

3.6 Характеристика используемых материалов………………………………....39

3.7 Роль экономики в строительстве…………………………………………..…41

3.8 Экологический аспект проектирования………………………………….…..47

3.9 Охрана труда в строительстве………………………………………………...49

Заключение………………………………………………………………………...50

Список используемых источников………………………………….…………....51

Приложения……………………………………………………………………......52

Словарь терминов

В настоящем дипломном проекте применяются следующие термины с соответствующими определениями.

Арка - архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста).

Генеральный план - это масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический и фотографический план территории.

Горизонталь – это замкнутая линия, изображающая на карте горизонтальный контур неровностей, все точки которого на местности расположены на одной высоте над уровнем моря.

Градостроительство— деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Дизайн архитектурной среды — искусство проектирования предметно-пространственной среды, имеющее целью оптимизацию функциональных процессов жизнедеятельности человека и повышение ее эстетического уровня.

Ландшафтный дизайн  это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ.

Мост – этоискусственное сооружение, возведенное через реку, озеро, болото, пролив или любое другое водное препятствие

Мощение – выкладывание дорожек, дорог, тропинок и тротуаров разнообразными материалами

Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория.

Ландшафтный дизайн - это комплекс специальных мероприятий и решений по благоустройству территории, направленный на изменение внешнего вида территории путем активного использования природных компонентов. 

Проект детальной планировки-  проект, разрабатываемый для отдельных частей города на основе его генплана с целью выявления архитектурно-пространственного и инженерно-экономического решения застройки

Рекреация — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.

Рельеф  — совокупность неровностей твёрдой земной поверхности и иных твёрдых планетных тел, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных и отрицательных форм

Функциональное зонирование  это разделение участка на отдельные части, несущие определенную функциональную нагрузку, а также осуществление взаимосвязи этих зон между собой.

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

 

Введение

Актуальность. Ландшафтный дизайн берет свое начало с самого начала веков, когда начали закладываться первые поселения, и всегда был неразрывно связан с градостроительством. Помимо непосредственно жилой или общественной застройки создавались различные сады, небольшие места для отдыха и просто озеленения территории.

Ландшафтный дизайн охватывает большой спектр деятельности, от проектирования жилых участков до создания парковых, курортных зон или озеленения улиц, микрорайонов. Сейчас практически невозможно представить исключительно урбанизированный город, в котором нет места ни газонам, ни деревьям, ни цветам. Напротив, современные, прогрессивные города стараются увеличивать количество озелененных территорий, так как их влияние на физической и психологическое здоровье горожан, неоспоримо

В условиях урбанизированной среды, шума автомобилей жителям города необходимы места, где они могли бы найти уединение, общение, физический и моральный отдых. Значение природного ландшафта, элементов озеленения, водных ресурсов в городской структуре возрастает с каждым годом. Все здания и архитектурные сооружения воспринимаются в совокупности с элементами городского ландшафта и благоустройства территории.

Благодаря сложившейся экологической обстановке в современное время, одной из главных целей проектировщика при организации городской территории является максимальное сохранение и использование природных ресурсов. При этом, объекты и конструкции в проектируемом объекте должны органично сочетаться с существующей природой, дополняя и улучшая ее, создавая при необходимости новые природные объекты.

Именно поэтому рекреационные зоны, такие как парки, скверы, сады являются неотъемлемой частью городской структуры, своеобразным «зеленым украшением» города. Зеленые насаждения исполняют самые различные функции в жизни города, такие как: обеспечение шумозащиты, защиты от ветра и других погодныхусловий, создание тени, очищение воздуха, оздоровительная функция.  Следовательно, наличие и разнообразие зеленых насаждений в черте города значительно влияет на его облик  и настроение жителей.

Помимо непосредственного влияния на жителей города, ландшафтные объекты и зеленые насаждения оказывают и другое влияние. С точки зрения эстетики,  урбанистическая застройка не может обойтись без хотя бы небольшого количества природных объектов. Деревья, кустарники, цветы, газон являются прекрасным украшением города, что обязательно должен учитывать дизайнер-проектировщик.

