Исследование вопроса обязательного резерва банков в России



Содержание:

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы реализации политики обязательного резервирования

5

1.1 Сущность и основные задачи реализации политики обязательного резервирования

5

1.2. Правовые основы политики обязательного резервирования

9

2 Современное состояние политики обязательных банковских резервов в Российской Федерации

19

2.1 История и политика применения политики обязательного резервирования в России

19

2.2 Характеристика уровня политики обязательного резервирования

32

3 Перспективы развития политики обязательного резервирования

43

Заключение

47

Список использованной литературы

50

Приложения

52

Введение

Минимальные резервные требования являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования и позволяют центральным банкам путем влияния на ликвидность банковской системы контролировать выполнение своей операционной цели (процентной ставки), содействуя тем самым достижению конечной цели монетарной политики. Несмотря на то, что за последние десятилетия значимость резервных требований в регулировании ликвидности банковских систем развитых государств существенно ослабла, в странах с переходной экономикой они остаются весьма востребованными.

Проанализируем современные подходы к организации системы обязательного резервирования в ведущих центральных банках мира.

Европейский монетарный союз (ЕМС). Центральным банком Европейского монетарного союза является Европейский центральный банк (ЕЦБ). Начиная с 1 января 1999 г. он осуществляет эмиссию евро и отвечает за проведение монетарной политики в странах зоны евро.

В состав институтов — субъектов резервных требований в европейской системе входят кредитные организации, учрежденные на территории стран — участниц Европейского союза (ЕС), а также расположенные на данной территории филиалы кредитных организаций, организованные вне ЕС, и учреждения электронных денег. Вместе с тем филиалы европейских кредитных организаций, расположенные вне пространства Европы, а также кредитные организации, решающие особые задачи и находящиеся в стадии реорганизации, освобождены от обязательного резервирования.

Обязательства, входящие в базу резервирования, норматив отчислений по которым положительный и составляет в настоящее время 2%, охватывают депозиты овернайт, депозиты на срок до двух лет, а также условные депозиты на срок до двух лет, ценные бумаги денежного рынка, долговые ценные бумаги со сроком погашения до двух лет. Обязательства, по которым установлен нулевой норматив, включают: срочные депозиты на срок более двух лет; условные депозиты на срок более двух лет; долговые ценные бумаги со сроком погашения более двух лет; сделки РЕПО. Из базы резервирования исключаются межбанковские депозиты, а также обязательства банков перед ЕЦБ и национальными центральными банками.

Целью курсовой работы является исследование вопроса обязательного резерва банков в России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие резервов  банка;

2) рассмотретьполитику резервных требований Центральных банков;

3) провестианализ операций банка по привлечению средств и обслуживанию клиентов.

Источниками данных при выполнении работы являлись законодательные и нормативные акты РФ, Центрального банка РФ, его статистическая отчетность, инструкции по деятельности банковской системы.

Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты обязательных нормативов банка

1.1 Сущность и основные задачи реализации политики обязательного резервирования

Резервные требованияв отношении обязательств коммерческих банков являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования Центральных банков.

Они представляют собойчасть кредитных ресурсов банкови иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном счете.

Исторически обязательные резервы возникли, исходя из необходимости для коммерческих банков всегда иметь денежную наличность в виде кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведению расчетов сдругими банками. Иными словами, обязательные резервы служили гарантийным фондом для погашения депозитов. [1; 23 с.]

Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк:

Функции обязательных резервов:

Поддержание банками средств в необходимых размерах на резервных счетах в ЦБ – весьма непростая задача в силу следующих причин:

В этой связи Центральными банками применяется «классическая» схема усреднения обязательных резервов, которая предусматривает размещение банками депозитов в Центральном банке на уровне, установленном как средний за определенный период (расчетный период).

Норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от:

Таблица 1

Способы определения величины обязательных резервов[1; 23 с.]

По отношению к банковским пассивам(они являются резервной базой)

По отношению к банковским активам

Суть первого способа состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать на счетах в Центральном банке часть привлеченных депозитов клиентов. В подавляющем большинстве стран применяется именно этот способ определения объема резервных требований.

Появление новых видов банковских обязательств или рост значения уже существующих может служить обоснованием для включения соответствующих статей пассивов в базу исчисления резервных требований.  Применение подобного подхода позволяет Центральным банкам стимулировать или ограничивать развитие тех или иных видов депозитных операций коммерческих банков.

Разновидностью метода определения резервных требований по отношению к банковским пассивам являетсяметод установления минимальных резервовпоступлений денег на основные корреспондентские счета и выдач с них денежных средств).

Второй способ определения величины обязательных резервов по отношению к банковским активам (кредитам) считается чисто французским «изобретением» и на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Кредитные лимиты устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого банка. За их нарушение коммерческие банки подвергаются санкциям со стороны Центрального банка в виде уплаты высокого учетного процента или обязательного перечисления на беспроцентный счет ЦБ суммы, равной превышению этих лимитов. В данном случае Центральный банк регулирует темпы роста денежной массы, используя технику кредитных ограничений.

Преимущества и недостатки

При первом способе улучшается банковская ликвидность, однако установление обязательных резервов по пассивным операциям ведет к снижению размера выдаваемых банковских ссуд из-за удорожания ресурсов.

По своему характеру метод установления обязательных резервов к банковским пассивам ближе к косвенным методам денежно-кредитного регулирования, чем кредитные ограничения. Он менее жестко воздействует на состояние экономики и денежного обращения, а также на ликвидность банковской системы.

Основанные на активных кредитных операциях нормы обязательных резервов выступают в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций, способствуя в целом поддержанию умеренных процентных ставок. Но кредитные ограничения – это самая жесткая форма воздействия на объем кредита. Такая практика приводит к снижению деловой активности в стране, ухудшает функционирование банковской системы, затрудняет доступ к кредиту. Поэтому Центральные банки прибегают к данной форме определения резервной базы в периоды усиления инфляции или кризисов

Нормы обязательных резервов дифференцируются, как правило, по отдельным видам депозитов, что обусловлено различной степенью «денежности» (ликвидности) различных компонентов денежной массы. Это необходимо для управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливаются более высокие нормы резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам.

Таблица 2

Достоинства и недостатки обязательного резервирования [1; 23 с.]

Обязательное резервирование

Достоинства

Недостатки

Объективная реальность денежно-кредитной системы, которая делает банковскую систему предсказуемой.

Уменьшение конкурентоспособности банков по сравнению с другими финансовыми посредниками.

1.2. Правовые основы политики обязательного резервирования

Обязательные резервы - это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Они относятся к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Воздействие резервных требований на денежную сферу отличается от воздействия других инструментов денежно-кредитной политики. Изменение резервных требований не изменяет банковские резервы и денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственно денежную массу. Повышение нормы резервов снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу. В то же время изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов. И наоборот, снижение нормы резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики. [2; 33 с.]

Система обязательного резервирования состоит из определенных элементов. Поскольку обязательное резервирование используется государством для реализации целей денежно-кредитной политики, существует определенная правовая основа построения рассматриваемой системы.

Прежде всего, это - банковское законодательство конкретной страны. В соответствующих законах центральным банкам вменяется в обязанность проводить денежно-кредитное регулирование, в том числе посредством обязательного резервирования. Основные правила осуществления обязательного резервирования конкретизируются в нормативных документах центральных банков, в них также определяются формы контроля за своевременностью и полнотой резервирования средств со стороны кредитных институтов, непосредственно занимающихся таким резервированием.

Поскольку нормативное регулирование носит характер предписаний, обязывающих кредитные институты придерживаться определенных правил резервирования, данный инструмент денежно-кредитного регулирования относят к административным формам регулирования. Вместе с тем содержательную сторону обязательного резервирования определяет совокупность элементов, носящих исключительно экономический характер, поэтому данный инструмент следует считать экономическим.

К числу законодательных актов, определяющих применение обязательного резервирования в России, относятся: Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». [2; 33 с.]

