Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка



СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Основные вопросы совместной работы

семьи и школы по воспитанию учащихся………………………………...5

2.Функции и задачи взаимодействия

педагогов и родителей……………………………………………………12

3.Содержание, формы и методы

работы педагога с родителями…………………………………………...15

4. Сотрудничество семьи и школы и его формы………………………..22

Заключение………………………………………………………………...24

Список использованных источников…………………………………….26

Приложения……………………………………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Воспитание детей — конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Значение воспитательной деятельности семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здорового сплочения.

Учитывая большую роль согласованной воспитательной работы школы и семьи, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Справиться с данной задачей в состоянии только школа.

Объект исследования: процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка.

Предмет исследования: деятельность педагога в работе с родителями.

Цель курсовой работы – рассмотреть формы взаимодействия семьи и школы.

Задачи:

1) показать основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся;

2) выделить функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей;

3) проанализировать содержание, формы и методы работы педагога с родителями;

4) охарактеризовать сотрудничество семьи и школы и его формы.

Разработкой проблемывзаимодействия семьи и школы занимаются такие исследователи как Невская С.С., Зборовская Т.Ю. и другие.

Кроме того, в процессе подготовки курсовой работы автором были проанализированы и изучены различные литературные источники, посвященные указанной выше проблематике. Это такая литература как:Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и семьи; Баранов С.П. и др. Педагогика; Ильина Т.А. Педагогика; Лекции по педагогике / Под общ. ред. С.А. Умрейко и др.; Невская С.С. А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы; Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского и другие.

1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Повышение роли школы в воспитании подрастающих поколений и ее влияние на воспитательную работу семьи теснейшим образом связано с теми социальными и производственно-экономическими сдвигами, которые происходят в развитии современного общества. Укажем на важнейшие из них.

Интенсивное развитие науки и техники и совершенствование всех отраслей производства повлекли за собой необходимость введения всеобщего среднего образования и повышения научного уровня образовательно-воспитательной работы.

Школа, таким образом, стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии молодежи.

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе.

Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей [8, с.282].

Наконец, необходимость влияния школы на воспитание учащихся в семье обусловливается тем обстоятельством, что почти все родители вовлечены в общественное производство, многие из них занимаются самообразованием, повышением своей квалификации, активно участвуют в деятельности общественных и культурно-массовых организаций. Все это так или иначе сказывается на их воспитательной работе и, в частности, ослабляет традиционные контакты между родителями и детьми. По данным социологических исследований, с 1929 года свободное от работы время трудящихся увеличилось у нас в три раза, но это не повлекло за собой пропорционального увеличения времени домашнего общения родителей с детьми.

В1950 году в семьях служащих Москвы родители учащихся 5-7-х классов уделяли проверке тетрадей и дневников, совместным прогулкам, играм и беседам с детьми примерно четыре с половиной часа в неделю, в 1978 году - около двух часов [15, с.492].

Учитывая это, школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказывать воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Таковы объективные предпосылки, обусловливающие повышение роли школы в руководстве воспитательной деятельностью семьи и координации работы общественности.

Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с некоторой долей условности их можно разделить на три основные группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

К третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания [13, с.402].

В чем же заключается сущность этих проблем и какой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?

Как уже отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе готовить образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них принципиальность и прогрессивные убеждения. Контакты между семьей и школой в этом направлении должны охватывать следующие вопросы.

Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданско-патриотического формирования личности, и не просто обращали внимание на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, технического моделирования, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

Особенно большую роль в решении этой проблемы играет влияние матерей, и их усилия в данном направлении необходимо всячески поддерживать. Английский историк-социологXIX века Томас Бокль писал: «Поразительный факт, что у большинства замечательных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от матерей, чем от отцов» [15, с.493].

Большое значение имеют проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной деятельности. Л.Н.Толстой в дневниковых записях отмечал:

Воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей.

Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им пример нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению своих школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала, не имеют нормальных условий для домашней учебы.

Задача родителей — развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Вот почему школе следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и литературы, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству.

Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям. Требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуждением детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней — установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, каким должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке они должны содержать свои вещи и рабочее место, как относиться к родителям и другим членам семьи и путем побуждения (просьб, напоминаний, указаний на допускаемые недостатки, одобрения хороших поступков и т.д.) к соблюдению этих требований формировать соответствующие привычки поведения. Если же дети не знают своих обязанностей в семье и не приучены к их выполнению, родителям то и дело приходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты.