Факторы. Если рассмотреть факторы, которые оказывают влияние на формирование ландшафта, то можно выявить следующие:

1. Природно-климатический. Важнейшую роль играют климатические условия, такие как погода, среднегодовая температура, режим ветра и т.д

2. Географический. Место для проектирования объекта выбирается  зависимости от назначения и соседства с другими объектами. Другим важным фактором является и особенности рельефа, который является отличным инструментом при проектировании.

3. Социальный. Проектируемый ландшафт направлен не на одного человека, а на целый социум. Поэтому, его целью является обеспечение комфортного общения, коммуникации. Помимо этого, необходимо учитывать вкусы потенциальных потребителей, интересы, различные модные тенденции и т. д.

4. Психологический. Колористическое решение оказывает огромное влияние на самочувствие человека, так как различные цвета по-разному влияют на психику. Помимо этого, психологическое воздействие оказывают габариты пространств, освещенность, близость водных ресурсов и т.д

5. Экономический. При проектировании необходимо учитывать возможность реализации дизайнерских решений с финансовой точки зрения

Совокупность всех этих факторов оказывает неоспоримое влияние на процесс проектирования и формирования рекреационных зон.

Границы исследования.

В рамках научного исследования был проанализирован советский опыт ландшафтного проектирования парков, как отличный пример многопрофильного ландшафтного дизайна, а также современные зарубежные аналоги.

Цель исследования. Целью исследования является изучение способов  организации ландшафта парковых и рекреационных зон, а также вопросы формирования рекреационной зоны с культурно-развлекательной направленностью. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить советский опыт проектирования и возможности применения в современных реалиях

2. Выявить способы формирования генерального плана с учетом потребностей потребителя, природных условия и прилежащей территории.

3. Классифицировать рекреационные зоны в зависимости от их назначения.

4.  Изучить функцию зеленых насаждений, их влияние на здоровье и самочувствие человека.

Методика исследования. В процессе исследования было целесообразно выбрать такие методики как

1. Метод аналогов. Были рассмотрены советские и мировые аналоги по функциональному назначению. Помимо этого, с целью выявления стилистических тенденций, были изучены современные иллюстративные аналоги в ландшафтном дизайне.

2. Метод анкетирования. Для исследования был проведен опрос среди потенциальных потребителей, проживающих или бывающих в городе Астана.

Объектом исследования являются рекреационные зоны в структуре города, а именно крупные городские парки.

Предметом исследования являются тематические рекреационные зоны, их роль в культурном развитии населения.

1.1 Исторические предпосылки развития дизайна архитектурной среды рекреационной зоны

Великая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала собой и революцион- ные преобразования в области культуры, как и во всем укладе духовной жизни страны. Первыми правительственными постановлениями советская власть предоставила широкие возможности для развертывания ландшафтного строительства в стране. Так, Декретом о земле (1917) была национализирована земля, что позволило осваивать необходи- мые территории для организации мест отдыха и оздоровления трудящихся[сотникова]

В первые годы своего существования в СССР  не позволяли задумываться о досуге простых горожан. Это объяснялось рядами причин, такими как переходный период, бедственная ситуация, новый курс государства и т.д. Именно поэтому отдых людей получался скорее спонтанным, нежели организованным в специальных местах Чаще всего это был выезд за город, на природу, охоту, рыбалку или в деревню к родным. Однако, большая часть людей, все же, оставалась в городе. Поэтому, досуг людей ограничивался игрой в домино, посиделками с друзьями или семейным походом в кинотеатр.

Естественно, это было недостаточно для полноценного морального и физического отдыха населения. Понимая это, в 1928 году советское правительство возвело организацию отдыха трудящихся в ранг одной из самых важных государственных задач.

Было принято решение о создании в городах СССР крупных центров, в которых бы появилась возможность, помимо спортивно-развлекательных мероприятий, организовывать среди трудящихся культурно-просветительскую и политико-воспитательную работу. Таким образом, парк бы выполнял определенные функции:

-политическую: митинги, парады, лекции

-спортивную: соревнования, игры

-военно-патриотическую: встречи с военными и революционерами

-просветительскую: научные кружки, лекции, демонстрации

-культурную: размещение библиотек, кинотеатров, проведение танцев и концертов.