  В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

- резервные требования отнесены к основным инструментам и методам денежно-кредитной политикиБанка России;

- сформулированы принципиальные положения, касающиеся уровня нормативов обязательного резервирования и депонирования в Банке России, особенностей использования при отзыве у кредитной организации лицензии или ее реорганизации.

В Федеральном законе России «О банках и банковской деятельности» зафиксирована обязанность банков выполнять норматив обязательных резервов, установленный Банком России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения этих средств.

К нормативным документам Банка России, регулирующим порядок резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

1) Положение от 29 марта 2004 г. №255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования;

2) решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов.

Исходной экономической составляющей системы обязательного резервирования служит база резервирования, определяющая состав привлеченных средств, участвующих в расчете объема обязательных резервов.

Как известно, привлеченные ресурсы разнообразны по источникам образования и формам привлечения. По источникам образования они подразделяются на депозитные и недепозитные.

Депозитные источники - это средства юридических и физических лиц, внесенные ими в банк посредством депозита или вклада, а также средства, привлеченные банком путем выпуска депозитных и сберегательных депозитов и векселей. Основные не депозитные источники образования привлеченных ресурсов - это межбанковские кредиты и кредиты Банка России. [3; 183 с.]

Назначению обязательных резервов как инструменту денежно-кредитного регулирования соответствует не вся сфера привлеченных ресурсов, а лишь та ее часть, которая образуется на основе депозитных источников.

В Российской Федерации состав резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:

- депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;

- средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;

- средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;

- средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);

- кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;

- депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;

- депозиты (до востребования и срочные) Министерства финансов России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней;

- депозиты (до востребования и срочные) предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);

- депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;

- остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Министерством финансов России и т. д.;

- выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские  акценты и др.);

- остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитивные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).

Остатки средств, отражающие расчеты банков по отдельным операциям (по факторинговым и форфейтинговым, с валютными и фондовыми биржами), с прочими кредиторами; кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами; с работниками банка по оплате труда; по расчетам с поставщиками, подрядчиками и покупателями; по расчетам с участниками банка по дивидендам и некоторые другие в состав резервируемых обязательств не включаются.

Другим элементом системы резервирования является ставка (норма) резервирования.

Норма резервирования непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.

Денежно-кредитная политика, как правило, ориентирована на поддержание наиболее целесообразной структуры денежной массы, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.

Уровень норматива обязательного резервирования в России периодически пересматривается. С 1 января 2000 года был установлен норматив для привлеченных средств в рублях от юридических лиц в размере 10%, от физических лиц - 7%, для привлеченных средств в валюте - 10%.

Для поддержания ликвидности коммерческих банков в период кризиса Банк России установил с октября 2008 года норматив в размере 0,5% для всех привлеченных средств. [3; 183 с.]

В целом же можно отметить, что эффективность данного элемента системы обусловливается особенностями его применения в конкретной экономической ситуации. Ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы обязательного резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема.

  Способ расчета обязательных резервов включает определение периода составления расчета, набора элементов и алгоритма расчета.

Период, за который определяется необходимый объем резервов, называется расчетным периодом. Чем короче расчетный период, тем ближе сумма обязательных резервов к реальному состоянию привлеченных ресурсов. Вместе с тем частое проведение расчетов создает определенные технические трудности в условиях увеличения объемов и развития форм привлечения банками средств, поскольку требуется частый пересмотр состава привлеченных ресурсов.

Для российских банков расчетный период составляет 1 месяц (для банков США - 2 недели).

Основными элементами расчета обязательных резервов являются: база резервирования, исчисленная за определенный расчетный период, и норма резервирования. База резервирования исчисляется на ежедневной основе, но в расчет принимается как усредненная величина.

Исходя из этих двух составляющих алгоритм расчета суммы обязательных резервов следующий: средний за расчетный период объем привлеченных ресурсов, включенных в базу резервирования, умножается на устанавливаемую центральным банком ставку (норму) резервирования.

От способа расчета объема обязательных резервов следует отличать способ их поддержания или способ выполнения требований по обязательному резервированию. [3; 183 с.]

Банковская практика знает два таких способа. Первый предполагает поддержание расчетной величины обязательных резервов на все даты внутри установленного периода на определенном уровне, второй ориентируется на принцип усреднения, предполагающий отклонение внутри соответствующего периода необходимой (расчетной) величины обязательных резервов.

Первый способ основан на раздельном хранении обязательных и добровольных резервов. В этом случае расчетная величина систематически пересчитывается применительно к установленным расчетным периодам, применяется порядок периодического регулирования фактически сформированного резерва для обеспечения требуемой суммы, вводится контроль за правильностью, полнотой и своевременностью формирования обязательных резервов.

Второй способ появился как развитие первого, способствуя повышению гибкости системы обязательного резервирования. Его особенность состоит в том, что банки должны соблюдать необходимую величину обязательных резервов не на конкретную дату, а за период. Внутри периода банки могут иметь сумму обязательных резервов как ниже, так и выше расчетной величины. Данный способ предполагает хранение обязательных резервов вместе с добровольными резервами на одном счете в центральном банке.

Схема расчета нормативной величины обязательных резервов в России выглядит следующим образом. [4; 14 с.]

1) Определение среднехронологической величины резервируемых обязательств по привлеченным средствам:

- юридических лиц в рублях;

- физических лиц в рублях;

- юридических и физических лиц в иностранной валюте.

  2) Определение среднехронологической величины средств в кассе, имея в виду остатки денежных средств в кассе кредитных организаций; в кассе обменных пунктов; в операционной кассе; находящихся вне помещения банков; в банкоматах и в пути.

3) Определение величины обязательных резервов на основе установленных нормативов:

- по привлеченным средствам юридических лиц в рублях;

- физических лиц в рублях;

- по привлеченным средствам в иностранной валюте.

4) Определение величины обязательных резервов в рублях с учетом средств в кассе: величины обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в рублях минус среднехронологическая величина средств в кассе (в пределах установленного минимально допустимого остатка).

В последние годы (Положение Банка России от 29 марта 2004 г. №255-П) наряду с расчетом нормативной величины обязательных резервов определяется расчетная их величина как составная часть нормативной величины.

Расчетная величина обязательных резервов есть нормативная сумма обязательных резервов за вычетом усредненной их величины.

Усреднение обязательных резервов стало использоваться Банком России в качестве нового способа регулирования текущей ликвидности кредитных организаций.

Данный способ состоит в том, что определенной группе кредитных организаций Банк России предоставляет право оставлять на своих корреспондентских счетах часть нормативной суммы обязательных резервов для использования их для текущих платежей. В результате такие кредитные организации могут депонировать на специальном счете в Банке России не нормативную, а расчетную величину обязательных резервов (разницу между нормативной и усредненной суммой).

Указанное право кредитных организаций сопровождается их обязанностью обеспечить в течение периода усреднения среднехронологический остаток средств на корреспондентском счете в размере не ниже усредненной величины обязательных резервов. Эта величина рассчитывается исходя из применения коэффициента усреднения (в настоящее время он установлен в размере 0,2 нормативной величины обязательных резервов). [7; 176 с.]

Право на усреднение в соответствии с нормативными документами Банка России предоставляется стабильным кредитным организациям (за исключением многофилиальных), которые отвечают таким критериям, как:

1) соблюдение правила обязательного резервирования, т. е. не допускают недовзноса, не имеют штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов и своевременно представляют расчеты размера обязательных резервов;

2) выполнение обязанности по усреднению в предыдущие периоды (если кредитная организация пользовалась таким правом);

3) отсутствие просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.

В случае, если кредитная организация не имела права на усреднение, расчетная величина равнялась нормативной. Расчетная величина обязательных резервов предназначена для регулирования размера обязательных резервов каждой кредитной организации.

Регулирование представляет собой комплекс мер, осуществляемый уполномоченным учреждениемБанка России (территориальным учреждением Банка России или РКЦ Банка России), по обеспечению соответствия фактически депонированной суммы обязательных резервов на отдельных счетах в Банке России их расчетной величине. [7; 83 с.]