Требования должны сочетаться с проявлением уважительного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психику и нередко приводят к неврозам. Задача школы - ориентировать родителей на ласковое и внимательное отношение к детям, учитывать их запросы и интересы, связанные с чтением книг, посещением кинотеатров, а также с участием в художественно-эстетических и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Действенным стимулирующим фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с материальным достатком. А.С.Макаренко насчитывал, как уже отмечалось, более 20 видов труда детей в семье. Дети могут убирать свою постель, содержать в порядке свой стол и рабочий уголок, чистить обувь и одежду, ухаживать за цветами, складывать в определенном месте получаемые газеты и журналы, ухаживать за младшими братьями и сестрами, помогать родителям в уборке квартиры, приготовлении пищи и т.д. Лучшим средством стимулирования детей к труду в семье Макаренко считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Вместе с тем родителям необходимо помнить, что в народе всегда стремились приохотить, а не принуждать детей к труду. На опыте люди убеждались: охота пуще неволи. Неумение некоторых родителей стимулировать и расширять сферу применения сил детей в практических делах (особенно это относится к подросткам и старшим школьникам) приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя иждивенческие настроения [6, с.93].

Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский контроль помогает учащимся более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей и преодолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуждать к аккуратному выполнению школьных заданий.

Наконец, много сложных вопросов включает проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе совместной работы семьи и школы. К сожалению, далеко не все родители с пониманием относятся к тем изменениям, которые накладывает возраст и индивидуальные черты характера на поведение детей и их работу. Так, иногда в семье не учитывают того, что подростки уже тяготятся излишней родительской опекой и стремятся к проявлению самостоятельности, что происходящие в их организме физиологические процессы периодически сопровождаются повышением нервозности и раздражительности. Бывает и так, что в отдельных семьях не в меру удовлетворяют все запросы учащихся в отношении к сверхмодной одежде, ограждают их от участия в труде, что формирует у них потребительское отношение к жизни [9, с.338].

Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов детей. Не все родители бережно относятся к склонностям учащихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой школой. В отдельных семьях не создают условий для трудовых занятий детей, не поощряют их стремления к практической деятельности в сфере материального производства. Между тем правильный подход родителей к этим вопросам создает хорошую основу для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье, так и в школе.

Какой же должна быть помощь школы семье в решении этих проблем?

Основными формами этой помощи являются: организационно-педагогическая работа с родителями, осуществление их педагогического просвещения и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся.

2.ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

- информационная,

- воспитательно-развивающая,

- формирующая,

-охранно-оздоровительная,

- контролирующая,

- бытовая.

Задачи взаимодействия:

- формирование активной педагогической позиции родителей;

- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

- активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

- изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др. [7, с.59]

Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

- Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.

- Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

- Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

- При изучении семьи школьника педагога, прежде всего интересуют следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.

2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.

3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная) [5, с.243].

Дифференцированный подход педагога в работе с родителями строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

В связи с этим семьи делятся на 5 типов:

1-й тип семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Детимоіугбыть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3-й тип конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные истинные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей [10, с.319].

Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

3.СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных, блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.

-Повышение психолого-педагогических знаний (университет педагогических знаний: лекции, семинары, практикумы, конференции);

-Вовлечение родителейи общественности в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы, группы по интересам);

-Участие родителей и общественности в управлении школой (родительские собрания организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела помощь в укреплении материально- технической базы, родительский патруль, индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками, совет школы, комитет общественного контроля, классные советы, классные родительские комитеты, совет содействия семье и школе).

В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.

Рассмотрим комплекс методов и форм совместной роботы с родителями, наиболее часто используемых в опыте школ.

Методы изучения семьи: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; деловая игра; анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «университета» составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания [15, с.496].

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например; «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, к ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда заполняется краткая анкета.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

На практикуме можно предложить родителям тест «Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?» (см. приложение 1).

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один- два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Во многих школах родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», и «огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта [4, с.465].

Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.

Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?» и многие другие (см. приложение 2).

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности их педагогических умений. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное Обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры'. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика [1, с.86].

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы но организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы [15, с.495].

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:

1. Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.

2. Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.

3. Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях в детском коллективе).

4. Добрые, доверительные отношения (доброжелательность сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).

5. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

4. СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ И ЕГО ФОРМЫ

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, один - два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это - спортсмены, тренеры, которые организуют какие-либо спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры. Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собрать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются какие-то поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время [12, с.249].

Неоценимая помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе Положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи [14, с.402].

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в родительский совет. Это прежде всего координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммукативной ( общение и через него - социализация ), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).

Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-номические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений организационного и бытового характера, отрицательно влияющие на обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет снижение качества воспитания и общей  успеваемости. В настоящее время роль работы педагога с семьей становится более значимой, так как численность детей "трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через работу с их семьями.

Инструментом воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально-педагогическая работа, организуемая педагогами.

Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания, педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей педагога остается помощь семье и учителям в привитии учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему вза-имосвязанных мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми школьного возраста.

Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых особенностей учебно-воспитательного процесса на современном этапе.

Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных, блока:

-Повышение психолого-педагогических знаний (университет педагогических знаний: лекции, семинары, практикумы, конференции);

-Вовлечение родителейи общественности в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы, группы по интересам);

-Участие родителей и общественности в управлении школой (родительские собрания организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела помощь в укреплении материально- технической базы, родительский патруль, индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками, совет школы, комитет общественного контроля, классные советы, классные родительские комитеты, совет содействия семье и школе).

В течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. В современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе. Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в целом, так отдельных ее членов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и семьи // Воспитательная работа в школе. – 2004. - № 1. – С.85-86.
  2. Баранов С.П. и др. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – 368с.
  3. Зборовская Т.Ю. Преемственность семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования //Адукацыя і выхаванне. – 2007. - № 1. – С.66-71.
  4. Ильина Т.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984. – 496с.
  5. Лекции по педагогике / Под общ. ред. С.А. Умрейко и др. – Мн. Изд. БГУ, 1970. – 280с.
  6. Невская С.С. А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы // Педагогика. – 2—3. - № 9. – С.90-94.
  7. Основы социальной работы / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2004. – 288с.
  8. Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. – 320с.
  9. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608с.
  10. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.
  11. Педагогика / Под ред. В.В. Белорусовой. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 231с.
  12. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1984. – 368с.
  13. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 640с.
  14. Степаненков Н.К. Педагогика. – М.: изд. Скакун В.М., 1998. – 448с
  15. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебник. — Мн.: Універсітэцкае, 1998.- 560с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?»

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?

а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?

б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?

в) обещаете купить для нее портативный телевизор?

г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе?

б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?

в) маленьких взрослых?

г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу вы носите?

а) которая больше всего вам подходит?

б) которая отвечает последней моде?

в) которая копирует прическу любимой звезды?

г) которая копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о вашем возрасте:

а) знают ли дети, сколько вам лет?

б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?

в) скрываете ли вы свой возраст от детей?

г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как вы одеваетесь?

а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?

б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет

установить более тесную связь между вами?

в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?

г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?

а) посчитаете, что это его личное дело?

б) станете подшучивать над его женственностью?

в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодными?

г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?

б) уменьшаете громкость?

в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?

г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально

бьет вас по голове?

8. При споре с детьми вы:

а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?

б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?

в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?

г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:

а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?

б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?

в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как вы?

г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:

а) не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?

б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?

в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?

г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда вы пытаетесь, вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?

а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?

б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?

в) потому что это может дольше удержать семью вместе?

г) потому что это для вас естественно?

12. В отношениях со своими детьми вы:

а) обращаетесь с ними как со взрослыми?

б) обращаетесь с ними как с маленькими?

в) стремитесь быть их приятелем?

г) ведете себя так, как должно родителям?

Подсчитайте ваши очки:

36-25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.

24-14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповиновение. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.

13-0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбежны, однако дети вас любят, уважают и - главное - видят в вас любящего и надежного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.

Приложение 2

Вопросы к диспуту «Мы и родители»

1. Взрослые мы или дети? С какого возраста человек становится самостоятельным?

2. Кто отвечает за нас: мы сами, школа, родители?

3. Имеем ли право, поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?

4. Что значит любить отца и мать? Должны ли мы помогать родителям, если они нашей помощи не требуют?

5. Есть ли у нас долг перед родителями? В чем он заключается?

6. Должны ли мы быть откровенными с родителями? Во всем ли ?

7. Как быть, если родители возражают против избранного мной жизненного пути?

8. Как быть, если родители запрещают дружбу с девушкой (юношей)?

9. Следует ли прощать родителям обиду? Как избежать отчуждения, конфликта, возникающего в подобном случае?

10. Можно ли стыдиться своих родителей?

11. Правильно ли ты поступишь, если попросить родителей уйти из дома, если к тебе пришла компания друзей?




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Процесс взаимодействия педагогов и родителей в дошкольной образовательной организации

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

3. Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи с целью социально-коммуникативного развития дошкольников

4. Организация коммуникативной площадки для осуществления взаимодействия администрации школы и современных родителей с использование социальной сети

5. Процесс взаимодействия между участниками педагогического процесса

6. Процесс обучения английскому языку учащихся пятых классов общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка

7. Сайт СибГУТИ как инструмент взаимодействия организации со студенческой аудиторией

8. Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ТНР

9. Педагогические условия взаимодействия и сотрудничества участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

10. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ДЕФЕКТОЛОГА В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С ДЦП