Первый подобный объект было решено возвести в столице страны, городе Москва. Местом для проектирования являлась довольно людная территория у Голицынского пруда, возле Нескучного сада, уже имеющего свою собственную историю.

Таким образом, 12 августа 1928 был открыт первый в СССР парк культуры и отдыха, который сохраняет свою популярность и в наши дни, постепенно меняясь и модернизируясь. Парк стал огромным культурно-развлекательным комплексом под открытым небом, включающим в себя различные культурные и выставочные павильоны, различные аттракционы декоративный бассейн, детскую зону, а также спортивные площадки.

Пространство ЦПКиО делилось на две части: партерную (в регулярном стиле с площадью в центре) и Нескучный сад (в пейзажном стиле). Геометрически правильно спланированное пространство партера символизировало идею порядка, организованности, рациональности и дисциплины. Такой элемент, как площадь в ЦПКиО, выходит на первый план, что соотносится с идеалом объединенного пролетариата [1].

Данный опыт строительства рекреационной зоны является одним из самых первых как на территории Советского союза, так и в остальном мире. В 1932 году парку было дано название в честь советского писателя Алексея Максимовича Горького, что стало своеобразным «советским брендом», который получил свое распространение и в других городах страны. Парки с аналогичным названием были открыты в Алматы, Воронеже, Ижевске, Казани, Луганске, Минске, Мелитополе, Бендеры, Виннице, Одессе, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Таганроге и Харькове.

Главным архитектором парка в Москве являетсяК. С. Мельников. Его планировка, немного меняясь, в целом, сохранилась и до нашего времени.  Центральный партер и планировка вокруг Голицынского пруда были спроектированы уже в 1937—1938 годах по проекту архитектора В. И. Долганова, который  в 1954 году вместе с К. И. Павловой спроектировал Генеральный план развития парка. Оформление же отдельных частей парка сделал в 1944—1945 годах архитектор И. А. Француз. А ныне существующая входная группа в парк была спроектирована архитекторомЮ. В. Щуко. На сегодняшний день территория парка занимает219,7 Га и включает в себя спортивные площадки, пляж, сеть питания, скейт-парк, музей, оранжерея, каток, коворкинг, кинотеатр под открытым небом и т.д.

В скором времени было начато строительство и других парков культуры и отдыха по образцу парка в Москве.

В 1932 году поступило предложение архитектора С.В. Домбровского об основании парк культуры и отдыха в городе Екатеринбург. Парк расположился в центральном районе города. Его площадь составляет 97 га, при этом 70 га составляет огромный лесной массив.  В 1943 году парк был назван в честь Владимира Маяковского. Изначально парк являлся скорее огромной зоной, предназначенный исключительно для рекреации, расположенной в лесном массиве. Так как в парке расположен пруд в близости от центральной аллеи, было дано задание его облагородить. Помимо этого, в парке были размещены аттракционы и танцевальная площадка с эстрадой. Позже, к 1936 году были спроектированы кинотеатр и цирк, тем самым, увеличив не только развлекательное, но и  культурно-просветительское назначение парка. Начиная с 1957 парк стал отличным местом для проведения выставок и ярмарок. В послевоенные годы данному парку не раз было присвоено звание «Лучший парк культуры и отдыха, что было вполне заслужено.

В данный момент на территории парка расположено огромное количество развлечений и аттракционов для посетителей разных возрастов и интересов. Большое внимание уделяется культурно – развлекательной программе, чтобы каждый посетитель парка, имел возможность отдохнуть и получить большое количество положительных эмоций. 

В Казахстане также был сооружен один из таких объектов, а именно – «Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького» в Алматы.Парк берет свое начало с 1856го года и изначально имел название «Казённый сад» и включал с себя лишь цветники и оранжереи. В 1934 году была произведена реконструкция парка с размещением различных аттракционов, пунктов питания, танцевальных площадок, а со временем появился и небольшой зоопарк.

Если изначально территория парка составляла более 100га, на данный момент территория составляет уже 42 га благодаря отведению части парка под жилую застройку.