Этот комплекс мер включает действия уполномоченного учреждения Банка России:

- по устранению установленного в период ежемесячного регулирования недовзноса или перевзноса величины обязательных резервов;

- по приведению в соответствие фактической и расчетной величины на основе материалов проверок;

- по контролю за исполнением кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов.

Таким образом, процесс регулирования включает текущее регулирование, осуществляемое на основе расчетов, систематически представляемых самой кредитной организацией, а также последующее регулирование, отражающее результаты контрольных действий Банка России.

Результаты текущего регулирования могут выражать недовзнос или перевзнос фактически депонированных кредитной организацией сумм обязательных резервов по сравнению с их расчетной величиной.

Недовзнос устраняется кредитной организацией в период регулирования обязательных резервов путем перечисления платежным поручением средств с корреспондентского счета на специальный счет Центрального банка Российской Федерации по учету обязательных резервов. В случае перевзноса уполномоченное учреждениеБанка России обязано вернуть соответствующую сумму на корреспондентский счет кредитной организации.

  При выявлении нарушений обязательного резервирования уполномоченное учреждение Банка России взыскивает штраф, оформленный специальным предписанием. Кроме того, для кредитных организаций, пользующихся правом на усреднение, выявленные в ходе проверок недостатки имеют следствием отмену такого права.

2 Современное состояние политики обязательных банковских резервов в Российской Федерации

2.1 История и политика применения политики обязательного резервирования в России

Способ определения величины резервных требований по отношению к. банковским активам (кредитам) считается французским изобретением и применяется редко. Суть его заключается в количественном ограничении (лимитировании) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста («кредитные потолки»). Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого банка. Могут лимитироваться также объем и число кредитов, выдаваемых одному клиенту. [7; 83 с.]

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Но любые нормы резервов отрицательно влияют на рентабельность банков, которые вынуждены «замораживать»,часть своих пассивов или активов. Резервные требования в определенном смысле можно рассматривать как своеобразный налог на банки (уменьшение средней величины процента, приносимого банковскими активами), который либо прямо взимается с банка и его участников, либо перекладывается на его клиентов посредством уменьшения депозитных ставок и увеличения ставок кредитных. Одним из результатов применения «резервного налога» может быть нарушение процесса аккумулирования средств в банках, поскольку ресурсы направляются мимо них в другие кредитные организации.

В 1980-е гг. центральные банки западных стран отказались от использования упомянутых выше количественных ограничений. В ФРГ подобные ограничения вообще не практиковались. Лишь на короткие промежутки времени кредитные ограничения вводились в США (1980 г.) и Великобритании (до 1971 г.). По мнению западных экономистов, данный метод служит эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению объемов банковского кредитования центральные банки прибегают обычно в периоды усиления инфляции или кризисов платежных балансов. Теперь такие ограничения применяются главным образом в среднеразвитых капиталистических странах и в развивающихся странах.

В большинстве стран обязательные и добровольные (рабочие) резервы банков хранятся в центральном банке на одном и том же беспроцентном текущем счете («основной корреспондентский счет» или «резервный счет»), который представляет собой разновидность депозитного счета до востребования и по существу выполняет те же функции, что и обычный текущий счет, но с учетом специфики банка. На счете хранятся собственные капиталы банков: уставный, резервный, страховой и др.

В дни, когда центральный банк регулирует такие счета, банки обязаны иметь на них необходимые обязательные резервы. В периоды между днями регулирования банки вправе использовать остатки средств на указанных счетах для проведения своих кредитных и иных активных операций. В некоторых случаях в определенные дни банки должны поддерживать на данных своих счетах сверх обязательных еще и дополнительные, избыточные резервы. [7; 83 с.]

Все больше стран отказывается от раздельного хранения в центральных банках на отдельных счетах обязательных и добровольных резервов коммерческих банков, разрешая последним временно использовать средства ФОРов. Так, в Италии до 1990 г. обязательные резервы банков на счетах в Банке Италии не могли быть использованы, но в дальнейшем им разрешили временно использовать до 8% указанных средств при условии соблюдения в среднем за месяц установленных нормативов резервных требований.

Поддержание средств в необходимых размерах на счетах в центральных банках — непростая задача. Во-первых, размер остатков средств на этих счетах постоянно колеблется в связи с необходимыми переводами денег в качестве платежей. Во-вторых, объемы средств на вкладных (депозитных) счетах в самих банках непрерывно меняются, в результате даже при неизменной величине норматива, резервов их абсолютные суммы должны систематически корректироваться. В-третьих, банки стремятся свести к минимуму свои резервы, являющиеся бездоходными активами, и прибыльно разместить высвободившиеся ресурсы. В-четвертых, у банков с филиальной сетью возникают дополнительные трудности с оперативной обработкой информации и принятием решений для управления резервами.

В этой связи многие центральные банки применяют схему резервирования, которая предусматривает размещение у них коммерческими банками депозитов определенного размера в среднем за период; схема характерна для Австрии, Испании, США, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии. Отсутствует процедура усреднения в Италии. В Великобритании усреднение показателей не применяется с 1981 г.

Расчетный период и период выполнения (соблюдения, поддержания) банками обязательств по резервам перед центральным банком в разных странах неодинаковы.

В 1998 г. ФРС США провела реформу, основная цель которой состояла в отказе от использования механизма так называемого одновременного формирования резервных требований.

В настоящее время центральный банк любой страны, использующий обязательное резервирование, в абсолютном большинстве случаев ограничивается изменением либо нормативов резервов, либо (значительно реже) структуры резервируемых обязательств банков. Применявшаяся в США схема резервирования, построенная на принципе одновременности выполнения резервных требований, долгое время рассматривалась мировой банковской общественностью как образец. [8; 93 с.]

Основная идея одновременного обязательного резервирования (использовалась в США в 1984—1998 гг.) заключалась в следующем. Размер требований каждая кредитная (депозитная) организация рассчитывала на двухнедельной основе исходя из данных ежедневных балансов об остатках привлеченных средств. Период расчета требований начинался каждый второй вторник месяца и заканчивался спустя 14 дней в понедельник. Период выполнения требований начинался спустя два дня после начала периода расчета (в четверг) и также был равен двум неделям. Депозитные организации управляли своей резервной позицией на счете в окружном банке ФРС таким образом, чтобы по окончании периода выполнения средняя величина резервных средств на счете была не меньше той величины, которая была установлена в период расчета.

Применяемая в настоящее время так называемая запаздывающая система резервирования (в этом и состояла суть реформы) отличается от прежней фактически одним элементом — 30-дневным лагом (вместо прежнего двухдневного) между началом периода расчета и началом периода выполнения обязательств по резервам. В целом реформа не оказала существенного влияния ни на фактическое состояние обязательных резервов в США, ни на ликвидность американских банков.

Формирование обязательных резервов — очень сложный и трудоемкий процесс. Из-за этого некоторые центральные банки допускают возможность зачета (переноса) избытка или дефицита резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер.

Так, в США избыточные резервы до 2% резервных требований и требований по сальдо межбанковского клиринга за 14-дневный период поддержания могут переноситься на следующий 14-дневный период. Нехватка резервов в размере 2% может аналогичным образом переноситься на следующий срок с тем, чтобы она была восполнена дополнительными резервами в следующем периоде их поддержания. За нехватку резервов больше допустимого размера взимается пеня, равная учетной ставке плюс 2%.. [8; 93 с.]

Начиная с середины 1970-х тт. в рыночно развитых странах отчетливо прослеживается тенденция к снижению норм обязательных банковских резервов.

Центральные банки наделяются все более широкими полномочиями в области резервной политики, что повышает гибкость всего механизма резервных требований. В банковском законодательстве ряда стран фиксируется лишь верхняя граница норм обязательных резервов по отдельным видам депозитов. В этих пределах центральные банки могут варьировать указанные нормы в зависимости от целей и задач денежной и кредитной политики. Практически все остальные вопросы, связанные с претворением в жизнь резервной политики, центральные банки также решают самостоятельно.

Постепенно расширяется «база резервных требований» (резервная база), а также круг институтов, охватываемых резервными требованиями центральных банков.

Наблюдается тенденция к расширению перечня денежных активов, которые банки могут использовать для удовлетворения резервных требований. Сначала они состояли главным образом из денег, хранившихся на корреспондентских счетах в центральном банке. Впоследствии к ним стали причисляться и другие высоколиквидные кассовые активы банков: наличность в кассах и сейфах банков, текущие депозиты (вклады до востребования), хранящиеся на корреспондентских счетах в других кредитных организациях. Так, в Австрии, Великобритании, Италии, США, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции и Японии кредитные организации вправе засчитывать свою имеющуюся у них наличность в счет установленных резервов. В Австрии и Швейцарии к активам, засчитываемым в резервы, относятся, в частности, и средства на счетах в головных банках банковских групп. . [8; 93 с.]

Усиливается взаимосвязь резервной и процентной политик центральных банков. С одной стороны, в ряде стран (Японии, ФРГ, Франции) введены штрафы за невыполнение банками норм обязательных резервов, а с другой — предпринимаются попытки использовать депозитный процент (процент, который центральный банк платит за хранящиеся у него резервы коммерческих банков) в качестве стимула, побуждающего банки своевременно и в полном объеме выполнять резервные требования. Так, в Швеции в начале 1990-х годов центральный банк за избыточные резервы платил банкам доход в размере 6% годовых. Аналогичные подходы используются в Испании, Италии, Финляндии и некоторых других странах.

Политика и практика резервирования в России

Резервные требования к коммерческим банкам стали применяться в России (СССР) с конца 1980-х гг. Госбанк СССР тогда установил норму обязательных резервов, равнявшуюся 5% суммы привлеченных средств; норма считалась завышенной.

В 1991 г. ЦБ РФ издал Инструкцию № 1, в соответствии с которой норма резервирования составляла 2%. В значительной мере это был политический шаг; уже в следующем году указанная норма всего за четыре месяца увеличилась до 20%. Несколько позже нормы резервирования были дифференцированы в зависимости от сроков размещения ресурсов, привлекаемых банками: по счетам до востребования — 20%, по срочным обязательствам банков — 15%. [10; 193 с.]

В последующие годы в порядок резервирования неоднократно вносились изменения, в разной степени касавшиеся: величины нормативов и их дифференциации в зависимости от состйва ресурсов; расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию;

методики расчета. Постоянно вовлекались в сферу резервирования все новые виды привлеченных средств.

Всеобъемлющее резервирование с высокими нормами означает для банков удорожание стоимости привлекаемых ими ресурсов. А дорогие ресурсы должны размещаться в высокодоходные операции, иначе даже рассчитаться за такие ресурсы окажется нечем. Высокодоходные операции в свою очередь нередко предполагают повышенную степень риска. Впрочем, риски банковской деятельности в России и без того высоки. Отсюда ясно, что такое резервирование вело многие банки к банкротству.

Резервные требования являются не только эффективным (при грамотном их использовании и при наличии определенных условий), но и сильнодействующим «экономическим лекарством», и применять этот инструмент следует крайне осторожно. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого «лекарства», что стало постоянным явлением в банковской системе России.

Для выполнения резервных требований российские банки отвлекают из оборота весьма значительные средства, которые превращаются в активы, не приносящие дохода, и не попадают в реальную экономику. Как уже было показано, международный опыт дает примеры того, как центральные банки могут в той или иной степени облегчать коммерческим банкам соответствующее бремя. К сожалению, Банк России в этом плане до сих пор почти ничего не предпринимал. [10; 193 с.]

Уже отмечалось, что во многих странах, прежде всего с высокими нормами резервирования, центральные банки начисляют определенные проценты на суммы, депонируемые у них коммерческими банками. В России этого не было и нет.

В целом можно констатировать, что политика Центробанка РФ в области резервных требований (резервная политика) никогда не отличалась ни логичностью, ни последовательностью (табл. 17.1). В то же время можно отметить стабильность нормативов резервирования в течение 2000—2003 гг. Однако нормативы эти, по мнению банковского сообщества, слишком долго оставались неоправданно высокими (до июля 2004 г.). [10; 193 с.]

Таблица 3

Нормативы обязательных резервов, %[10; 193 с.]

1 Сроки

Отчисления банков в ФОРы

С привлеченных средств в рублях

Со средств в валюте

1

2

3

С 1.04.1992 г.

Норматив для средств, привлеченных до востребования, и сроком до 1 года — 20 Норматив для средств, привлеченных на срок свыше года, — 15

С 1.03.1994 г.

Норматив для средств, привлеченных до востребования, — 20 Норматив для средств, привлеченных на срок, — 15

До востребования и срочные до 30 дней

Срочные от 31 до 90 дней

Срочные свыше 90 дней

С 1.02.1995 г.

22

15

10

2

С 1.05.1995 г.

20

14

10

1,5 |

С 1.05.1996 г.

18

14

10

1,25

С 11.06.1996 г.

20

16

12

2,5

С 1.08.1996 г.

18

14

10

5

С 1.11.1996г.

16

13

10

5

С 1.05.1997 г.

141

И1

81

6

С 11.11.1997 г.

14

11

8

9

С 1.02.1998 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств независимо от сроков привлечения — 112

С 24.08.1998 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств независимо ,от сроков привлечения — 103

С 1.09.1998 г.

Дифференцированные нормативы в зависимости от удельно- 1 го веса вложений в ГКО-ОФЗ в работающих активах банков (по балансу на 1.08.1998 г.): для банков с удельным весом в 40% и более — 5% от привлеченных средств в рублях и валюте; для банков с удельным весом от 20 до 40% — 7,5

С 1.12.1998 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств — 5 |

С 19.03.1999 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств в рублях — 5

7 1

С 10.06.1999 г.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, — 8,5 Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, —5,5

8,5

С 1.01.2000 г.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, — 10 Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, —7

10

С 1.04.2004 г.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, —9

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, —7

9

С 15.06.2004 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств — 7 1

С 1.07.2004 г.

Норматив для любых средств, привлеченных от банков- I

нерезидентов, — 24

Норматив для любых иных привлеченных средств — 7

С 8.07.2004 г.

Норматив для любых привлеченных средств в рублях и валюте 1 (кроме средств, привлекаемых от банков-нерезидентов) — 3,5 |

Такие нормативы были установлены и для Сбербанка РФ в отношении средств юридических лиц. В части средств физических лиц норматив был снижен с 10 до 9,5% независимо от сроков размещения денег.

Основные моменты действующего порядка резервирования средств в ФОРы зафиксированы в Положении ЦБ от 29 марта 2004 г. № 255.

Общие положения

1. Обязанность выполнения резервных требований возникает у любого банка с момента получения им лицензии и исполнение этой обязанности является необходимым условием ведения банковской деятельности.

2. Обязательные резервы формируются только в рублях на специальных счетах, открытых кредитной организации в подразделении (подразделениях) расчетной сети Банка России, средства на которые перечисляются в безналичном порядке.

3. Указанные резервы формируются отдельно по обязательствам банка (привлеченным им средствам), подлежащим резервированию, в рублях и отдельно по обязательствам, подлежащим резервированию, в иностранной валюте.

4. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

5. Размер обязательных резервов Банк России (его уполномоченное учреждение) регулирует ежемесячно. На основании соответствующего решения Совета директоров ЦБ либо по особым основаниям, применимым к отдельным банкам (см. п. 8.4 Положения № 255), может быть проведено внеочередное регулирование размера данных резервов.

Основные термины

Резервные требования (норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России) — размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации, установленный Советом директоров Банка России.

Уполномоченное учреждение Банка России — экономическое подразделение ТУ Банка России, отделение, операционное управление, головной расчетно-кассовый центр (ГРКЦ), РКЦ Банка России, наделенные в установленном Банком России порядке полномочиями для осуществления одной или нескольких из следующих функций: [10; 193 с.]