Несмотря на сокращение площади, парк и по сей день является любимым местом отдыха горожан благодаря присутствию большого количества объектов, таких как: искусственные водоёмы, различные аттракционы, спортивный комплекс, аквапарк, сцены и эстрады, пункты общественного питания.

Центральный детский парк им. Максима Горького, расположенный в городе Минск, отличается гораздо меньшим размером, нежели вышеназванные парки, и имеет площадь всего в 28 гектаров. Как и многие другие, изначально, в царское время, он являлся садом и был основан в 1805 году. Если сначала основной функцией парка являлась только рекреация, к концу 19 века в парке были размещены спортивные площадки и пункты продажи напитков.

Продолжая тенденцию паркового строительства в СССР, в 1936 году парку было присвоено имя Алексея Максимовича Горького. Соответственно, было продолжено создание культурно-просветительских и развлекательных зданий и сооружений. В парке появились разнообразные зоны отдыха для детей и взрослых, новые аттракционы, ряд павильонов. В это же время был расположен кинотеатр, однако к 1970 году он сгорел.На сегодняшний день парк приобрел исключительно детскую направленность, вместив в себя огромное количество аттракционов и детских площадок.

К 70-м годам XX века наступает новый период в развитии СССР – брежневский, который позже назовут «застойным». В ЦПКиО одна за другой организуются масштабные выставки, насчитывающие сотни зарубежных аттракционов и игровых автоматов. Большинство экспонатов остались в парке по окончании работы выставок, что можно считать свидетельством усиления влияния западной культуры досуга на советское общество.[1]

Однако, к началу перестройки  в стране начались не самые легкие  времена. То, насколько тяжелыми и трагичными были для России 90-е гг., в пол- ной мере выразилось в пространстве ЦПКиО и ПКиО по всей стране. Рыночные идеалы сделали из парков места для заработка – бездумного, беспринципного и разрушительного. Парковые площади сдавались в аренду без каких-либо огра- ничений: под стоянки автомобилей, под строительство домов [1].

Таким образом, парки культуры и отдыха в Советском Союзе имели важное значение в культурно-просветительской работе и являлись уникальными объектами. Однако, к настоящему времени произошла интеграция с опытом рекреаций капиталистических стран, создав новые объекты, политическая и патриотическая направленность которых отошла на второй план, уступив место развлекательной и торговой.

За рубежом также имеется большой опыт проектирования подобных ландштафных объектов.

Центральный парк Нью Йорка является уникальным явлением в парковом строительстве и одним из самых популярных парков мира. Благодаря своему расположению и площади в341 га, он является своеобразным «зеленым островом» в урбанистической застройке города. Генеральный план парка был создан Фредерик Олмстедом иКалверт Воксом в 1857 году. На данный момент он является одним из главных символов Нью Йорка. На данный момент в парке присутствует зоопарк, ледовая площадка, замок Бельведер, сад, лужайка для концертов, театры и музеи. Отличительной особенностью является отсутствие пунктов быстрого питания, но посетителям разрешается приносить еду с собой, чтобы устраивать пикники под открытым небом.  Парк имеет свободную пейзажную планировку, а каждой входной группе присвоено имя известной личности.

Парк «Ибирапуэра» (порт. Parque do Ibirapuera) — городской парк, располженный в Бразилии, а именно в Сан-Паулу, площадью 140 га.Парк был открыт в честь 400-летия Сан-Паулу в 1954 году. Над дизайном парка Ибирапуэра работали известные архитекторы и дизайнеры, в том числе известный архитектор Оскар Нимейер и дизайнер Роберт Бурле Маркс. Благодапя внушительной площади, парк позволяет устраивать различные мероприятия, выставки, концерты, спортивные соревнования, показы фильмов, спектаклей, мастер-классов и т.д.

Комплекс парка включает несколько зданий, в частности: музеи, выставочные комплексы, планетарий, гимназии и школы.

Парк Золотые Ворота Сан-Франциско является одной из наиболее интересных достопримечательностей в городе, и считается одним из известнейших парков мира. Его площадь огромна – более 400га и повторяет форму центрального парка Нью Йорка.