• регулирования размера обязательных резервов;

• контроля за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов, в том числе проведение проверок выполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов (далее — проверки);

• применения мер воздействия к кредитным организациям за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов, в том числе штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов.

Резервируемые обязательства — обязательства кредитной организации в рублях и валюте, состав которых определен в гл. 2 Положения № 255.

Отчетный период — период с 1-го числа отчетного месяца по 1-е числе месяца, следующего за отчетным. В случае проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов отчетный период устанавливает Банк России.

Нормативная величина обязательных резервов — сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России за отчетный период. Рассчитывается путем применения норматива (нормативов) обязательных резервов к средней хронологической величине резервируемых обязательств за отчетный период (для многофилиальных кредитных орга-

низаций1 — к сумме резервируемых обязательств, определенной на последнюю дату отчетного периода) и исключения в порядке, установленном в гл. 3 Положения № 255, части наличных рублей в кассе кредитной организации. [11; 165 с.]

Период усреднения — период с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, по 1-е число второго месяца, следующего за отчетным. В случае проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов период усреднения устанавливает Банк России.

Коэффициент усреднения — числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России для расчета усредненной величины обязательных резервов (с 1 августа 2004 г. составлял 0,2).

Усредненная величина обязательных резервов — сумма резервов, рассчитываемая путем применения коэффициента усреднения к нормативной величине резервов, подлежащая поддержанию на корреспондентском счете в течение периода усреднения в порядке, предусмотренном в гл. 5 Положения № 255. Для многофилиальных кредитных организаций указанная величина принимается равной нулю.

Расчетная величина обязательных резервов — сумма обязательных резервов, рассчитываемая как разность между нормативной и усредненной величинами резервов, подлежащая депонированию.

Регулирование размера обязательных резервов — мероприятия, осуществляемые уполномоченным учреждением Банка России в целях обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией в ЦБ, расчетной величине указанных резервов, в том числе проведение перерасчета по резервам за отчетный период и по результатам проверок, а также контроль за поддержанием кредитной организацией усредненной величины резервов на корреспондентском счете в периоде усреднения.

Период регулирования обязательных резервов — три рабочих дня начиная с дня, установленного кредитной организации для представления расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБ, либо с дня утверждения акта проверки.

Недовзнос — сумма превышения расчетной величины резервов над размером резервов, фактически депонированных кредитной организацией в ЦБ за отчетный период. Подлежит перечислению в ЦБ в период регулирования резервов. [15; 63 с.]

Кредитная организация обязана ликвидировать свой недовзнос в ФОРы до иных платежей (т.е. вне всякой очереди) с корреспондентского счета, открытого в расчетной сети Банка России, либо с корреспондентского субсчета (корреспондентских субсчетов), открытого (открытых) в той же сети, либо со счетов, открытых в других кредитных организациях.

Перевзнос — сумма превышения размера резервов, фактически депонированных кредитной организацией в ЦБ, над расчетной величиной резервов. Подлежит возврату на корреспондентский счет кредитной организации в период регулирования резервов.

Нарушение нормативов обязательных резервов — недовзнос, не перечисленный кредитной организацией в ЦБ в период регулирования резервов (за исключением недовзноса, установленного в результате проверки); недовзнос, установленный в результате проверки; невыполнение кредитной организацией обязанности усреднять обязательные резервы.

Порядок расчета депонируемых резервных средств

Банк должен сам рассчитывать суммы, подлежащие перечислению на счета для учета обязательных резервов. Такие суммы рассчитываются исходя из остатков де-

Кредитные организации, имеющие не менее 1000 филиалов, расположенных более чем в 50% субъектов РФ.

нег на счетах для учета привлеченных средств, подлежащих резервированию, и действующих нормативов резервных требований. Соответствующий расчет (по форме приложения 1 к Положению № 255) и другие необходимые документы представляются в уполномоченное подразделение ЦБ в установленные им сроки.

Сумма, подлежащая депонированию в Банке России, конкретно определяется на основании документов, формы которых приведены в приложениях 2—7 к Положению № 255, по табличной схеме, данной в виде приложения 1 к тому же Положению.

Важным новшеством следует считать разрешение банкам не включать в расчет нормативной величины обязательных резервов часть сумм наличных рублей, находящихся в их кассах. Эта часть не должна превышать 25% суммы резервов по обязательствам в рублях, рассчитанным до их уменьшения на указанную величину.

Другие интересные новации, вошедшие в Положение № 255:

• из расчета обязательных резервов были исключены: кредиты, депозиты и прочие средства, привлеченные от юридических лиц на большие сроки (не менее трех лет); выпущенные кредитной организацией облигации со сроком погашения не менее трех лет;

• обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам включаются в расчет резервов за минусом суммы ее вложений в долговые ценные бумаги других кредитных организаций-резидентов.

Одновременно в состав резервируемых были включены обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами.

Кроме того, банкам дается возможность использовать механизм усреднения обязательных резервов. Усреднение суммы обязательных резервов в следующем месяце после отчетного как форма поощрения может быть разрешено стабильным банкам, отвечающим ряду критериев (см. п. 5.2 Положения № 255).

2.2 Характеристика уровня политики обязательного резервирования

Применение норм обязательного резервирования призвано сократить мультипликационный эффект расширения депозитов путем воздействия на объем свободных ресурсов банков в целях поддержания денежной массы на необходимом центральному банку уровне. Контролируя денежную массу и управляя ею, центральный банк воздействует на уровень экономической активности в стране и ограничивает темпы инфляции. Изменяя денежную массу с помощью нормы обязательных резервов, центральный банк воздействует также на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций). [15; 63 с.]

Таким образом, обязательные резервы - мощный регулирующий инструмент монетарной политики, позволяющий оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране.

Тем не менее регулирующим органам необходимо учитывать значительные недостатки этого инструмента: удорожающее воздействие на банковские ресурсы, (фактор, провоцирующий инфляцию); налоговый характер обязательных резервов, а также дестабилизирующее банковскую систему воздействие при малейшем изменении существующего порядка и нормы резервирования.

В мире существует много различных моделей обязательного резервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенности национальных банковских систем. Обязательное резервирование можно представить как сложную целостную систему из взаимосвязанных элементов. Составляющие элементы системы представлены на схеме.

Вопросы необходимости применения обязательного резервирования, вида банковских ресурсов, учитываемых при формировании резервов, и их величина долгое время остаются наиболее острыми в отношениях между российскими кредитными учреждениями и Банком России. Цель деятельности любого кредитного учреждения - получение прибыли, которая уменьшается вследствие резервирования части привлеченных учреждениями средств, что вполне естественно вызывает недовольство и предложения по ослаблению резервного бремени.

В российской экономической литературе встречаются различные предложения о совершенствовании существующей политики формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Среди них предложения дифференцировать обязательный резерв в зависимости: от типа кредитного учреждения; срока его деятельности; величины активов; особенностей региона и состояния денежного рынка, видов и сроков кредитов; состава и структуры активов коммерческих банков; от принадлежности депонируемой суммы к тому или иному агрегату денежной массы, которой располагает коммерческий банк. Для денежных компонентов, входящих в состав предыдущего денежного агрегата, уровень резервирования выше, чем у составных частей последующих денежных агрегатов. [15; 63 с.]

Ассоциация российских банков (АРБ) еще в феврале 2000 г. выдвинула ряд предложений, сокращающих полномочия Банка России в области обязательного резервирования. Она направила в Государственную Думу проект, в котором было предложено создать комиссию по денежно-кредитной политике, в чье ведение предлагалось передать все вопросы, касающиеся обязательных резервов банков. Членами комиссии могут быть высокопоставленные специалисты, назначаемые Государственной Думой по представлению председателя Банка России. В проекте предлагалось установить, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 5% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Банки, у которых сумма обязательных резервов не превышает 10 млн. руб., освобождаются от депонирования обязательных резервов. Предлагалось установить, что нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 0,5 пункта, а списание обязательных резервов при недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка производится в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ. В этой статье установлена очередность платежей при недостаточности денежных средств на счете, т.е. в соответствии с ГК РФ списание обязательных резервов должно осуществляться не в бесспорном порядке (как сейчас), а в пятую очередь, после других обязательных платежей. [16; 77 с.]

Существует много мнений о необходимости применения дифференцированных нормативов резервирования для различных кредитных организаций в зависимости от рода деятельности и от величины капитала. Аргумент в пользу этого таков: дифференцированные нормативы эффективнее вследствие более избирательного действия и могут быть более обоснованными в социальном плане.

Нам же введение дифференцированных обязательных резервов для различных кредитных учреждений (что по существу означает льготный режим для некоторых категорий кредитных учреждений) и освобождение банков малых размеров от резервирования представляется нецелесообразным. Во-первых, по соображениям недостаточной обоснованности, во-вторых, потому, что это будет стимулировать банки к переходу в ту группу, где норматив обязательного резервирования ниже. По нашему мнению, осуществление дифференциации резервных требований в зависимости от вида кредитного учреждения (т. е. для определенных категорий кредитных учреждений норматив ниже, чем для других) может создать искажение рыночного механизма (некоторые кредитные учреждения будут иметь более дешевые ресурсы) и нарушить банковскую конкуренцию.

Использование дифференцированных нормативов в зависимости от сроков привлечения ресурсов, а также от принадлежности к тому или иному денежному агрегату усложняет расчеты и проверки выполнения обязательных резервов, а также создает возможность для кредитных учреждений отнести привлеченные ресурсы к категории с более низкими нормами резервирования.

Тем не менее, по нашему мнению, ввиду особой важности и значительности влияния на экономическую ситуацию изменений в политике обязательного резервирования, вопросы ее определения и регулирования (именно политики, а механизм осуществления и контроль за его выполнением оставить в непосредственной компетенции Банка России) целесообразно передать в введение уже существующего Национального банковского совета Российской Федерации. Как известно, в состав Национального банковского совета входят представители не только Банка России, но и других государственных органов, кредитных организаций и ведущие экономисты страны.

В целом существующие мнения российских экономистов по вопросу обязательного резервирования сводятся к необходимости их «смягчения», хотя есть и более радикальные мнения о необходимости кардинальной модернизации российской системы резервных требований, вплоть до полной ее отмены.

В России обязательное резервирование представляет собой достаточно жесткий механизм изъятия части денежных средств у кредитных организаций. Так, база резервных требований (элемент 1.1 системы на схеме) в российской практике несколько шире экономически обоснованной, чем это следует из теории о банковском мультипликаторе. Резервные требования должны распространяться на обязательства банка, которые возникают в результате получения денег (вклады, выпущенные ценные бумаги). Распространение их на другие элементы обязательств, например, проценты, начисленные по привлеченным средствам (как это существует в российской системе), несколько нелогично, так как получения банком денежных средств фактически не происходит. [16; 77 с.]

В России нормы резервирования в настоящее время дифференцированы в зависимости от субъекта — хозяина резервируемых средств и от вида валюты данных средств. Так, минимальная ставка в настоящее время - 7%, по ней подлежат резервированию средства, привлеченные кредитными организациями от физических лиц в рублях. Для всех остальных средств, которые включаются в расчет резервных требований в соответствии с Положением Банка России № 37 от 30.03.96 г. «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», установлена ставка 10%.

Некоторое время в России существовал единый норматив обязательного резервирования, однако несмотря на удобство его использования, Банк России считает целесообразным устанавливать более низкие нормы резервирования по вкладам населения. Действительно, проблем в этой области много: величина вкладов населения в российскую банковскую систему незначительна; многие потенциальные вкладчики не спешат доверять свои сбережения российским банкам, недоверие населения велико; доходы по вкладам в реальном выражении отрицательны, что вообще лишает смысла делать вклады. Регулирующие органы осознают данные проблемы, о чем свидетельствует множество публикаций о ведущейся работе по созданию механизма сохранности вкладов населения во всех коммерческих банках.

Внедрение этого механизма позволит решить ряд проблем: восстановить доверие вкладчиков к банкам, повысить размер вкладов населения в кредитные организации; стабилизировать банковскую систему, снизить вероятность системного риска, возможность цепной реакции; избавить государство от необходимости помогать прогорающим банкам. Причем, по нашему мнению, механизм гарантирования вкладов граждан должен быть единым для всех банков, включая государственные, т.е. на Сбербанк РФ должен распространяться такой же порядок, как на все остальные банки. [18; 79 с.]

Так как создание любого из предлагаемых механизмов сохранности вкладов требует определенных денежных затрат, то отмена обязательного резервирования по вкладам населения просто необходима как первый шаг на пути решения данной проблемы. Внедрение системы гарантирования сейчас, без отмены обязательного резервирования по частным вкладам, будет означать дополнительный «налог» на банковскую систему, с введением которого развитие банковской системы будет еще более проблематичным.

В связи с вышеизложенным мы поддерживаем мнение о необходимости отмены обязательного резервирования частных вкладов в Российской Федерации.

Изменить существующую основу (базу, состав балансовых счетов, включаемых в расчет резервных требований) обязательного резервирования, исключив из нее все привлеченные средства от населения (банковские вклады; частные сбережения).

Рассмотрим конкретные данные и проанализируем, что даст принятие данного предложения. Проведем исследование. Вклады населения составляют около 27% от денежной массы. В соответствии с действующими нормами обязательного резервирования по вкладам населения (7%) около 13,278 млрд руб. подлежат перечислению в фонд обязательных резервов. Таким образом, авторы предлагают освободить банки от необходимости резервировать указанную сумму.

Если учесть, что величина банковского мультипликатора за 2000 г. составила 1,479, денежная масса в стране за счет данного фактора увеличилась бы примерно на 19,638 млрд руб. Таким образом, прирост денежной массы мог бы составить 2,8%, в то время как фактический прирост денежного агрегата за 9 месяцев 2000 г. равнялся 40,8%. Следовательно, реализация указанного предложения не принесет существенного ухудшения макроэкономической ситуации. [18; 79 с.]

Как известно, резервные требования удорожают банковские ресурсы. Банк, принимая вклады населения, «знает», что часть этих денежных ресурсов не будет «работать», а будет находиться в замороженном состоянии. Соответственно банк может предложить клиенту вознаграждение по вкладу только за его работающие средства, т. е. «бремя» резервирования в данном случае несет клиент банка. Если же это «бремя» берет на себя банк, то увеличивается реальная цена привлекаемых банком средств и, следовательно, уменьшается его прибыль. В случае отсутствия необходимости производить отчисления с данной суммы вклада в фонд обязательных резервов и при сохранении той же нормы процентной маржи для банка, ставка по вкладам может быть увеличена.

Так, например, средняя по российской банковской системе ставка по краткосрочным депозитам населения в январе 2000 г. составляла 13,4%, а средняя по российской банковской системе ставка по краткосрочным кредитам предприятиям в это же время - 33,8%. Превышение процента за кредит над депозитной ставкой составляет 20,4 пункта. В данном случае реальная цена привлекаемого банком депозита равняется 14,41%, т.е. обязательное резервирование в размере 7% приводит к удорожанию банковских ресурсов на 1,01%. Следовательно, при отсутствии необходимости создавать данный резерв банк, не ущемляя свои интересы, может предложить депозитную ставку в размере 14,41%. Конечно, увеличение депозитной ставки не столь значительно, но тем не менее это положительная тенденция, которая приведет к некоторому росту банковских вкладов населения.

Принятие данного предложения значительных изменений для банковской системы и для экономики страны не принесет, однако оно даст реальную основу для дальнейших необходимых преобразований в банковской системе.

Отмена обязательного резервирования по привлеченным кредитными организациями вкладам населения должна распространяться как на рублевые, так и на валютные вклады, с целью создания общего механизма сохранности банковских вкладов.