На территории парка располагаются озера с островами, холмы, дюны, леса, равнины и водопады, что является прекрасным примером пейзажной планировки. В парке созданы все условия для пеших и велосипедных прогулок, занятий спортом, проведения досуга, в том числе с детьми. Организованы развлечения, проводятся как уличные выступления, так и серьезные концерты известных исполнителей. Благодаря своему наполнению, в середине 20го века парк  приобрел свою популярность у хиппи, которые устраивали там свои концерты и фестивали. Главными объектами парка является музей академии наук, ботанический сад, музей изящных искусств, загон с зубрами, музыкальная зона.

Гайд-парк в Лондоне, площадь которого составляет 141 га является королевским парком с очень богатой историей. Свое начало парк берет в1536. Главным событием в жизни парка было проведение первой Всемирной выставки 1851го года и возведение знаменитого Хрустального дворца, который сыграл колоссальную роль в развитии архитектуры и дизайна. С тех пор паркстал постоянным местом проведения выставок, фестивалей, ярмарок и концертов.

За пределами Англии Гайд-парк известен прежде всего тем, что тут находится Speakers' Corner, где традиционно оттачивают своё красноречие разного рода ораторы и проповедники. Поэтому Гайд-парк стал синонимом места, где можно свободно провозглашать и отстаивать любые идеи. [вики]

Широкой популярностью пользуются коммерческие тематические парки, появившиеся в середине 50-х годов в США в дополнение к переживавшим тогда упадок традиционным паркам досуга. Американец Уолт Дисней, владелец студии мультфильмов, увековечил себя в истории также созданием увеселительных парков, названных его именем и получивших распространение по всему миру. Первый такой парк открылся 13 июля 1955 года в Анахейме (Калифорния) [2].

1.2 Влияние природно-климатических факторов на формирование архитектурной среды города

На  архитектурно-ландшафтную структуру современного города и развитие системы  его озелененных территорий воздействуют в основном две группы факторов. Одна из них  определяется как ландшафтная (или природная), вторая – как градостроительная (функционально-планировочная). [краснощекова]

Несомненно, человек оказывает колоссальное воздействие на окружающую среду. С положительной точки зрения человек выступает в роли создателя, создавая архитектурно-ландшафтные комплексы, внедряя многие виды растений и животных в природу, стараясь сохранить ее. Однако, человек так же является и разрушителем природы, сокращая количество видов животных и растений, а также расширяя площадь урбанистической застройки за счет природных ландшафтов.

Город всегда следует рассматривать во взаимосвязи с окружающей средой. При оценке природного ландшафта выявляют как наиболее положительные элементы для их усиления, так и отрицательные для нейтрализации их. К негативным сторонам относят низкое качество воды, воздуха, почвы, их наполнение вредными веществами.

Природно-климатические условия являются, во-первых: необходимой основой, своеобразным фундаментом для создания городской среды, во-вторых, самым стабильным фактором, влияющим на процесс ее функционирования.  [3]

Главными  природно-климатическими факторами, влияющие на формирование архитектурной среды города являются: температурный,  радиационный, ветровой режим, среднегодовое количество осадков.

Температурный режим обуславливается среднегодовой температурой, средней температурой по месяцам, а также максимальной и минимальной температурой. При проектировании температурный режим влияет на материалы, оборудование, использование водоемов, зеленые насаждения и т.д.

Охлаждающее действие зеленых насаждений в значительной степени объясняется расходом большого количества тепла на испарение и повышение относительной влажности воздуха. Различные виды растений могут по-разному отражать, поглащать и пропускать солнечные лучив зависимости от физиологического строения листьев, структуры, размеров кроны и т.д. [4]. Наиболее эффективными в снижении температуры являются такие деревья как дуб, каштан, липа крупнолистная, клен остролистный и т.д.

Ветровой режим – это совокупность направления и скорости движения ветра. При градостроительном проектировании необходимо учитывать данные факторы для защиты жителей от неблагоприятного воздействия ветра путем создания искусственных барьеров или посадкой зеленых насаждений. Наиболее благоприятная скорость ветра для человека находится в диапазоне 0,5-3 м\с. С помощью зеленых насаждений возможно регулирование проветривания, ослабление или усиления скорости для комфорта жителей города.