Сумма средств, подлежащих депонированию для выполнения резервных требований, уменьшается на величину выданных долгосрочных кредитов предприятиям реального сектора. В Банк России должна представляться подробная отчетность банка по каждому заемщику, получившему подобный кредит. Возможно составление, например Министерством экономического развития и торговли, специального списка предприятий, долгосрочное кредитование которых будет уменьшать величину средств, подлежащих обязательному резервированию.

Подобная практика существует в странах Европейского союза, где кредитный институт может освобождаться Европейским центральным банком от необходимости выполнять резервные требования, если денежные ресурсы кредитного института «направлены целевым порядком на помощь в экономическом развитии».

Интересно предложение об активизации деятельности специализированных инвестиционных банков с использованием резервов коммерческих банков. Для этого Банк России мог бы осуществлять размещение части обязательных резервов коммерческих банков в облигации инвестиционных банков с выплатой фиксированного процента части добровольных резервов коммерческих банков в облигации инвестиционных банков, для чего необходимы государственные гарантии этих облигаций и налоговые льготы на доходы от них.

Однако, по нашему мнению, наиболее значительными недостатками обладает элемент механизма обязательного резервирования - возможность использования кредитным учреждением своих зарезервированных средств. Ведь по существу зарезервированные средства - это денежные средства клиентов банка, которыми зачастую они не могут воспользоваться. Российский механизм обязательного резервирования предусматривает возможность возврата зарезервированных средств только в случае банкротства кредитной организации, причем эти средства используются для ведения конкурсного производства. Вкладчики же реально теряют остатки своих средств. В области законодательного обеспечения российской банковской деятельности достаточно уязвимым местом является законодательство о банкротстве и ликвидации кредитных организаций. [18; 79 с.]

По действующему Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» банки - банкроты длительное время не могут получить средства фонда обязательного резервирования, они вынуждены зачастую ждать несколько лет завершения конкурсного производства для выполнения своих обязательств.

В настоящее время в Государственной думе на стадии обсуждения находятся поправки к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которые позволят банкам производить незамедлительные выплаты своим вкладчикам при отзыве лицензии на совершение банковских операций, не дожидаясь пока накопится вся конкурсная масса. На эти цели по замыслу должны пойти средства фонда обязательного резервирования, депонируемые банком в Банке России. До 90% обязательных резервов предусматривается выплачивать вкладчикам пропорционально величине их депозита, оставшиеся 10% пойдут на судебные издержки и оплату конкурсных управляющих.

По мнению председателя банковского комитета Госдумы Российской Федерации А. Шохина, средства, отчисляемые банками в фонд обязательного резервирования, покрывают примерно 60% всех вкладов 5. Хотя если в этой связи привести пример, актуальный для вкладчиков, с банком «СБС-АГРО», то у него обязательных резервов всего около 200 млн руб., а долг перед вкладчиками - 5,4 млрд руб.

Вместе с тем нельзя не учитывать мнение руководства Банка России (заместителя Председателя Банка России Г. Лунтовского). Вопрос о досрочном использовании средств фонда обязательного резервирования на выплаты частным вкладчикам может обсуждаться, однако можно говорить лишь о той части фонда, которая перечисляется кредитными организациями по вкладам. Сумма эта незначительна и составляет около 7-10% от вкладов. Таким образом, вкладчики вряд ли смогут рассчитывать на возвратность своих средств и значительных улучшений в связи с принятием этих дополнений к законодательству здесь не произойдет.

Объединить корреспондентский счет кредитной организации и счет, на котором депонируются ее обязательные резервы, в единый корреспондентский счет с обязательным условием обеспечения нужного уровня ликвидности на данном счете в среднем за месяц.

Таким образом, кредитные организации будут иметь возможность в случае необходимости временно использовать средства, которые подлежат резервированию. Если средний объем средств, действительно хранимый на корреспондентском счете за месяц, соответствует установленной норме обязательного резервирования, то резервные требования считаются выполненными. Таким образом, для кредитной организации в течение месяца могут существовать дни, когда уровень резервов опускается ниже нормы, тогда в другие дни уровень хранимых средств на корреспондентском счете должен быть выше нормы. В случае несоблюдения указанного порядка налагаются штрафные санкции.

Это даст возможность кредитным организациям сократить размер неработающих средств, что повысит эффективность их деятельности и постепенно может привести к некоторому снижению процентных ставок по кредитам.

В данное предложение возможно внести некоторое ограничение на использование средств, подлежащих обязательному резервированию. Это зависит от политики регулирующего органа, от степени экономической стабильности в стране. Например, возможно установить предел использования резервируемых средств в размере 10-25%, также с условием восполнения их в другие дни.

Подводя итог, можно отметить, что в экономической литературе достаточно часто встречается критика, направленная в адрес Банка России, в связи с использованием обязательного резервирования. Приводятся аргументы, что данный инструмент административного регулирования применяется с целью получить надежный источник финансовых ресурсов, а также полностью контролировать денежную систему. Также считается, что сокращение государственного вмешательства в экономику и финансовая либерализация способствуют развитию устойчивой денежно-кредитной системы.

3 Перспективы развития политики обязательного резервирования

Проблемы целесообразности использования нормы обязательных резервов, а также их оптимальной величины довольно продолжительное время остаются наиболее актуальными в отношениях между российскими финансовыми учреждениями и. Целью функционирования совершенно любого кредитного учреждения является получение прибыли, которая, несомненно, сокращается в результате резервирования части привлеченных банками средств, что, разумеется, не может не вызывать недовольство и предложения по облегчению такого «груза». [19; 279 с.]

В отечественной экономической литературе попадаются разнообразные предложения об улучшении настоящей политики создания обязательных резервов, которые депонируются в Банке России. Среди них есть предложения о дифференциации обязательного резерва в зависимости:

- от типа финансово-кредитного учреждения;

- срока его деятельности;

- объема активов;

- специфики региона и развития денежного рынка, видов и сроков ссуд;

- структуры и состава активов коммерческих банков;

- от принадлежности депонируемой суммы к тому или иному денежному агрегату, который находится в распоряжении коммерческого банка.

Существует множество мнений о надобности использования дифференцированных норм обязательных резервов для определенных кредитных учреждений, зависимо от специфики деятельности и величины капитала. Аргумент в пользу данного подхода таков: дифференцированные нормативы результативнее по причине более избирательного воздействия и могут быть более обоснованными с точки зрения социального эффекта.

На мой взгляд, внедрение дифференцированных норм обязательных резервов для определенных кредитных институтов (что по сути означает льготные условия для определенных категорий финансовых учреждений), как и избавление банков небольших размеров от соблюдения норм обязательного резервирования является нецелесообразным. В первую очередь, поскольку данный подход не имеет достаточной научной обоснованности, а во-вторых, поскольку, это будет явно мотивировать банки к переходу в ту или иную группу, где будет выгоднее для них норматив.

Также, по нашему мнению, применение дифференциации норм обязательных резервов, зависимо от вида кредитного института (то есть когда для некоторых категорий кредитных учреждений норматив является ниже, чем для остальных) создает вероятность искажения действия рыночного механизма (поскольку у некоторых кредитных учреждений непременно будут более дешевые источники капитала), а также нарушения конкуренции в финансово-кредитной сфере. [19; 279 с.]

Применение дифференцированных нормативов зависимо от сроков привлечения ресурсов, а также от причастности к тому или иному денежному агрегату непременно делает более сложными расчеты и проверки выполнения обязательных резервов. Кроме того такой подход создает возможность для кредитных институтов отнести привлеченные ресурсы к категории, где более низкие нормы обязательных резервов.

На наш взгляд, взирая на особую важность и значимость влияния на экономику изменений в политике норм обязательных резервов, вопросы ее регулирования и определения было бы целесообразным передать в ведение уже существующего Национального банковского совета Российской Федерации. В состав Национального банковского совета, как известно, входят представители не только лишь Банка России, но и органов государственной власти, кредитных институтов, а также ведущие экономисты страны.

В целом, имеющиеся на сегодняшний день мнения российских экономистов в контексте вопроса норм обязательных резервов сводятся, большей частью, к целесообразности их «смягчения». Впрочем, имеются также и гораздо более радикальные мысли по поводу необходимости кардинальной модернизации российской системы обязательных резервных требований, вплоть до полного ее упразднения.

В России же обязательное резервирование является довольно-таки жестким механизмом изъятия существенной доли денежных средств у кредитных институтов. Это подтверждается уже тем, что в российской практике база нормативов резервных требований несколько шире экономически обоснованной (из теории о банковском мультипликаторе) и общепринятой в практике европейских стран. Резервные требования также распространяются и на обязательства банка, возникающие вследствие получения денег (вклады, выпущенные финансовые инструменты).

Создание какого-либо из механизмов сохранности вкладов требует всегда некоторых денежных затрат. Отмена норм обязательного резервирования по вкладам населения очень нужна, поскольку такое мероприятие можно расценивать как первый шаг на пути решения данной проблемы. Усовершенствование механизма гарантирования вкладов сейчас, без отмены обязательных резервов по частным вкладам, будет означать лишний «налог» на всю банковскую систему, с введением которого развитие её видится еще более сложным и проблематичным. [19; 279 с.]

На мой взгляд, в связи с вышеизложенным, мнение о необходимости отмены обязательного резервирования частных вкладов в Российской Федерации является целесообразным.

Общеизвестно, что резервные требования делают более дорогими банковские ресурсы. Каждый банк, когда принимает вклады населения, «понимает», что часть этих денежных ресурсов непременно будет вне оборота, в замороженном состоянии. Следовательно, банк может предложить клиенту некоторое вознаграждение по вложению лишь за его работающие средства, то есть «бремя» резервирования при такой схеме несет клиент банка. Если же данное «бремя» на себя берет банк, то возрастает реальная цена средств, привлекаемых банком и, как результат, уменьшается его прибыль. В случае отсутствия нужды произведения отчислений из суммы вклада в фонд обязательных резервов и при сохранении той же нормы процентной прибыли для банка, появляется реальная возможность увеличения ставки по вкладам.

Аналогичная практика бытует во многих странах Европейского союза, где кредитное учреждение может быть освобождено Европейским центральным банком от необходимости осуществлять резервные требования, в случае, если денежные ресурсы кредитного института «направлены целевым порядком на помощь в экономическом развитии».

Однако, в заявлении Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2011 г. NN 1472п-П13, 01-001/1280 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года" речь идет о том, что в ближайшие годы Банк России имеет в планах использовать нормативы обязательных резервов (резервных требований) в роли прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора Российской Федерации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях поддержания ликвидности кредитных организаций при выполнении ими обязательных резервных требований. [19; 279 с.]

Решения об изменения уровня нормативов обязательного резервирования и их дифференциации будут приниматься Банком России, учитывая текущую макроэкономическую ситуацию и состояние ликвидности банковского сектора. При этом действия Банка России в данной области будут устремлены не только лишь на решение текущих задач, но также и на обеспечение экономической устойчивости в среднесрочном периоде, что включает в себя стабилизацию динамики внешнего долга, восстановление устойчивого экономического роста и ограничение темпов инфляции.

Заключение

Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страховка ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.

Считается, что изначально обязательное резервирование появилось как необходимость для банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного возврата вкладов и депозитов по требованию вкладчиков и проведения расчетов с другими банками.

В России, например, еще в 1883 г. Государственный совет принял закон, в котором было установлено правило: наличные суммы денежных средств в кассе коммерческих банков вместе с помещенными на его текущем счете в Государственном банке средствами должны составлять не менее 10% обязательств банка. Это правило было установлено в целях повышения ликвидности банков, однако оно близко к содержанию обязательного резервирования.

В настоящее время нормы обязательных резервов, прежде всего, применяются для регулирования денежной массы в обращении. В соответствии с теорией о мультипликационном расширении банковских депозитов, появившейся в начале XX в., депозитно-ссудные операции коммерческих банков оказывают мультипликационный эффект, вызывающий рост денежной массы. Так, влияя на динамику депозитов банков, центральный банк управляет их активными, прежде всего ссудными операциями, а через них - денежной массой, поскольку важнейшим ее источником является банковский кредит.

Список используемой литературы:

  1. Аболихина Г. А. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях реализации геополитических рисков / Г. А. Аболихина // Экономика. Налоги. Право. – 2015. – № 1. – C. 37-42
  2. Банки и банковское дело. Учебник для вузов / под ред. А. И. Балабанова. – СПб.: Питер. – 2012. – 448 с.
  3. Внесение средств в ФОР. Банки – новости, информация / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.provsebanki.ru/text/241
  4. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики [Текст]Учебное пособие.Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2011.
  5. Глушкова Н.Б. Банковское дело. Учебное пособие для вузов.– М.: Альма Матер. – 2012. – 428 с.
  6. Головнин М. Теоретические подходы к проведению денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации / М. Головнин // Вопросы экономики. – 2013. – № 4, с. 42-58.
  7. Головнин М. Ю. Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации. — М.: Институт экономики РАН, 2012. — 44 с.
  8. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / О.А. Чикишева. - Братск: ГОУВПО «БрГТУ», 2003. - 190 с.
  9. Греков И.Е. Денежно-кредитная политика. Учебное пособие для вузов. – Орел: ОрелГТУ, 2013. – 141 с.
  10. Денежно-кредитная политика: понятие, основные элементы / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://finedstud.ru/otvety-k-gosudarstvennym-ekzamenam-finansy-i-kredit/137-denezhno-kreditnaya-politika-ponyatie-osnovnye-elementy.html
  11. Денежно-кредитное регулирование экономики : учебное пособие для самостоятельной работы / Ю. М. Склярова, И. Ю. Скляров, Т. Г. Гурнович и др.; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2013. – 48с.
  12. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов / под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт. – 2013. – 620 с.
  13. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ – ДАНА. – 2013. – 703 с.
  14. Ершов М. Мировой финансовый кризис: год спустя / М. Ершов // Вопросы экономики. – 2013. – № 12, с. 6–21.
  15. Корниенко О.В. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс. – 2013. – 348 с.
  16. Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие. Мн: БГЭУ. – 2010. – 296 с.
  17. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  18. Макеева Т. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты.Центр Креативных Технологий. Сайт /[Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.inventech.ru/lib/macro/macro-0042/
  19. Небольшие банки России могут столкнуться с кризисом ликвидности byfin-финансовый портал [Электронный ресурс]Режим доступа: http:// /zhurnal-byfin/segodnya/nebolshie-banki-rossii-mogut-stolknutsya-s-krizisom-likvidnosti/
  20. Обязательное резервирование в России. Банки: деньги, инвестиции, бизнес. Сайт / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bankmib.ru/3205
  21. Политика резервных требований Центральных банков [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.orioncom.ru/demo_bkb/302_n_ob_rez/prtr.htm
  22. Положение об обязательных резервах кредитных организаций ЦБ №342-П
  23. Указание ЦБ №2295-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России
  24. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (действующая редакция, 2016) .http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/
  25. Федулов В. Г. Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ в современных условиях развития экономики / В. Г. Федулов // Основные направления развития сферы торговли, индустрии, гостеприимства, сервиса и услуг в условиях ВТО: Сборник материалов Международной научно-практической интернет конференции. — Казань, ООО «Алекспресс». — 2014
  26. Черемисов Д. И. Использование инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 466-469
  27. Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики / М.Ю. Чикарова // Финансы и кредит. – 2013. – № 20, с. 54–56.

Приложение А

Изменение норматива обязательных резервов




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Деятельность коммерческих банков и основные направления развития банков в России

2. Процентные риски банков России

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

4. Направления деятельности инвестиционных банков в экономике России

5. ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

6. Формирование кадрового резерва

7. Порядок создания и использования резерва под снижение стоимости материальных ценностей

8. Клубный менеджмент как системообразующее управленческое звено в государственной политике подготовки спортивного резерва

9. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ РАЗГРУЗОЧНОГО УСТРОЙСТВА

10. Причины возникновения армянского вопроса в XIX – нач. XX вв. и его влияние на судьбу армян и международные отношения